Первая часть Прогулки по Нью-Йорку. 41. Арт- нуво и Арт-деко.1
Вторая часть.
Итак, продолжим прогулку по Нью-Йорку в стиле Арт-деко и Арт-нуво. Если вы пропустили начало нашего разговора о том чем замечательны эти стили архитектуры и почему мы затеяли разговор о них, вернитесь к началу нашей прогулки (здесь).
Не забудьте воспользоваться картой домов с стиле Арт-деко.
Мы на Таймс сквер, где начинается театральный район Нью-Йорка. Здесь нас сегодня интересует первый театр открытый на 42 стрит – легендарный «Нью-Амстердам». Внутренний интерьер этого театра можно назвать нью-йоркской жемчужиной Арт-нуво. Построенный в 1902 году, он стал одним из первых нью-йоркских домов, созданных в этом стиле. Правда, при открытии театра его узкий фасад был богато декорирован в стиле традиционного для того времени стиля Боз-арт, но, все же автор рискнул добавить в него и значительные элементы дизайна «Нового искусства».
В отличие от фасада, интерьер театра, разработанный Ричардом Андерсоном (Richard Anderson) стал первым примером стиля модерн (Арт-нуво) в США. Изысканный цветочный орнамент украшал как холл, так и зал «Нью-Амстердама». Вычурный узор серебристой зелени в сочетании со сказочными цветами в лиловых, сиреневых и розовых тонах потрясал воображение входящих в помещение театра зрителей. Сердца нью-йоркского бомонда покорил богато и элегантно декорированный зал с великолепно отделанным потолком, плавными линиями лож, декоративными арками, изыскано украшенными стилизованными павлиньими хвостами. Арт-нуво стал страстно желанным для каждого, кто имел возможность заплатить приличные суммы за реконструкцию своих квартир и домов в этом новом и необычном стиле.
В наши дни фасад театра изменился до неузнаваемости и не представляет интереса с точки зрения темы нашей прогулки, а вот интерьер сохранился практически полностью, и его непременно нужно увидеть, потому что таких образцов чистого стиля Арт-нуво в городе осталось немного.
Заглянув в «Нью-Амстердам», пройдемся по театральному району, рассматривая фасады театров, многие из которых также имеют отношение к нашей теме. Задержимся у дома Brill Building – 619 Broadway, между W49 & W50, который является интересным примером Арт-деко.
А теперь в путь к Рокфеллер центру, который, конечно, полностью создан в стиле нью-йоркского Арт-деко, начиная от внешнего вида зданий и заканчивая многочисленными скульптурами, барельефами и внутренними росписями потолков и стен центра.
Особое внимание уделим – GE Building, originally RCA Building (Sixth Ave at 50th St.) и его холлу со знаменитой фреской испанского художника Хосе Мария Серта «Американский прогресс». В тридцатые годы расписать вестибюль приглашали Матисса, и Пикассо, но за проект взялся другой художник. Жена Рокфеллера Эбби Олдрич предложила кандидатуру мексиканского художника Диего Риверы, которому она покровительствовала в то время. Ривера, известный своими коммунистическими воззрениями, написал яркую фреску площадью 99 квадратных метров, назвав её «Человек на распутье». В одном из фрагментов изображались первомайский парад в Москве и В.И. Ленин. Рокфеллер категорически отказался принять фреску, хотя и оплатил работу Ривере, но результат публике не показал. Фреску пытались перенести в Музей современного искусства – не получилось, и она была уничтожена. Взамен и появился «Американский прогресс». – Подробней читать здесь
Полюбовавшись росписью и интерьерами здания, пройдем через Рокфеллер цент на Шестую авеню. Здесь находится Радио Сити – Radio City Music Hall. Строительство театра началось в 1929-м году, им руководил знаменитый американский архитектор Эдвард Стоун (Edward Stone); художественной частью и оформлением заведовал не менее известный архитектор, выходец из северной Миннесоты (Minnesota) Дональд Дески (Donald Deskey). Именно ему, как утверждают многие, пришла в голову идея сохранить единый архитектурный стиль в каждом здании центра, таковым был выбран Арт-деко, определивший, как впоследствии оказалось, внешний вид Нью-Йорка. Подробней читать здесь.
Рядом с театром, стоит еще один типичный представитель нью-йоркского Арт-деко, правда ,построенный позднее – в 1947 году. THE TIME WARNER BUILDING или Esso Building (75 Rockefeller Plaza).
