Лазарь Фрейдгейм

Часть вторая. Начало см. здесь. 

Элегантное украшение быта или назойливый примитив

[quote style=”boxed”]История первых металлических подносов, украшенных декоративной росписью, в Подмосковье связано с именами семьи Вишняковых. Филипп Вишняков, крепостной графа Шереметева, выйдя на волю, создал свою мастерскую. Сами хозяева промысла обозначали это так:  “Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 года”. Клеймо Вишняковых до сих пор является лучшей характеристикой лакового изделия. При аукционной продаже такое клеймо на обороте подноса или на крышке шкатулки повышает стоимость в десяток раз.

Предоставим слово старым документам. В «Записках Императорского Русского технического общества» и в отчете о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге отмечалось, что подносное производство имело четырех представителей: двух из Петербурга (Лабутина и Смирнова) и двух из Москвы (Вишнякова и Васильева). «Под Москвой выделка подносов имеет чисто кустарный характер и занимает главнейшее жителей села Осташково и деревни Жостово графа Шереметьева. Лак на подносах у всех вообще экспонентов оказался одинаково стойким. По правильности форм, тщательной вытравке железа подносы Вишнякова имели решительный перевес перед другими». «Живопись на подносах Вишнякова, в особенности цветы, по сочетанию своему и правильности, стоят далеко выше подносов прочих фабрикантов. Хотя цены подносов Вишнякова выше других, но эта надбавка вполне вознаграждается вышеупомянутыми качествами».

Поднос ко дню рождения (лицевая сторона)

Традиции изготовления расписных подносов зародились значительно раньше – много веков тому назад. Уже в 14-16 веках были популярны подносы и чаши к рождению ребенка (Childbirth Tray – Desco da Parto). Росписи делались на деревянной или металлической основе (чаще всего использовали серебро или медь). На следующих двух иллюстрациях показаны двухсторонние росписи на подносе 15 века (художник Джованни ди сер Джованни Гуиди (1406-1486). Сюжеты живописи – детские игры и радости.

 

 

 

 

Поднос ко дню рождения (обратная сторона)

 

Практика эмалировки и живописи была широко распространена в Азии в течение многих веков. Появление металлических подносов с ручной росписью (tole painting) в Англии относят к 17-18 векам. В Америке tole подносы, кажется, появились в 18-ом веке среди скандинавских иммигрантов в Новой Англии. Эта практика была распространена также среди немецких иммигрантов в Пенсильвании. Большое количество старинных подносов – прародителей современных изделий – находится в коллекции The Hunterian Museum в Глазго, Шотландия. Повсеместно, как и в России, такого типа изделия рассматриваются как предметы народного искусства (folk art).

 

[quote style=”boxed”]Когда-то работа скульптора была образно сформулирована Огюстом Роденом: взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. С той же долей серьезности определения: в производстве подносов все тоже предельно просто.

 

Ковка заготовки – механическая на прессах или ручная ковалями. (Посидим около мастеров. Прислушаемся…). Отжиг. Обезжирка. Грунтовка. Замалёвок. Сушка (не раз и не два…- после каждого этапа). Выправка. Тенёжка. Прокладка. Бликовка. Чертёжка. Привязка. Уборка краёв. Полировка – элементарно: затирка ладонями до блеска с помощью тончайшего мелового порошка. Поднос готов: забирай, ценитель и покупатель.

 

 

 

 

 

 

 

В период развития промысла преобладали сюжетные композиции. Например, “Тройка”, “Чаепитие”. Такие подносы использовались для украшения интерьера домов и трактиров, а также функционально для сервировки столов. Уже в давние времена становления мануфактуры проявлялись типичные особенности народных промыслов: повторяемость сюжетов при многообразии деталей в каждом изделии. Иллюстрацией этого могут служить, например, вишняковские подносы 1880-х годов с названными ранее сюжетами.

Многократные реминисценции темы чаепития можно увидеть и в современных изделиях, как массовых серий, так и работы профессиональных художников. В этом подносе живопись передает все нюансы картины К. Маковского.

А вот и исходная картина – Константин Маковский. “За чаем”.

 

 

 

Особая праздничность и задор отличают каждую тройку, представленную на подносах.

Цветочные мотивы в росписи подносов мастерской Вишнякова, по-видимому, появились в 1870-е годы. Редкий такой поднос имеется в фондах Русского музея.

