Виталий Орлов
После того как Михаил Барышников в 2002 году создал группу «White Oak Dance», которая исполняла танцы в стиле супермодерн (Барышников и сам в ней танцевал), на мой незамысловатый вопрос, почему он оставил классику, великий танцовщик так же простодушно ответил: «А просто надоело исполнять роли принцев и графов. Захотелось быть поближе к людям». Ему тогда было 54 года!
Нынешним звездам Наталье Осиповой и Ивану Васильеву столько же лет, но в сумме, и потому они, достигнув мировой славы в очень молодом возрасте, исполняя классический репертуар, еще долго могли бы поражать публику в «Баядерке» или «Жизели» без всякого риска. Тем не менее они рискуют и находят современных балетмейстеров, которые помогают им заглянуть в хореографию будущего. В этом поиске и в достижении творческого союза важнейшая роль принадлежит человеку по имени Сергей Данилян.
В тесном нью-йоркском балетном пространстве, где одновременно работают мирового ранга балетные труппы Американского Балетного Театра и Нью-Йорк Сити Балета, где на сценах Линкольн-центра и Бруклинской Академии Музыки в течение почти целого года можно увидеть танцевальное искусство Парижа, Санкт-Петербурга и Токио; где продолжают творить гении хореографии Михаил Барышников, Марк Моррис, Твайла Тарп, Уильям Форсайт, занять собственное и значительное место совсем нелегко.
Сергею Даниляну, продюсеру и директору компании «Ардани Артистс» и его верной помощнице и единомышленнику Гаянэ Данилян это удалось. Свое 25-летие компания встречает при абсолютном внимании балетной общественности, начисто лишенном как снобизма, так и влияния конъюктуры, потому что ее танцевальные проекты – это авангард современной хореографической мысли. Творчество Сергея Даниляна иногда сравнивают с искусством быть балетным импрессарио Сергея Дягилева, открывшего в свое время публике на Западе поэзию русского балета. При всей лестности подобного сравнения нужно сказать, что Данилян сделал нечто большее: он показал миру, что искусство балета вообще может не менее серьезно воздействовать на эмоции, вкусы, мироощущение и даже философию зрителя, чем, например, музыка и живопись. Знатоки искуства пишут, что Сергей Данилян «вот уже 25 лет уверенно ведет свое дело – лавируя среди больших театров-пароходов; [преодолевая] штормовые припадки актерских самолюбий, он сводит в один проект людей, говорящих на разных языках, воспитанных в разных школах».
В какой-то момент Сергей Данилян придумал своих «Королей танцев», и после этого воспитанная на классическом танце публика вот уже который год жадно поглощает современную хореографию.
Решимость и решительность понадобились ему и тогда, когда он поддержал решение суперзвезд Натальи Осиповой и Ивана Васильева покинуть московский Большой ради петебургского Малого (Михайловского) и начать строить карьеру вне служебной иерархии какого бы то ни было театра.
Время показало, что он оказался прав – это подтвердили и прошлогодние осенние гастроли Михайловского театра в Нью-Йорке, и это подтверждается новым проектом Даниляна с участием Осиповой и Васильева «Соло для двоих», премьера которого в Нью-Йорке состоялась в августе 2015 года, хотя по жизни эти талантливые артисты теперь расстались. Сенсационный проект всколыхнул балетный мир. К участию в нем были привлечены ведущие специалисты – хореографы в области современного танца: Охад Наарин (Израиль), работы которого знает и высоко ценит Наталья; одаренный молодой португалец Артур Пита из Лондона, где Осипова теперь прима-балерина в Королевском балете; бельгиец марокканского происхождения Сиди Лярби Шеркауи и некоторые другие. Другие – это потому, что проект «Соло для двоих» состоит из трех балетов, состав которых варьируется. Премьера состоялась 25 июля 2014 года в Сегерстрем-центре (Калифорния), который стал компаньоном «Ардани Артистс» в этом проекте. В нью-йоркской программе зрители увидели американские премьеры балетов «Zeitgeist» («Дух времени», нем.) и «Моцарт и Сальери», а также ньюйоркскую премьеру балета «Facada» («Удар ножом», португ.)
Балет «Zeitgeist» поставлен хореографом и танцовщиком лондонского Королеского балета Аластаром Марриоттом на музыку Скрипичного концерта №1 американского композитора Филипа Гласса. Его исполнили Наталья Осипова и Эдуард Уотсон и группа танцовщиков лондонского балета; мировая премьера состоялась в Лондоне 17 июля этого года.
Напряженная и динамическая музыка Концерта идеально воплощена в пластических образах, и это чрезвычайно эмоциональное произведение, блистательно исполненное, являет собой образец современного балета, который легко обходится без либретто, но прекрасно дополняется графическим абстрактным видеорядом (Люк Холлс).
В противоположность ему балет «Моцарт и Сальери» поставлен на известные сюжет и музыку Моцарта. Хореограф и исполнитель роли Сальери, ныне петербуржец Владимир Варнава, сочинил свой опус как соединение пантомимы и элементов классического балета, в котором все свое огромное мастерство в обоих жанрах продемонстрировал Иван Васильев. Мировая премьера состоялась в Михайловском театре 30 июля текущего года.
Балет-трагикомедия «Удар ножа» входит в состав разных вариантов программы «Соло для двоих» в исполнении Осиповой и Васильева, хореограф Артур Пита. В балете участвует в качестве действующего лица – музыканта, играющего на гитаре и других инструментах, композитор Френк Мун. Сюжет в жанре «магического реализма» наполнен символами, сюрреалистическими видениями, элементами португальского фольклора и атмосферой фадо. Невеста мстит жениху, с криками сбежавшему от нее прямо из-под венца, представив себе ужасную картину предстоящей ему несвободной жизни.
Для обоих танцовщиков оказался заманчивым риск эксперимента, естественное для молодых стремление к новизне. Это побудили их к поиску, и они одержали победу.