Теперь советуем пройти по 54 стрит в сторону Пятой авеню, чтобы посмотреть на типичные жилые дома в стиле арт-деко. Rockefeller Apartments (17 W54, bet. Fifth and Sixth Aves.) Не правда ли, они чем-то напоминают лондонский дом, в котором жил герой знаменитого сериала «Пуаро» Агаты Кристи, легендарный частный детектив Эркюль Пуаро? Но в Нью-Йорке в этом доме была квартира четы Рокфеллеров, которые пожелали жить рядом с ими же основанным Музеем современного искусства. (МОМА)
Вот мы и на Пятой авеню, которая представляет собой богатейшую коллекцию домов в стиле Арт-деко.
Перечислим наиболее знаменитые, начиная с первого номера по Пятой авеню, расположенного рядом с Вашингтон сквером. – One Fifth Ave. – at East 8th St
Следующий , на который советуем обратить внимание – THE FRED F. FRENCH BUILDING – 551 Fifth Avenue (на углу 45 стрит)
На Пятой авеню, в квартале между 47 и 48 стрит, стоит несколько зданий с элементами фасада в стиле Арт-нуво. Обратите внимание на магазин Sephora, украшающий его стеклянно-чугунный фасад , считается одним из интереснейших образцов арт-нуво в Нью-Йорке.
Напротив, универмага Saks, на фасадах одного из домов Рокфеллер центра, над входами в магазины, привлекают внимание два барельефных панно в стиле арт-деко.
На углу 55 стрит, еще одно любопытное для нас здание – отель The Peninsula (700 5th Ave). Этот дом сочетает в себе как элементы Боз-Арт, так и Арт-деко, а внутри можно отыскать изысканные акценты в стиле Арт-нуво. И хотя, этот шикарный отель был построен в 1905 году в стиле Боз-арт, его интерьеры, как и в случае с театром Нью-Амстердам, были выполнены в новом, модном, с присущей ему изяществом и фантазией. Советуем заглянуть во внутрь, тем более, что это намного проще, чем проникнуть в лобби исторических офисных зданий, которые после теракта 11 сентября 2001 года, в основном, закрыты для публики.
А теперь подойдем к легендарному зданию Tiffany’s – 727 Fifth Ave., at E57, хорошо всем известному по фильму «Завтрак у Тиффани», с несравненной Одри Хепберн, героиня которой завороженно стояла у витрины этого магазина и повторяла, глядя внутрь салона: «Здесь не может случиться ничего плохого…».
Да, Тиффани еще одна звезда нью-йоркского стиля. Здание построено в традициях Арт-деко, с фигурой Атласа, держащего часы на своих плечах, над входом в мир истинного Арт-нуво. Кто не знает ламп Тиффани, стекла Тиффани, украшений Тиффани, выполненных в лучших традициях этого стиля и практические ставших его синонимом в наши дни.
И, чтобы завершить изучение Арт-деко Пятой авеню, взглянем на два отеля:
THE SHERRY NETHERLAND HOTEL – 781 Fifth Avenue
THE HOTEL PIERRE – 795 Fifth Ave
Придется повториться, что изюминка в стиле Арт-нуво, конечно, находится внутри, зайдите и убедитесь сами.
Теперь пройдемся по 57 стрит, где в кварталах между Лексингтон и Восьмой авеню можно увидеть множество великолепных образцов интересующего нас сегодня стиля.
Назову несколько адресов, но на самом деле, здесь практически каждый фасад заслуживает внимания.
THE FULLER BUILDING – 41 East 57th St.
THE RITZ TOWER – 109 E 57th St. 455 Park Ave.
И, конечно, кольцо домов вокруг Центрально парка. Это еще одно собрание шедевров стиля, не поленитесь и погуляйте по периметру парка, рассматривая эти великолепные дома конца позапрошлого, начала прошлого веков, в которых вы без труда найдете признаки Арт-нуво и Арт-деко.
The Pythian – 135 West 70th Street
THE MAJESTIC APARTMENTS – 115 Central Park West
THE ELDORADO – 300 Central Park West
THE SAN REMO APARTMENTS – 145-146 Central Park West
Рассматривая дома вокруг парка, не забудьте заглянуть и в парк, в нем, как минимум треть парковых мостов, выполнена в стиле модерн (Арт-нуво).
И, конечно, фешенебельная Мэдисон:
Hotel Carlyle – 33 East 76th St., At Madison Ave.
