“Картины покупают не потому, что они нравятся; напротив, картины нравятся, потому что их покупают” — сказал писатель Жорж Фейдо сто лет назад.

 

По традиции Elegant New York подготовил для своих читателей краткий репортаж о самых интересных и важных весенних торгах аукционов  Christie`s  и Sotheby`s «Искусство импрессионистов и модернистов»,  прошедших в Нью-Йорке на прошлой неделе.  Так чем же они были знаменательны и чем отличались от прошлогодних?

 

Подробно, об нью-йоркских аукционах и рекордах прошлого года, читать здесь.

Хорошо известно, что уже несколько десятилетий, именно на весенних Нью-Йоркских аукционах, ставятся, практически, все мировые рекорды арт-рынка. Именно эти торги служат важнейшим мерилом не только «покупательской уверенности», но и являются важнейшими показателями мирового рынка в целом.

CLAUDE MONET NYMPHÉAS Estimate $25,000,000 – $35,000,000 Lot Sold $27,045,000

 

Итак, на Вечернем аукционе Christie`s (6 мая),  была представлена весьма солидная подборка произведений таких классиков импрессионизма и модернизма как Пикассо, Модильяни, Моне, Сезанн и многие другие.

Общая сумма торгов составила – $285,9 млн. Были распроданы практически все многомиллионные лоты, 89% выставленных на продажу произведений искусства нашли своего покупателя, что однозначно говорит об успехе аукциона.

Но, нужно отметить, что присутствовавшие на торгах наблюдатели обратили внимание на несколько необычную для последних лет атмосферу, которая отличалась определенной осторожностью и сдержанностью.

AMEDEO MODIGLIANI JEUNE HOMME ROUX ASSIS Estimate $8,000,000 – $12,000,000 Lot Sold $17,637,000

Об этом красноречиво говорят и цены, за которые уходили картины – из десятка основных лотов, предпродажную цену, существенно превысило только одно полотно — «Юноша с рыжими волосами» Амедео Модильяни (при предварительной оценке в $8–12 млн оно продано американскому частному коллекционеру за $17,6 млн.).

Все остальные картины, включая «Кувшинки» Клода Моне (проданы за 27 млн коллекционеру из Азии) из собрания дочери «медного короля» и основателя Лас-Вегаса сенатора Кларка, и «Портрет Доры Маар» Пабло Пикассо (ушел за $22,5 млн), и «Венецианка IV» Альберто Джакометти были проданы, практически, по минимальной оценочной цене. Другими словами, за них участники торгов, практически, не сражались.

По словам эксперта в этой области, Татьяны Маркиной: «С одной стороны, предварительные оценки просто обозначают рыночную стоимость вещи, так, как ее видят эксперты аукционного дома. И тот факт, что результаты вписываются в эстимейты, а не превышают их, говорит о точности оценки. С другой стороны, за последние лет десять все привыкли, что итоговые цены на лучшие вещи многократно превышают предварительные оценки. А Christie`s вообще славится тем, что эстимейты ставит невысокие, чтобы привлечь побольше внимания к вещам, подманить покупателей. В общем, ощущается  некоторая напряженность.»

 

HENRI MATISSE LA SÉANCE DU MATIN Estimate 20,000,000 — 30,000,000 Lot Sold 19,205,000

 

 

 

Несмотря на то, что на Вечерних торгах Sotheby`s (7 мая) было выставлено больше лотов чем накануне на Christie`s, тогри оказались менее прибыльными, чем у конкурентов.
Общая сумма торгов составила только – $219 млн. 

Но справедливо будет отметить, что именно на Sotheby`s была продана самая дорогая картина этих дней «Спасение» Пабло Пикассо — за $31,5 млн.

Торги на Sotheby`s  проходили активней и цены, относительно предпродажной оценки, оказались выше, явно, покупатели проявляли больше энтузиазма и азарта во время торгов. Но и на этом аукционе новых рекордов установлено не было, хотя картина «Спасение» Пабло Пикассо подорожала вдвое против эстимейта и было продано за $31,5 млн. 

PABLO PICASSO LE SAUVETAGE Estimate 14,000,000 — 18,000,000 Lot Sold 31,525,000

 

 

Информационная справка: «Спасение» было написано Пабло Пикассо в ноябре 1932 года. На нем изображена воображаемая сцена спасения из реки, юной  возлюбленной Пикассо, Мари Терез Вальтер На самом деле, все было не так драматично: Мари Терез той осенью действительно рисковала жизнью, искупавшись в холодной Марне и после этого тяжело заболела,  однако, в воображении художника этот факт преобразился в сцену, по духу напоминающую античную трагедию. Интересно, это большое полотно некогда было приобретено прямо из мастерской художника  галерей  Бейелера.

 

Остальные работы, попавшие в десятку топ-лотов, совсем немного превысили свои предпродажные оценки: «Венецианка V» Альберто Джакометти ушла за $8,8 млн при эстимейте $6–8 млн, перешли грань верхнего эстимейта работы Клода Моне, Фернана Леже, Жоана Миро.

CLAUDE MONET CATHÉDRALE DE ROUEN Estimate 2,000,000 — 3,000,000Lot Sold 3,973,000

На обоих аукционах подтвердился тренд на усиление азиатского рынка. К примеру, на Sotheby`s около 30% общей суммы на торгах сделали частные покупатели из Азии (по-видимому, в большинстве своем китайские). В сумме они оставили на торгах $64 млн.

Следующие важные торги пройдут в Нью-Йорке на этой недели — это будут аукционы современного искусства.

По словам одного авторитетных экспертов в области искусства: “Современное искусство — самый бурный кусок арт-рынка, притягивающий больше всего внимания и денег. Он собирает столько же проклятий, сколько восторгов и поднимается столь же быстро как падает. Правда, раздел “Послевоенное и современное искусство”, серьезно (более чем вдвое по обороту) падал только один раз, в 2009-м, когда его догнал экономический кризис предыдущего года. Ну, а до начала 2000-х годов и говорить было не о чем — годовые объемы продаж едва дотягивали до смешной цифры в полмиллиарда. Сейчас – столько делает один удачный аукцион. В прошлом, 2013 году, раздел “Послевоенное и современное искусство” по совокупному обороту достиг исторического максимума (учитываются только продажи на аукционах): $4,9 млрд.

Роль продавцов-галеристов в поддержании цен, конечно, огромна: пока есть хоть какие-то резервы, крупнейшие арт-дилеры мира предпочтут сами покупать друг у друга работы Дэмиена Херста, Энди Уорхола, Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера, лишь бы не дать ценам упасть. С другой стороны, не так ли делали первые маршаны импрессионистов и постимпрессионистов?”

Ну что ж будем ждать результатов аукционов и делать дальновидные выводы и прогнозы на будущее.