Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 30. Туристу на заметку;
Прогулки по Нью-Йорку 29. Around Central Park
Автор цикла Татьяна Бородина
Этим выпуском «Прогулок по Нью-Йорку» мы открываем новую тему, в рамках которой известные ньюйоркеры будут рассказывать нам о своём «личном городе», и надеемся, помогут заглянуть в его потаённые, скрытые от посторонних «секретные места». Сегодня, в компании с известным нью-йоркским художником Артемом Миролевичем, мы отправимся в путь по артистическому Нью-Йорку, узнаем, чем живёт мир современного искусства города, заглянем за кулисы стрит-арта, побываем там, где сейчас расположен истинный, не туристический нью-йоркский арт-цент.
— Артем, сейчас вы живете в новой арт-мекке Нью-Йорка в Вильямсбурге, – в одном из прибрежных районов Бруклина. Но до этого, насколько я знаю, вы жили в Сохо и в Трайбеке, которые в своё время тоже были художественными эпицентрами города. Что вы можете сказать об этих районах с точки зрения художника?
— Да, какое-то время я жил в Сохо и очень люблю этот район. На мой взгляд он самый цельный в Нью-Йорке в смысле архитектуры и истории, по нему, как по учебнику, можно изучать процесс развития и трансформации Ною-Йорка. Он весть пронизан историей города с его взлётами и падениями.
Скажу вам, это счастье, что его не снесли этак лет 50 назад. И хотя я, конечно, не застал этот район ни в его упадке, ни в его богемном расцвете, я приехал в Нью-Йорк, когда Сохо стал уже совсем гламурным, но с гордостью могу сказать: этот район сохранился и украсил современный Нью-Йорк благодаря художникам, ведь это они, постепенно завоевав его, превратили в один из самых процветающих в городе.
Художники появились в Сохо, когда в пост-индустриальный период район совсем зачах, пришёл в упадок . Дома своими выбитыми окнами мрачно смотрели на грязные пустые улицы, по которым пронзительный ветер носил клочья грязного полиэтилена и газет. Брошенные квартиры, заколоченные магазины, опустевшие фабричные цеха, полуразвалившиеся машины, подозрительные личности и бездомные — страшно было ходить по улицам района, не только вечером, но и днём. Да и делать там было нечего, среди этих руин былого процветания.
Запустение полное, — и власти подумывали снести весь район, но не успели…
Дома там были построены на славу — большие, добротные, с высокими потолками, огромными окнами, просторными помещениями, и все это практически ничего не стоило…
Лакомый кусочек для тех, кто ничего не боится и кому нечего терять, кому нечем платить за мастерские, но жажда творчества и самовыражения велика. Вот этот народ и рискнул поселиться в этих Богом и людьми забытых кварталах.
Но, как говорится: лиха беда начало, за художниками потянулись те, кто решился открыть в Сохо первые недорогие ресторанчики и бары, разные сервисы, потом появилась публика, сначала молодёжная, те, кого привлекал дух андерграунда, за ними любители богемного антуража, и так постепенно все стало вполне пристойно и благополучно. Начали открываться галереи, появились состоятельные клиенты.
Прошло несколько лет, и многие местные начинающие художники стали популярными, добились успеха. Сохо приобрел свое артистическое лицо, стал модным местом и, естественно, творческие личности с громкими именами тоже реши переехать в новый богемный район.
Вот так, за какие-то 10-20 лет, район стало не узнать. Ну и дальше пошло как водится — недвижимость подорожала, публика стала богаче, значит, стали дороже рестораны, магазины, галереи и т.д.
Район стал гламурным — в нем поселилась модная индустрия с ее шикарными бутиками и дорогими дизайнерами одежды. Сохо перестал быть доступен молодым начинающим художникам, и они перебирались в Трайбеку и Челси, ну и галеристы вместе с ними. В Трайбека все произошло точно так же, по тому же сценарию. Челси все еще остаётся галерейным районом, но это очень дорогие мета, молодёжи там уже нет. И вот лет 15, как все стало перемещаться в Бруклин, и опять же в промышленный и не очень престижный район — Вильямсбург. Но как видите, это уже проверено, когда творческие люди селятся в неблагополучном районе, его ждет перерождение — район облагораживается и идёт в гору.