Для меня жостовский поднос это взгляд на природу с весенней свежестью, с меняющимся каждый час полем одуванчиков, голубизной василькового островка, с многоцветьем розария… Это – личная фантазия, далеко не всегда совпадающая с рисунком подноса, это – экзальтация и настроение.

Как бы откликаясь на это богатство красок, из под рук мастеров выходят разноцветные подносы, на которые радужной россыпью ложатся цветы. Красный, зеленый, белый, синий, нежно-золотой… Ну и, конечно, исстари традиционный – чёрный.

 

Без особых усилий можно было бы дополнить подборку до полной радужной гаммы.

 

Роспись подносов в Жостово осуществляется масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром.  Работают мастера беличьими кистями разных размеров. На технологии письма останавливаться не хочется, так как была договоренность о преобладании впечатления над багажом знаний. Роспись ведется без предварительного рисунка, без букета перед глазами. Момент творчества, фантазии, наития. Плод быстрой неповторимой импровизации (по определению искусствоведа А. Бакушинского)…

Поднос восьмиугольный_Жостово_1920

Формы и размеры подносов варьируются очень широко. Это воочию видно даже на уже приведенных примерах. Издавна размеры и формы диктовались потребительским использованием подносов. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» – не больше тарелки… По форме: овальные, прямоугольные, круглые, шести и восьмиугольные и даже треугольные для угловых столиков…

 

Полнос Гжель

Преобладающей темой росписей жостовских мастеров являются цветы. В основе – изображение розы, георгина, астры, реже мака, шиповника, тюльпана, обрамленных листьями и мелкими цветами –  васильками, ромашками, колокольчиками… Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Росписи традиционно воспринимаются как реалистическое решение по формам и цвету.

Манера росписей выявляет родственность с другими видами русской народной кистевой росписи на сундуках, мебели, берестяных туесах, прялках и т. п. Иногда вместо обычного яркого панно возникает монохромные изделия, например, подчеркивающие связь этой мануфактуры с другими видами народных промыслов. Таким примером может служить поднос в стиле Гжели.

 

Поднос Пропаганда 1928

Тематика росписей жостовских подносов очень широка. В начале знакомства уже упоминались такие темы, как чаепитие и тройка. Советский период не мог не отметиться пропагандой. Приведу два образца – Ленин и жостовский вариант «Кубанских казаков» -идиллия счастья, бьющего через край.

 

Поднос_На отдыхе

Нам, привыкшим к твердой связке понятий расписного подноса и Жостово, порой кажется, что в наши дни изготовление расписных подносов это удел только промыслов России. Уже упомянутые мной мои друзья-любители жостовских подносов искренне воспринимают их не только как родоначальников, но и как основных производителей.

 

Естественно, что это ошибочное предположение. Подносы в быту вещь необходимая и удобная. За этим следует естественное стремление дать в руки желающим радующие глаз изделия. Различного вида росписи – из этого числа. Мне представляется, что в условиях американского быта вряд ли широко находят применение расписные подносы в качестве украшения интерьера жилья. Но практическое применение подносов в Европе и Америке, возможно, даже более разнообразно, чем в России.

Также как в жостовских изделиях, в росписи подносов широко используются букеты и цветы. Порой по стилистике они очень близки к российским образцам.

Расписной поднос фирмы Nash Co (Nashсo).

 

 

 

Расписной поднос фирмы  Nash Co (Nashсo). Скромный серо-голубой фон и мягкие тона букета. По всему контуру выполнен прорезной узор, что не часто встречается в жостовских подносах.

 

Конструктивно идентичные два подноса, но решенные в другой гамме. Размеры первого подноса примерно 18”x13”.

 

 

Размеры следующего подноса немного больше: 20″х15″. На обороте имеется маркировка: “HAND PAINTED Chip & Alcohol Resistant E. T. Nash Co. N.J. 3. N.J.”

 

 

Приятной элегантностью отмечена роспись старинного подноса.

Присмотримся еще к двум цветочным подносам фирм Nashco (США) и Ian Logan (Великобритания).

 

 

 

 

 

 

Tray_Ian Logan

Английский поднос, изготовленный в 1880-х гг., смотрится как родной брат российских подносов:

Яркий английский круглый поднос 1960-х гг. показан на следующих иллюстрациях.

