Интервью с Романом Балаяном
вела Татьяна Бородина
Киев-Нью-Йорк, август 2014
Цикл “Знаменитые киевляне”
Все выпуски см: Признание в любви, Киев. «Серебряный век», Валентина Санина-Шлее, Такая большая жизнь, Охотник, фантазер и его дома, Тот, кому не все равно, Малевич из Киева, Выйдя в отставку…, Первый шаг в бессмертие
[quote style=”boxed”]Роман Гуренович Балаян, выдающийся кинорежиссер, замечательный рассказчик, удивительный человек, по жизни привык общаться с представителями масс-медиа и давать замечательные, зачастую просто афористичные интервью, но в последнее время он был буквально атакован просьбами журналистов поделиться своими мыслями и воспоминаниями о Сергее Параджанове. И не удивительно, Роман Гуренович близко знал, понимал и долгие годы дружил со знаменитым кинематографистом, который считал Балаяна своим учеником.
В 9 января 2014 исполнилось 90 лет со дня рождения Сергея Параджанова. В этом же году – 50 лет его фильму «Тени забытых предков». Творчество и жизнь Параджанова удивительны и невероятны, в первую очередь, тем, что совершенно не соответствуют как общепринятым стандартам, так и реальности, в которой он жил и творил.
Его биография напоминает сценарий фильма о жизни гения в стране «победившего социализма», а фильмы – творения человека, сформировавшегося в совершенно свободном обществе. Параджанов – это парадокс, парадокс во всем.
В его жизни все происходило «как в кино»: казалось, что его первый шедевр грянул как гром с ясного неба, как и последовавшие за этим мировая слава и гонения властей; затем годы в тюрьме и заступничество мировых знаменитостей; дом, куда стекались на паломничество фанаты и поклонники; поездки по миру, сопровождавшиеся его экстравагантными выходками. Но главное, конечно, его невероятные картины и коллажи, которые он создавал с неизменным блеском и бесконечной фантазией.
Как смог прожить этот невероятный человек всю свою жизнь вопреки здравому смыслу и общепринятым нормам поведения, творить вопреки законам соцреализма и внешним обстоятельствам…
К юбилею Параджанова был снят художественный фильм «Параджанов», который Роман Балаян, ставший его креативным директором, предлагал назвать «Любовник красоты».[quote style=”boxed”]Роман Балаян: «Я предполагал для фильма совершенно другое название. Не “Параджанов”, а “Любовник красоты”. Потому что рассказ о Параджанове — это не только созерцание красоты, это еще и жизнь внутри нее. Это отражение красоты в каждом кадре — «Теней забытых предков», «Цвета граната», других картин. … Красота в творчестве Сергея Параджанова имеет свои законы, свою территорию, свою “биографию”. Сам Параджанов даже обижался, когда я говорил, что его картину «Цвет граната» можно показывать хоть с конца, хоть с середины, хоть шиворот-навыворот. И в этом ее феноменальность! Потому что этот человек творил красоту, он был ее пленником. И отсюда, возможно, все его триумфы и трагедии.»
Посмотреть фильм «Параджанов» можно в кинотеатрах и даже найти в интернете, интервью с Романом Балаяном о фильме также доступны в сети – очень советуем почитать. Мы же воспользовались идеей Романа Гуреновича и назвали наш разговор с ним о Сергее Параджанове «Любовник красоты», потому эти два слова говорят о Мастере больше, чем множество статей.
– Роман Гуренович, расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с Сергеем Параджановым?
– Меня привел к нему мой однокурсник. Я долго не хотел с ним знакомиться, но все кричали, что он снял гениальные «Тени забытых предков», и я согласился. Пришли к нему домой и мне он страшно не понравился. Зауважал лишь после просмотра «Теней забытых предков» и… подружился навсегда. Мне нравились его легкомыслие, постоянные импровизации и даже то, что он всегда говорил, что он гений. Надо же, это ему очень даже шло.
-Он считал Вас своим учеником, но считали ли Вы его своим учителем?
– Влияние его было фантастическим, я подражал ему в новеллах, в курсовых, в дипломной работе. Но, может, я один только из его почитателей, которому удалось вырваться из-под влияния его киномышления. Мои фильмы, может, никакие, но к параджановской школе не имеют отношения.
-Как говорится «Судьба человека в его характере». Что в характере Параджанове было основополагающим, что вело его по жизни?
– Он был как недорезвившийся в детстве ребенок. Природное жизнелюбие, внутренняя свобода – вот, что его держало на поверхности в то трудное время. Этакий не вылезший из детства, весьма избалованный ребенок.
Я называл его «опасно свободный человек». Он мог бесконечно рифмовать «коммунисты-фашисты», нести черт знает что, но диссидентом он не был. Марк Донской точнее обозвал его манеру поведения: «кинохулиган». Жил, как хотел, по земле не ходил – летал над ней, над скучными буднями.
-Его творчество и его личность – это одно целое или параллельные миры?
– Истинный Параджанов — этот эпатажный «клоун» был совсем другим в фильмах. И «Тени…» и все другие фильмы после этого — это исповедь в общем-то одинокого, очень печального человека, невстроенного в эту жизнь. Потому и его загробная жизнь гремит намного громче и веселей.
– Ранний фильм Параджанова «Киевские фрески» чем-то напомнил мне работы Дали , причем не кинематографические, а живописные. Известно, что Параджанов был весьма экстравагантный, любящий эпатаж человек, что тоже напоминает Дали . Был ли близок Параджанову сюрреализм?
– «Сюр» был его любимым выражением. Кстати, и не кстати. И не всегда к месту. Но к сюрреализму собственное искусство никак не относил.
-Как, на Ваш взгляд, был ли Параджанов в своем творчестве близок мастерам итальянского и французского кинематографа?