Сейчас в Вильямсбурге я все это вижу и переживаю вместе с районом, все происходит на моих глаза, да я и сам в этом, можно сказать, участвую. (смеется)
Но уже можно сказать, что и Вильямсбург тоже почти прошёл этот путь. Цены на аренду и покупку жилья здесь сравнялись, а часто и превышают, цены в Манхэттане, во всяком случаи выросли за 10 лет в 3-4 раза. И опять художники двигаются дальше – следующий шаг это Бушвик. Чуть дальше от реки, следующий район за Вильямсбургом. Там на сегодняшний день расположена промзона вперемешку с жилым районом. Но все это с каждым днём становятся всё больше жилым и всё меньше промышленным. Туда-то все и съезжаются, и я бы сказал — центр художественной жизни сейчас именно в Бушвике.
—То есть теперь уже и Вильямсбург не самый-самый горячий арт центр в городе? А как же известные местные галереи, их все так же много?
— В Вильямсбург молодые художники уже не въезжают — они уже не могут себе это позволить. В начале 2000-х был массовый исход художников из Маннхэттена в Вильямсбург, тогда-то и поползли вверх цены.
10 лет назад, я думаю, здесь была кульминация процветающих галерей. Сейчас их немного меньше, перемещаются в Бушвик. Но из тех что остались хочу назвать несколько самых известных.
Во-первых, это Pierogi галерея, несмотря на своё название, не имеющая ничего общего с русскими.
Дело в том, что раньше Вильямсбург был поделён на зоны. Одна зона была польская, она до сих пор осталась – ближе к Гринпойнту. Pierogi, наверное, это название было дано польской составляющей Вильямсбурга. Также был здесь, да и до сих пор есть богатый итальянский, довольно мафиозный, небольшой, но влиятельный район. Естественно есть большая еврейская часть Вильямсбурга, где живут религиозные, в основном ортодоксальные, евреи. И испанская часть — Southside.
Район Вильямсбург — это кварталы от реки и до Бушвик Авеню. Всё, что за Бушвик Авеню, называется Ист-Вильямсбург. Раньше это называлось просто Бушвик, теперь это называется Ист-Вильямсбург, но я думаю, что это придумали хитрые real estate агенты, чтобы легче продавать «труднопродаваемые» районы.
Вот так и происходит – район развивается, и искусство движется вглубь Бруклина.
Сейчас нужно ловить момент и бывать почаще в Бушвике, где проходят очень интересные фестивали, и именно туда съезжается понимающая публика для посещения «Open studio tour» . Это происходит в начале лета, и это очень интересно! Обязательно сходите, если не были. Я это всем вашим читателям очень рекомендую. Подробности на их сайте. Или в Google наберите “Bushwick open studio tour”, и найдете всю нужную информацию. Сейчас там все очень хорошо организовано.
— Что представляют собой эти туры?
— Художники, графические дизайнеры, музыканты (но в основном художники), живущие в Бушвике, в течение одного выходного открывают двери своих студий и приглашают туда всех желающих посмотреть.
Я участвовал, кстати, сам как художник пару лет назад. Меня пригласили поучаствовать, и я в связи с этим активно гулял и смотрел, я был поражён. Я в Бушвик наезжаю периодически, раньше это случалось раз в пару лет… Последнее время уже случается раз в пару месяцев. Но когда я был там несколько лет назад, я был поражён таким количеством, концентрацией и качеством таланта. Действительно, Бушвик – это новый Вильямсбург, новое Сохо!
Причём там селится много совсем молодых и очень талантливых ребят. Это люди, которые приехали в Нью-Йорк учиться или работать.