Tray_Floral_Engl_1880s

 

 

 

 

Можно увидеть подносы с пейзажами, бытовыми сценами и многими другими сюжетами. Подносы широко варьируются по размеру и форме, от огромных прямоугольных до маленьких, тонких овалов, например для визитных карточек посетителей. Ниже показан поднос с улетающими гусями фирмы Nashco с размерами 22 ½” X 10″.

 

Большое количество сюжетов росписей американских подносов преследуют рекламные цели. Несколько примеров таких подносов:

 

Фирма Jacob Ruppert

Фирма Lutz Beer. Редкий поднос 1910-20 гг. Размером 10”x14”, изображающих братьев Лутц, пьющих пиво свой фирмы.

Фирма Lutz Beer

Рекламные подносы изготавливаются иногда самими фирмами, а иногда заказываются на специализированных производствах. Порой названия этих производств остаются неизвестными.

Много подносов в Европе и Америке при внешнем сходстве облика имеют существенное отличие от ручной росписи Жостова. Они изготавливаются по технологии деколь, в основе которой переводной рисунок, одинаковый на всех изделиях. Так изготавливаются практически все подносы с рекламой. Можно, однако, отметить, что такая техника нанесения рисунка на металлические подносы применялась уже в период нижнетагильского производства. На иллюстрации показан поднос 1902 года “Беззаботное детство” – ручная ковка, просечка, деколь, трафарет, масло, лак. Мастерская И. И. Кайгородова в Нижнем Тагиле.

"Беззаботное детство"

Американские подносы с ручной росписью относятся к особой категории – tole или toleware. Эта группа изделий очень близка к привычнвым для России жостовским подносам. “Tole paiting” со сложным и ярким дизайном часто, подобно российским, выявляют сильное влияние народного творчества. Этот стиль живописи и дизайна также находит применение в росписях бытовых товаров, как кофейники, абажуры, и множество других вещей. Встречаются совсем необычные сюжеты росписей, например, поднос в голландском стиле с ветреными мельницами. (Вспомните голубой поднос «Гжель»).

 

 

 

 

 

Некоторые особо ценные образцы старинных toleware изделий можно найти в музеях, особенно в Соединенных Штатах.

Поднос танцы в восточном саду. Япония XIX в.

 

 

Популярны и подносы с восточными мотивами – национальный быт, восточный дворик и т.п.

Наибольшее количество подносов с ручной росписью за рубежом России в 1940-50 гг. изготавливали фирмы Nashco Products (Нью-Йорк) и Pilgram Art. Широко распространены также подносы указанной выше фирмы Ian Logan (Великобритания). Можно также назвать британскую фирму Metal Tray Manufacturers Co Ltd.

 

 

 

 

 

 

 

[quote style=”boxed”]Небольшое «лирическое» отступление. При просмотре многообразия американских «tole painting trays” наряду с неоднократно упоминаемыми подносами “Nashco Tole Tray” или «Pilgram Art.hand decorated” встретилось название «Hanger Painting Tray”. Следуя своей буквоедской манере, я включаю в свой список фирм, изготавливающих расписные подносы, неизвестную мне фирму Hanger Co… Говорят, что доверяй, но проверяй. Соблюдение этой заповеди при коллекционировании особенно важно. При очередном просмотре собранной информации я понимаю, что Hanger это не название корпорации, а способ крепления подноса – крючок, подклеенный к задней стороне подноса, а заглавная буква – следствие англоязычной традиции в заглавии писать все слова с большой буквы.. А ляп был так близок, так возможен…

Заставляю себя поставить точку. Тема расписных подносов оказалась наркотически завлекательной. Чтобы не склоняться к немодному наркотическому лексикону, воспользуюсь другим сравнением – это сладость, от которой трудно отказаться (замечу при этом, что не страдаю диабетом и поэтому  к сладости могу тянуться свободно, без медицинских противопоказаний). Мои познания в области расписных подносов, как я сказал вначале, не выходят за пределы эмоционального восприятия. Табель о рангах в отношении всего описанного включает только субъективные критерии: нравится или нет, хочется на это смотреть вновь или нет, хочется это держать в руках или нет…

Просмотрев гору информации, перетасовав колоду подносов многократно, пересмотрев домашние запасы, взглянув на множественность сюжетов и цветов, буйство красок, я убедился, что сочные подносы поднимают настроение, греют душу, радуют глаз. Сродни лекарству, не имеющему противопоказаний. Мой совет поэтому – поставьте свой завтрак на красивый поднос и в путь… Хорошего настроения!