Магазин Hermès – 691 Madison Ave at E62
Мы осмотрели и подробно поговорили о стильных зданиях Мидтауна, но еще есть Сохо, где сохранились прекрасные образцы Арт-нуво – самый интересный из них это Singer Building – 561 Broadway.
Downtown. Сначала пройдемся по Wall стрит:
BANK OF NEW YORK (FORMERLY IRVING TRUST COMPANY) – One Wall Street, at Broadway
TRUMP BUILDING (originally The Bank of the Manhattan Company building) – 40 Wall Street between William and Broad Streets
THE 63 WALL STREET -63 WALL STREET
The 120 Wall Street, – это имя и адрес дома одновременно, великолепный гигант в стиле Арт-деко.
Подробней об этих и других домах можно узнать, посетив Музей небоскребов по адресу Battery Park City at 39 Battery Place. Информация здесь
Еще несколько адресов интересных домов Даунтауна:
29 Broadway – 29 Broadway
East River Savings Bank (now Century 21)- 26 Cortland St.
THE AMERICAN INTERNATIONAL BUILDING – 70 Pine St
THE WESTERN UNION BUILDING – 60 Hudson St
20 Exchange Place – 20 Exchange Place
Federal Office Building – 90 Church St.
Barclay-Vesey Building -140 West St.
И чуть подробней, об одном из моих любимых домов Нью-Йорка, – об уникальном и единственном в своем роде The Old New York Evening Post Building. Он находится практически за углом от исторической церкви святого Павла на Бродвее, на улице Весей-стрит (Vesey St). В конце квартала, напротив нового Всемирно Торгового центра, по правой стороне бросается в глаза 14-этажный дом с большими скульптурами на уровне последних этажей. Его архитектурный стиль очень близок к стилю домов на Парижских бульварах, и потому неожиданно смотрится в кварталах Нижнего Манхэттена. Дом носит название The Old New York Evening Post Building (20 Vesey St), он был построен для редакции газеты «Нью-Йорк Ивнинг Пост» в 1906 году архитектором Роберто Д. Кохом (Robert D. Kohn). Здание является практически единственным в Нью-Йорке представителем стиля « Венский сецессион» (Vienna Secession), известного также под названием «Венский Раскол». Своим возникновением этот стиль обязан группе из 19 венских художников, скульпторов и архитекторов, сформировавшейся в 1897 году и возглавленной Густавом Климтом (Gustav Klimt). Философией этой группы было провозглашение полной свободы творчества и нежелание следовать классическим канонам как непреложному правилу. Архитектурный стиль Нью-Йорк Ивнинг Пост билдинга визуально ближе всего к Арт-деко, который был в моде в начале ХХ века. Статуи, украшающие верхние этажи дома, символизируют 4 периода Гласности (Publicity). Если судить по этим скульптурам, то все периоды, с точки зрения авторов, не отличались лицеприятностью. Скульптуры выполнены Гутзоном Борглум (Gutzon Borglum) и Эстеллой Рамболд Кох (Estelle Rumbold Kohn) – женой архитектора.
]И на последок, нечто необычное из прошлого мира Арт-нуво Нью-Йорка.
Величайший испанский Мастер “Нового искусства” задумал, но не осуществил грандиозный проект для Нового Света. В 1908 году Гауди представил рабочие эскизы гигантского отеля, который планировали возвести в Нью-Йорке, в районе нынешнего Всемирного торгового центра, на Church Street. Это здание должно было стать самым высоким в Америке, высотой 381 метр, и, конечно, не иметь ни одной прямой линии. На вершине главного купола отеля, напоминающего огромную скалу, планировалось разместить сверкающую звезду. К сожалению, проект не был реализован, а эскизы практически забыты вскоре после смерти архитектора в 1926 году.
В настоящее время, мы проводим Туры по Городу Большого Яблока в стиле Elegant New York в сопровождении профессионального гида. Эту Прогулку, как и многие другие, вы можете совершить, индивидуально или в группе, с нашим гидом. Присылайте заявку и мы организуем тур в удобное для вас время. Возможно, вас заинтересуют другие туры – читайте-выбирайте.
Татьяна Бородина.
Следующая прогулка: Прогулки по Нью-Йорку. 42. Праздничные витрины
Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 40. Steinway Hall, 57 Street.
и Прогулки по Нью-Йорку 39. По 57-й стрит с Ольгой Керн.
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on reprints, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com