— А как насчет галерей? Открываются новые?
— Да, там уже открылись серьёзные галереи. Переезжают из Челси, или открывают в Бушвике вторую или третью галерею.
— Но вернемся в Вильямсбург, к истории его галерей.
— Да, я начал вам рассказывать про галерею в Вильямсбурге, одну я назвал – это Pierogi, вторая – это Figureworks. Это на North 6-й и Бедфорд, небольшая очень приятная галерея. Это именно там я познакомился с Мэри Уэстринг – женщиной, которая научила меня гравюрам. Я полюбил эту галерею, как только поселился здесь в 96 году, она мне сразу стала очень интересна и близка.
Галерея Figureworks основана художником и галеристом Венделл Хэррис – это он на протяжении уже многих лет поддерживает художников в Вильямсбурге, вне зависимости от их происхождения и национальности. Просто местных художников.
У него в галерее иногда проходят классы рисования, приглашают моделей. Вы обратили внимание на название? Оно связано именно с темой галереи, поэтому там в основном выставляют работы, которые так или иначе связаны с человеческим телом. То есть Figureworks у него и вправду “figure works” (смеётся).
Вот ещё одна, о которой хочу сказать. Очень интересная галерея McCaig-Welles. Она до сих пор существует, но уже в формате ярмарок. В этой галерее была собрана очень сильная коллекция художников, многие из которых были street artists. Их работы до сих пор украшают стены Вильямсбурга. Многие стали знаменитостями международного уровня. Мне даже самому довелось выставляться бок о бок с Шепард Файри (Shepard Fairey). Вы знаете, это очень известный теперь стрит-артист. А когда-то он выставлялся а галерее McCaig-Welles.
— Street-art на наших глазах становится полноправным направлением искусства. Давайте поговорим об этом подробнее, тем более, что районы о которых идет речь невозможно представить себе без этой компоненты.
— Я считаю, что в Нью-Йорке стрит-арт – часть города. И Вильямсбург в этом смысле, пожалуй, лидирует. Раньше здесь была практически сплошная промзона, а значит, здесь очень много глухих стен, немноголюдно и, главное, мало полиции, которая может тебя арестовать за твоё уличное творчество. Поэтому здесь и граффитчикам, и стрит-артистам было где развернуться. Что и случилось . Когда в конце 90-х сюда начали подтягиваться галереи, это сыграло на руку тем художникам, кто работал в этом стиле.
Причём сотрудничество стрит-артиста и галеристов становилось весьма продуктивным, как я уже рассказывал на примере McCaig-Welles галереи. Галеристы начали выставлять и продвигать местных стрит-художников и многого достигли в этом плане.
— Да, в последнее десятилетие граффити и стрит-арт диаметрально изменили свой социальный статус, превратившись из искусства андерграунда в модное направление урбанистического дизайна. Приятная трансформация. Теперь стрит-художников не гоняет полиция, а приглашают владельцы зданий расписывать фасады и украшать интерьеры.
— Да, за последние 10-20 лет взгляд общества на стрит-арт изменился в лучшую сторону. Теперь многие владельцы зданий с удовольствием официально отдают свои стены для росписи художником. Существует две главные школы такой «росписи»: одни – это так называемые теггеры, которые просто пишут теги, а другие – это именно стрит-артисты, которые создают, действительно, произведения искусства. Ко вторым я отношусь более серьезно и считаю их настоящими художниками, потому что они продвигают не только свое лого и имя, а действительно делают произведения искусства, которые выбрасываются в массы абсолютно бескорыстно – или даже если небескорыстно, то с наилучшими побуждениями и на радость всего народа. И среди них много действительно профессиональных художников, работающих в этом стиле… Приятно, что в нашем районе моно владельцев зданий и бизнесов, которые понимают это искусство, поддерживают его и даже, можно сказать, принимают участие в его созидании.
— Чем? Тем, что заказывают эту роспись?
