10 мая в Нью-Йорке в галерее АВА открылась выставка «Русская живопись из частных коллекций: от Боровиковского до Кабакова». Этой выставкой начинается “Русский сезон” в Америке 2012 года.
Экспозиция произведений русских мастеров производит маштабное впечатление, но ценность ее многократно возрастает в атмосфере сложившихся в последние 2 года не простых обстоятельств культурного обмена между Россией и США.
В конце июля прошлого года суд США постановил начать процесс возврата иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из коллекции Шнеерсона, хранящихся в России. Из-за этого российский культурные организации, в частности, ряд крупных музеев были вынуждены отказаться от участия в выставках на территории США.
В ответ американские музеи также приняли подобные решения.
«Эта выставка, может быть, не имела бы такого значения, если бы она не проходила на фоне замороженных культурных отношений, наблюдающихся сегодня в российско-американских меж музейных обменах, обменах библиотечных, архивных”, – представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Именно для того что бы заполнить образовавший вакуум культурного обмена Анатолий Беккерман решил организовать эту выставку:
Анатолий Беккерман: «Последние годы между Россией и США существует мораторий на музейный обмен, который закрыл для широкой американской аудитории возможность встречи с русским искусством. Основная цель выставки показать американской публике значимые образцы русского изобразительного искусства созданные на протяжении трех веков.
Мы открываем двери нашей галерее для широкой публике в первый раз, понимая насколько важен в данный монет не потерять и возобновить своими силами столь устойчивый в прошлом культурный обмен между Америкой и Россией. Сила искусства заключается в его способности укреплять доверие и взаимопонимание между нашими странами»
Благодаря совместным усилиям нашей галереи и крупных частных коллекционеров нам удалось собрать эту действительно уникальную экспозицию.»
Выставка продлится 2 недели, многие посетители успеют побывть на ней и насладиться представленнымиздесь уникальными произведениями выдающихся мастеров русской школы.
Экспозиция достаточно полно рассказывает о русской школе живописи, ностальгически касаясь ее классических основ и освещая аспекты развития различных художественных направлений. Хронологически выставку открывает В.Боровиковский, картиной «Портрет С. Яковлева» и И.Г. Шмидт пастелью «Портрет А.В.Суворова» в мире существуют только три подобных портрета, при этом один из них находится в Эрмитаже.
Очаровательная жанровая картина В.Перова «Беседа» начинают экспозицию второй половины 19 века. Этот период русской живописи на выставке представлен достаточно широко, его репрезентуют полотна таких замечательных художников, как А. Бенуа, К. Судейкин, К. Маковский.
Картина М. Ларионова «Женщина на скамье», своим сдержанно-романтическим характером начинает рассказ о невероятно интересном периоде русской живописи возникший на переломе 19-го и 20-го столетия.
Полотна К. Коровина, Д. Бурлюк, А.Тышлер, Г. Серебряковой, Н Гончаровой, дают возможность получить представление о тенденциях заложивших фундамент развития русского авангарда в живописи.
К этим годам так же относиться ряд работ привлекающих особое внимание своей жанровой тематикой. Их можно выделить в особую группу под условным названием «Париж и парижане». Картины И. Похитонова, Н.Тархова, Ю.Анненкова, К.Коровина написаны в манере так или иначе связанной с импрессионизмом, погружают зрителя в неповторимую парижскую атмосферу.
Работы О.Рабина, В.Янкилевского, Э.Булатова, И.Кабакова, Э. Штейнберга, О.Целкова, М.Шварцмана, Е.Рухина и др. представляют на выставке современное искусство, начиная со времен «шестидесятников» и до наших дней.
Анатолий Бекерман, говорит: «На выставке много потрясающих работ. Трудно выделить несколько, но я очень горд тем что могу представить публике такие полотна как: «Ловец крабов» Григорьева, «Хрусталь» Кончаловского, которая была показана на выставке “Бубнового валета” в 1915 году, «Баба в желтом» Архипова и «Бульвар Монмартра» Коровина.»
Многие западные коллекционеры представили на выставку картины из своих собраний. Барышников предоставил для экспозиции “Кабуки” Льва Бакста и “Абстрактную голову” Павла Челищева, а Владимир Спиваков, абстрактную композицию Павла Мансурова.
Выставка необыкновенно интересна и насыщена замечательными полотнами великих художников. Она не оставляет сомнений, что коллекционирование русской живописи на западе в наши дни, переживает грандиозный подъем
Вот что говорит владелец галереи Анатолий Беккерман об изменении отношения к русской живописи на западе:
«Долгие годы русская живопись с точки зрения ценообразования была «мировой падчерицей». И, несмотря на резкий подъем интереса к ней в начале 90-х годов, она все еще остается недооцененной.
Вот такой пример: максимальная цена за работы таких американских импрессионистов как Чаилда Хассама, Джорджа Беллоуз, Джона Сарджента на аукционах доходит до 50 миллионов долларов, а потрясающее полотно К. Коровина – одного из ведущих русских импрессионистов, было продано всего за 3 миллиона. Чувствуете разницу? Существует громадное несоответствие. И это относится ко многим русским художникам.
Рынок русского изобразительного искусства в настоящее время считается одним из самых динамично развивающихся в мире. Приведу несколько красноречивых фактов: за последние 5 лет на аукционе Сотбис за произведения русского искусства было заплачено $700 000 000, а увеличение глобальных продаж русской живописи на том же аукционе в 2011 выросло на 16% относительно 2010.»
Анатолий Беккерман занимается коллекционирование уже белее 30 лет, он экспер своего дела, к нему обращаются за советом и помощью многие ведущие коллекционеры во всем мире. Но кроме этого он один из первых занялся возвращением на родину произведений русских художников
Анатолий Беккерман: «Целый ряд найденых нами картин находится, например, в Русском музее и Музее современного искусства в Москве. Мы смогли вернуть на родину несколько произведений Б. Григорьева, фантастическое полотно M. Добужинского, картины Кустодиева, Р. Фалька, М. Ларионова, Д. Бурлюка, А. Экстер, И.Пуни. Безусловно, музеи были счастливы получить такие полотна. Немало важно, что мы смогли правильно сориентировать музеи по времени приобретения картин. Это был верный момент, -сейчас цены на эти полотна выросли во много раз.»
Беспорно проведение такой выставки имеет огромное культурное значение, согласно мнению Михаила Швыдкого, нынешний проект является очень важным и наверняка будет иметь продолжение и развитие. «Интерес к русскому искусству в США пробудился на рубеже XIX-XX веков, именно тогда русские художники открывали для себя Америку и американский художественный рынок, а американские собиратели искусства впервые стали включать в свои коллекции новую для них живопись», – отметил Швыдкой во вступительном слове к выставке, – «Поэтому экспозиция в «АBА» – своего рода вершина айсберга, малая – но, пожалуй, лучшая часть того, что хранят сегодня частные коллекционеры».
Фотографии и текст – Татьяна Бородина