Биография картины
«Красные виноградники в Арле» были написаны в ноябре 1888 года. Примерно в это время Винсент Ван Гог писал своему брату Тео: «Ах,почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката».
В городке Арль на юге Франции Ван Гог провел больше года и создал здесь более двухсот произведений. Мечтая основать в Арле коммуну художников «Мастерская Юга», он пригласил сюда Поля Гогена. Искусствоведы отмечают влияние Гогена и в «Красных виноградниках», и в других работах Ван Гога этого периода.
Многие искусствоведы называют «Красные виноградники» единственной работой Винсента Ван Гога, проданной при его жизни, хотя на самом деле есть сведения и о других купленных у него картинах. Но только покупка«Красных виноградников» была задокументирована, и только она принесла Ван Гогу ощутимый доход — 400 франков.
В 1906 году «Красные виноградники в Арле» приобрел русский промышленник и коллекционер Иван Морозов.
Шедевр под микроскопом: три сюрприза
Все перечисленные факты давно известны, а вот проведенное масштабное исследование (первое подобное за всю 130-летнюю историю картины) открыло кое-что новое. Картину изучили с помощью современных методов — рентгено-флуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом. Это позволило узнать следующие подробности.
Винсент Ван Гог писал картину не на фабричном полотне,а на мешковине, которую загрунтовал сам, причем — не слишком тщательно, поэтому сцепление красочного слоя с основой было непрочным. В некоторых местах художник выдавливал краску прямо на холст и делал мазки не только кистью, но и пальцами. Завершив работу, он снял полотно с подрамника, свернул его в рулон и отправил брату в Париж. При этом на красочном слое местами отпечатался холст — это значит, что Ван Гог не дождался, когда картина полностью высохнет. Его брат Тео, натягивая холст на подрамник, тоже не был аккуратен,и на красочном слое образовался кракелюр.
Процесс и результат
В течение четырех месяцев специалисты Государственного музея изобразтельных искусств им. А.С. Пушкина не только исследовали картину, но и укрепили самые уязвимые ее места, остановив разрушение шедевра. Также были устранены следы предыдущей реставрации. Кроме того, восстановлена рама: с нее удалили грязь, восстановили позолоту и утраченные фрагменты декора, заново покрыли раму лаком.
Все работы проходили при поддержке бренда LG Signature. Частью проекта стали онлайн-циклы «Дневник консервации» и «Диалоги о творческом пути и работе Ван Гога» на сайте ГМИИ. Кроме того, создан четырехсерийный документальный фильм «Тайна красных виноградников», который будет демонстрироваться на платформе IVI.