— Да, очень многие заказывают. Вот мы сидим с вами сейчас здесь в моей мастерской, и я смотрю в окно, — вот видите там яркое пятно впереди? Я, к сожалению, не помню фамилию этого художника, но я с ним не раз выставлялся вместе. Я же периодически тоже участвую в выставках McCaig-Welles галереи, которая, как я говорил, возит своих художников по ярмаркам. И этот художник работает не только на галерею – у него очень много заказов на роспись зданий.
И вот этот дом, о котором мы говорим, был построен на моих глазах. Снесли старый дом, на его месте построили новый и наняли местного художника, уже знаменитого к тому времени, чтобы он расписал серые мрачные стены.
У нас в округе много стен расписано знаменитыми художниками, такими как Бэнкси, и Шепард Фэйри, и Swoon…
Причём многие здесь живут или жили раньше. Здесь, кстати, есть большая коммерческая официальная контора, которая расписывает стены. Они делают и граффити, и рекламную роспись. У них огромный офис в Вильямсбурге. Они и на стене своего офиса сделали интересную роспись: множество лиц, наверное 50, улыбающихся и смеющихся, я уверен, что 90% из них – это работающие художники -граффитчики.
А Бушвик, могу сказать, уже переплюнул Вильямсбург — там я ходил с открытым ртом, смотрел по сторонам и щёлкал фотоапаратом. Там такие росписи!!!
— Вы меня заинтриговали. Куда именно порекомендуете съездить посмотреть-поснимать?
– Бушвик – это 5-я, 6-я, 7-я остановка метро «L» от Манхэттена. Центр жизни там сосредоточен вокруг метро. Поэтому просто около остановок метро там можно ходить. Я гуляю там довольно часто. Выйдете из метро и сразу увидите куда идти. А можете не спешить, а поехать именно на open studios – это и идеальное время года, потому что тепло, и идеальная возможность познакомиться с районом, потому что можно и внутри посмотреть работы художников в их студиях.
Людям всегда интересно, я помню, когда у меня были open studios в Трайбеке и Сохо, я обратил внимание, что, когда люди приходили ко мне, они, естественно, смотрели на картины, но все всегда смотрят на быт художника — это всем всегда очень интересно. А в Бушвике ты имеешь возможность увидеть все сразу: и быт, насколько у тебя хватит времени и желания, и искусство, и стрит-арт, причем столько, сколько времени хватит, хоть 100, 200, может быть, даже 500 студий. (смеется).
— Весна не за горами, расскажите подробней об этих турах по галереям. Есть какие-то гиды, которые сопровождают посетителей?
— Нет, там все открыто и висят объявления, составлена карта, висят указатели. Всё обозначено. Хорошо продумано и построено. Может быть, ближе к делу мы с вами вместе прогуляемся там. Так как я сам участвовал там и несколько лет гулял, я уже знаю здания, в которые обязательно нужно зайти – они пышут энергией креатива. Информацию о турах см. здесь
— Конечно, это было бы здорово. А потом напишем о нашей прогулке репортаж. (смеётся). А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о стрит-арте с позиции художника. В одном из своих интервью вы сказали, что это одно из самых сильных направлений в современном искусстве.
– Да, я так считаю. Но это трудно назвать направлением, потому что каждый художник, работающий на улице, работает в своём ключе, и они сильно отличаются. Конечно, часто это нечто среднее между иллюстративным и fine art, но часто это концептуальное искусство. На улице можно увидеть всё, и это здорово. Сама концепция того, что художник выходит и рисует на улице, очень близка мне. Мне это кажется честным, настоящим,…причём человек, который это делае,т должен быть в меру авантюрным и в меру сконцентрированным.
— То, что они рисуют — это чаще полет фантазии или илюстрация к чему-то?
— Трудно сказать, потому что сколько художников – столько сюжетов. Но, в основном, это, конечно, урбаническая тема. В основном это художник, живущий в городе и пишущий о городе. Часто это какая-то нота протеста. Мне очень нравится в стрит-арте присутствие юмора. Ещё мне нравится в стрит-арте элемент обыгрывания предметов. Часто кретное двухмерное или трёхмерное изображение, а часто, например, стена или водонапорная башня является элементом, который обыгрывается в общей композиции.