– Более всех он обожал Феллини.
-Большинство кино-работ Параджанова носят этнический характер: ранняя его работа «Молдавская сказка», украинский фильм «Тени забытых предков», армянская кино-притча «Цвет граната», грузинские фильмы «Легенда Сурамской крепости», «Ашик-Кериб». Есть ли этому причина, то ли это стечение обстоятельств, то ли веянье времени, когда на национальные темы было больше шансов получить «добро» снимать?
– Это не этника. Это житие. Главные герои его фильмов — это воздух, вода, земля, огонь и ветер — и люди, подвластные этим стихиям. Национальное в его понимании — это не только сюжет, а то, в чем ходят, в чем едят, как двигаются, чему поклоняются, верующие или нет. Хотя сам он не верил ни в бога, ни в черта. Сам по себе был и богом и чертом. В одном лице.
-Он начал создавать свои коллажи в тюрьме, потому что не мог не творить, и они помогали ему выжить, или это было давнее его увлечение?
– Мое личное мнение — он был абсолютно свободен лишь в своих коллажах. Это и есть его миропонимание, его истинный характер, его необузданный нрав. Так и не прирученный никем мустанг.
-Фильм «Тени забытых предков», которому в этом году исполняется 50 лет, сделал Паражданова знаменитым, но и положил начало его неприятностям. Почему так случилось?
– На премьере «Теней…» Иван Дзюба, замечательный человек, поднялся на трибуну и оповестил, что во Львове за проявление национализма арестованы такие-то, такие-то. Посчитали, что и Параджанов с ним согласен и с тех пор пошло…
-Был ли понят и принят этот фильм среди мастеров советского кинематографа? Я слышала, Тарковский и Канчаловский отнеслись к нему, поначалу, весьма прохладно.
– Да, я слышал, что Кончаловский и Тарковский вначале не приняли этот фильм. Тарковский был более восхищен «Цветом граната». Причин неприятия «Теней…» не понимаю… Впрочем, допускаю, что потом они и «Тени…» оценили.
-Выход в свет «Теней забытых предков» совпал с новой волной политических арестов в Украине. Как к этому относился Параджанов? Был ли он по своим убеждениям диссидентом?
– Он первый ставил подпись под протестами и от этого стал еще более неприемлем для власти. Диссидентом никогда себя не считал, это я точно знаю — просто относился к ним с пониманием.
-Был ли в его жизни период, когда он был в фаворе у власти, или он всегда был с ней в конфронтации?
– Он был в фаворе у интеллигенции и никогда у власть предержащих.
-Тюрьма для такого свободолюбивого и творческого человека, как Параджанов, должна была стать полной катастрофой. Вы навещали его в заключении и встречались с ним после его освобождения. Изменили его годы неволи, и если да, то в чем и как?
– Я где-то писал: посетив его в тюрьме, нам показалось, будто это он нас навестил — шутил, острил, а мы были грустны, полагая, что он это делает специально. Грустен он был лишь в письмах из тюрьмы. Вряд ли тюрьма его изменила, это он ее чертовски изменял, почему через каждый год его отправляли в другую тюрьму…
-Параджанов любил Украину и очень хорошо понимал ее, он творил, любил и жил в Киеве. Но его арест и заключение оставило в его душе обиду именно на Украину (не на СССР). Почему?
– Убежден, что он любил Украину и ушел из жизни, любя ее. Просто он был обижен на украинских друзей, не сумевших или так и не посмевших встать на его защиту, дабы его не посадили.
-Параджанов, признанный в мире кинематографист, но его творчество понятно далеко не всем – скорее оно понято и принято среди своих – причастных, просвещённых, приобщённых. Как теперь принято говорить, он, как и Тарковский, создавал элитное кино, не массовое, но совершенно необходимое для того, чтобы в искусстве не наступил ледниковый период. Что же сейчас, неужели, когда пропала необходимость творить «вопреки и против», исчез стимул и творческий процесс забуксовал?
-Просто сейчас тупиковый период во всем — в искусстве, в политике. Есть фильмы, но нет просвета — нет улыбки Кабирии в конце фильмов. Как в «Ночах Кабирии» у Феллини – все тяжело, но в конце героиню обгоняет велосипедист, и она вынуждена ему улыбаться, потому что он так хорошо на нее смотрит… Вроде, ложная надежда, но это неважно. Теперь этого нет…
Кино Параджанова не гениальное, а уникальное. Ему нельзя подражать — это будет все равно выглядеть эпигонством. Параджанов — это стихийное явление — землетрясение, падение метеорита и дальше в том же роде…
[quote style=”boxed”]Сергей Параджанов: «Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым – и стал обаятельным, я завидовал умным – и стал неожиданным. Завидовал талантливым – и стал гениальным».
Информационная справка: «Те́ни забы́тых пре́дков» (укр. Тіні забутих предків) — художественный фильм по мотивам одноименной повести Михаила Коцюбинского, «Киностудия им. А. Довженко», 1964. Прокат (1964) — 8,5 млн зрителей. Фильм посвящён столетнему юбилею Михаила Коцюбинского.
Награды: Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко С. Параджанову (посмертно), оператору Ю. Ильенко, актрисе Л. Кадочниковой, художнику Г. Якутовичу в 1991 году. Премия Британской киноакадемии в 1966 году. Кубок на фестивале в Риме в 1965 году. Вторая премия за лучшую постановку, специальная премия Ассоциации аргентинских кинокритиков за цветную фотографию и съемочные эффекты на международном кинофестивале в Мар-дель-Плато в 1965 году. «Золотая медаль» на международном кинофестивале в Салониках в 1966 году. Специальная премия жюри на кинофестивале в Киеве в 1966 году.
Любое использование текста возможно только с письменного разрешения автора проекта