Cцена из балета "Глинка. Вальс-фантазия". хореография А.Ратманского.2009г

[quote style=”boxed”]Приехав в Нью-Йорк в конце 90-х и почувствовав себя со временем жизнеспособным, я решил осуществить свою мечту: увидеть на сцене моих любимых артистов: Лайзу Миннелли и Михаила Барышникова. Да, я понимал, что время их творческого взлета уже чуть позади, но для меня это не имело ровно никакого значения: они были и оставались для меня великими, и нельзя было упустиь возможность прийти на их спектакь или концерт, которую давал Нью-Йорк, ибо они оба здесь – нет, не живут – обитают! Как боги на Олимпе!

Оказалось однако, что возможность эта – чисто теоретическая, и осуществить ее, как мне сказали, практически нельзя. И тут вступило в действие известное русское правило: «Если нельзя, но очень хочется, то можно…».

М.Барышников обсуждает с Константином Райкиным спектакль студентов его курса. 2008г.

В разное время мне удалось встретиться с обоими; с Михаилом Барышниковым даже несколько раз, хотя меня редупреждали, что великий танцовщик и актер, Барышников не очень-то жалует прессу, а с журналистами русскоязычных СМИ не встречается категорически.

Когда у меня спрашивают, как же мне это удалось, я отвечаю: «Секрета нет. Я стараюсь не задавать наглых и глупых вопросов…»

К своим статьям-репортажам фотографии я обычно снимаю сам, но публикуя их, СМИ используют только две или три, в то время как делается их десятки, иногда сотни. Остальные, к сожалению, остаются невостребованными, а жаль: среди них бывают подчас уникальные. Мне хотелось бы, чтобы эта публикация немного восполнила этот пробел. Почти все фотографии сделаны мной; только в некоторых случаях даются уже публиковавшиеся – когда необходимы пояснения, самые минимальные.

 

 

М.Барышников в спекакле труппы "Белый дуб". 2001 г.

К тому времени, когда мне впервые удалось попасть на спектакль с участием Михаила Барышникова, он уже ушел из классического балета и создал вместе с Марком Моррисом труппу «Белый Дуб».

5 июня 2001 г. в Бруклинской Академии Музыки состоялась нью-йоркская премьера ее спектакля «PASTForward». Спектакль по собственному сценарию поставил известный балетмейстер Д. Гордон. Хореографию его можно отнести к поставангарду. Этим чисто американским и по сути антибалетным феноменом М.Барышников заинтересовался, уже обеспечив себе место во всемирном пантеоне гениев балета всех времен и народов. Он сам танцевал в спектакле вместе с еще семью молодыми талантливыми парнями. Все восемь, танцуя вместе финальный номер, делают абсолютно одинаковые синхронные движения, они в одинаковых костюмах, но: при всем при этом, даже если вы не знаете Барышникова в лицо, вы сразу отличите его танец от других – по элегантности, изяществу, шарму.

Барышнков - интервью автору

 

В 2004 году труппа Барышникова и Морриса прекратила свое существование, и Барышников со всей присущей ему целеустремленностью и энергией принялся создавать свой Центр искусств (Baryshnikov Arts Center – ВАС) – чтобы поддерживать молодых художников, обеспечивая их стипендией жильем и предоставляя им возможность для творчества и экперимента.

В 2005 году журнал «Нью-Йоркер» пригласил Барышникова на встречу с читателями в новый ВАС, и я понял, что это – мой шанс! Я пришел на встречу как читатель, а когда очередь задающих вопросы дошла до меня, я подошел к микрофону и спросил, нельзя ли мне спросить по-русски. Барышников насторожился, но на вопрос ответил, после чего я на весь зал попросил: «Не дадите ли вы мне автограф?» «Но только после встречи!» – улыбаясь моему лукавству, ответил Миша. Американцы так называют его и сегодня, когда Мише исполнилось 65.

С тех пор я довольно часто бываю в ВАС и вижусь с Михаилом. Для меня особенно интересны представления известных российских театральных режиссеров: Льва Додина, Константина Райкина, Петра Фоменко (увы, покойного), которые по приглашению Барышникова приезжают со спектаклями своих студентов.

[quote style=”boxed”]Создание своего Центра Барышников когда-то называл последней главой своей жизни. К счастью, это оказалось не так. Прежде всего, он – участник нескольких театральных и кинопроектов в качестве драматического актера, среди которых, наиболее полно, на мой взгляд, его синтетический дар проявился в спектаклях Резо Габриадзе «Запрещенное Рождество» и Дмитрия Крымова «В Париже», в разные годы показанных на фестивалях искусств Линкольн-центра.

 

За работой

 

 

Но я все же дождался своего часа увидеть Барышникова в настоящем балетном спектакле. Хотя Михаил не раз намекал о своем уходе с балетной сцены, он сформировал в ВАС балетную труппу Hell’s Kitchen Dance, в которой выступает как солист. Новый спектакль-воспоминание назывался «Три соло и дуэт». Специально для Барышникова хореографов Алексей Ратманский поставил «Вальс-фантазию» на музыку М.Глинки – один из трех балетов этого удивительного до глубины души спектакля.

В 2010 году Барышников предлагает помещение своего Центра для проведения акции, как мне кажется, неоднозначной для него по смыслу – цермонии вручения премии «Либерти» выдающемуся российскому танцовщику Владимиру Васильеву.

 

 

 

 

Между тем, Михаил Барышников заявил о себе как о человеке, основательно занимающемся изобразительным искусством. Во-первых, он продемонстрировал собственную коллекцию выдающихся произведений мирового искусства, так или иначе связанных с балетом, и, во-вторых, представил публике результаты, и отнюдь не ординарные, своего увлечения искусством фотографии. Но моя камера запечатлела танцовщика не во время экспозиции его работ, которые Барышников показал публике, а как зрителя на выставке произведений его фото-ментора Леонида Лубяницкого, выдающегося фотографа-эмигранта из России, создавшего, в том числе в разные годы запоминающиеся портреты Михаила.

Увидим ли мы еще великого Мишу на балетной сцене? «Мое тело все еще в прекрасной форме. Было бы неправильно не танцевать», – подчеркнул артист в одном из недавних интервью…

 

[quote style=”boxed”]И еще – из интервью ВВС в связи с премьерой спектакля «Старуха» по Даниилу Хармсу, которая вскоре пройдет и в Нью-Йорке: «Мне хватает ума понять, что моя пластика и мой опыт танцовщика могут скрыть мои дефекты как драматического актера».

Виталий Орлов

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.

Так же читайте материалы о М.Барышникове в журнале Elegant New York:

Михаил Барышников.

Барышников – живопись как танец

Барышников – балет, фотография,…и не только