— Вы помните, мы проходили я снимала длинную стену и на ней всадницы, вы знаете чья это работа?
— Да-да-да. “Четыре всадника смерти”. К сожалению не могу вспомнить фамилию автора… Но я его знаю, во-первых, по его многочисленным работам, которых здесь много в округе, во-вторых, он уже довольно знаменит — его представляет очень известная галерея в Челси, Levine Gallery.
Я помню его работа была в Манхэттене на углу Houston и Bowery. Там есть огромная стена, которая отдаётся граффитчикам, он там работал тоже. Эта стена признанных, – показатель того что ты уже коммерческий художник… Если ты расписал эту стену, значит ты уже в обойме, значит, у тебя уже всё хорошо, ты уже не просто стрит-артист — ты уже стрит-артист, принятый в круг больших галеристов, которые тебя раскручивают. И скоро, может случиться, та улица, на которой ты делал арт, может принадлежать тебе. (Смеётся). Ну, будем надеяться, что это случится со всеми талантливыми стрит-артистами, чего от души желаем им и вообще всем талантливым людям. (Смеётся).
— Очень интересно вы рассказали нам о районе. Так сказать, взгляд изнутри. Взгляд того, кто сам участвует в трансформации района. И напоследок сакраментальный для любого нью-йоркского района вопрос — есть ли здесь, в Вильямсбурге, хорошие рестораны?
– Да, уж в этом плане тут давно все в порядке! Но сейчас хороших ресторанов здесь так много, что даже я — человек, который предпочитает ходить именно в рестораны только своего района — не успеваю посетить все новые места, их настолько много, и все они выглядят прекрасно. Здесь очень много тайских ресторанов, очень много суши-ресторанов, есть несколько хороших итальянских.
— Несколько названий, пожалуйста.
— На мой взгляд, один из лучших ресторанов – это Cadaques, он мне очень нравится. Владеет им француз, но кухня французско-испанская. Расположен он прямо под студией, где я делаю гравюры. Но это не главная причина, почему это мой любимый ресторан. Во-первых, я видел, с какой любовью и как долго они его готовили. Хозяин этого ресторана – очень интересный француз, чей дедушка, кстати, владел рестораном на Монпарнасе и у которого столовались многие художники, чьи работы он брал в качестве расплаты за обеды. Среди этих художников были Модильяни, Пикассо и другие очень известные имена.
Потом есть ещё ресторан Ako, это суши-ресторан прямо на Бедфорд между Пятой и Шестой North. Несмотря на большое количество японских ресторанов, он один из первых здесь был и как-то уже запал в душу. Я многих туда вожу, серьёзных ценителей, и всем нравится.
Тут ещё был когда-то знаковый ресторан, который назывался Planet Thailand. Это был ресторан тайской кухни, он открылся в начале 90-х. Как вы знаете, в Нью-Йорке сейчас много тайской кухни, и она очень популярна. На тот момент это был один из немногих ресторанов, и люди из Манхэттена приезжали в Вильямсбург, который был тогда ещё страшноватым районом, именно для того чтобы покушать в этом ресторане. Он находился буквально в двух шагах от остановки метро, то есть люди могли приехать в Вильямсбург, покушать в этом ресторане, сесть в метро и уехать. Это действительно было знаковое место, они потом переехали в большое помещение. Сейчас закрылись, к сожалению. Думаю, лет пять уже как.
Но это не беда много есть нового, так что есть поле деятельности для любителей вкусно и не очень дорого поесть. Приезжайте!
-Спасибо Артем за замечательную прогулку!
Татьяна Бородина
Исторические фотографии – интернет-ресурсы
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Продолжение следует:
Прогулки по Нью-Йорку 32. Around Park Avenue.
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com