О легендарных домах и их  знаменитых владельцах.

Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com

 

Предыдущая прогулка см.:  Прогулки по Нью-Йорку 33. Upper East Side.

Вид из Центрального Парка на “Миллиардерскую милю”.

В начале XIX века Пятая авеню, в районе нынешних 50-х стрит, практически, не существовала. Это была не более чем ухабистая грунтовая дорога, окружённая пустынными участками земли, фермерскими полями и трущобами. Однако, к середине Позолоченного века, она преобразилась до неузнаваемости. Чтобы поселиться вблизи только что открытого Центрального парка, нью-йоркские миллионеры готовы были выложить невероятные, для тех времен, суммы. Новые шикарные  особняки на Пятой авеню, больше напоминающие европейские замки, чем городские дома, вырастали один за другим и буквально за несколько лет сформировали новое лицо респектабельного Нью-Йорка.  Прямо на глазах изумлённых горожан возникали шикарные кварталы, какими не обладал доселе ни один город на земле.

 

Старые семьи Нью-Йоркского высшего света поначалу осуждали дурновкусие чрезмерно помпезных домов и роскошных усадеб новоявленных «неотёсанных» миллионеров, сколотивших свои огромные состояния в течении каких-то 20-30 лет. Им казалось, что выставлять напоказ  богатство просто не прилично. Но хруст новеньких «зеленых» банкнот быт заразителен и вскоре гонка роскоши на Пятой Авеню стала целью всех тех, кто мог себе это позволить. Даже старые семьи, такие как  Асторы, построили сказочный замок с элегантными башенками  на углу Пятой Авеню и 69 стрит. К сожалению он не сохранился, сейчас на его месте стоит Синагога в мавританском стиле, но старые фотографии дают представление о том, насколько он был хорош.

Миллиардерская миля. XIX век.

 

В те годы, в Нью-Йоркских соседних кварталах, можно было увидеть все архитектурные стили: от романского до ренессанса, барокко и рококо.

Рядом с частными особняками появлялись новые элегантные отели: «Пьер», «Плаза», «Новый Голанский отель»,  «Савой». И вся эта роскошь, как единый архитектурный ансамбль, как символ невиданного процветания Америки, сосредоточился вокруг Пятой Авеню и Центрального парка и привлекала зевак со всего света.

 

В Америке на рубеже XIX-XX столетия огромные состояния сколачивались за несколько десятилетий и, промышленных миллиардеров того времени,  часто называли “Баронами-разбойниками”, сравнивая их с бандитами с большой дороги или грабителями торговых железнодорожных составов.

Это прозвище подразумевало, что эти люди сделали свои деньги достаточно радикальным образом,  порой обходя законы, беспощадно расправляясь с конкурентами и эксплуатируя рабочих, не соблюдая самых необходимых мер безопасности труда, недоплачивая везде где можно недоплатить и считая каждых цент прибыли. Все методы были хороши для достижения цели. Но как бы то ни было, имена этих «Баронов-разбойников»  остались в истории и связаны с воплощением в жизнь  грандиозных проектов и невиданных экономических и финансовых  прорывов. Эндрю Карнеги, Джон Д. Рокфеллер и Корнелиус Вандербильт – люди легенды Американской истории. И все они имели великолепные дома на Пятой авеню, многие из которых, восхищают нас до сих пор и задают тему нашей сегодняшней Прогулке.

Frick Mansion

Frick Mansion – особняк Генри Фрика был построен в 1913 году по проекту архитекторов Каррер и Гастингс в стиле неоклассицизма. Адрес: 1 E 70th St, New York. Цена этого особняка на момент постройки составляла $ 5,000,000.

История Генри Клей Фрика (1849-1919). Он начал свою карьеру, работая на ферме отца, затем стал работать в магазине клерком, потом бухгалтером. Причем, он получил только начальное образование.  В юности Генри был тихий, застенчивый мальчик, в котором невозможно было угадать будущего непреклонного и жесткого предпринимателя к тридцати годам, получившего практический полный контроль над всей угольной промышленностью Пенсильвании.

В 1871 году Фрик, вместе с двумя своими двоюродными братьями, основал собственное дело – коксовую печь для поставки топлива в соседний Питтсбург, крупнейший центр производства стали в США.

Вскоре, после того как была основана эта компания, Фрик взял банковский кредит. Отчет банковского инспектора, изучавшего возможность предоставления кредита, дает нам представление о характере Фрика: «Весь день проводит на работе, а вечера предпочитает проводить за чтением. Любит живопись, быть может слишком страстно, но не настолько, чтобы можно было отказать ему в ссуде». Из этого отчета становится ясно, что тяга к живописи появилась у Фрика очень рано  –  в ту пору ему едва исполнилось 20 лет.

К тридцати годам, то есть к 1879 году, Фрик уже стал миллионером, а следующим летом впервые посетил Европу, куда отправился вместе с Эндрю Меллоном, бизнесменом и известным коллекционером, в будущем одним из основателей Национальной галереи в Вашингтоне. В 1881 году Фрик женился и тогда же сделал свое первое документально подтвержденное приобретение – купил картину современного и почти неизвестного теперь испанского художника Луиса Хименеса. Регулярно покупать картины Фрик начал ближе к середине 1880-х годов, когда стал одним из самых богатых людей Америки.  

Будучи угольным магнатом, Фрик плотно сотрудничал с Эндрю Карнеги, который в то время считался крупнейшим владельцем сталелитейных предприятий Восточного побережья.
Будучи партнерами в бизнесе, Фрик и Карнеги недолюбливали один другого, всегда стараясь перещеголять друг друга в роскоши и богатстве.

Когда Генри Клей Фрик построил свой особняк на 70-стрит, он сказал друзьям, что постарался “сделать свой дом таким, чтобы особняк Карнеги казался на его фоне лачугой шахтера». Надо отметить, что для Фрика, это было дело принципа, так в Питтсбурге, его 20-этажное офисное здание было спроектировано таким образом, чтобы как можно больше перекрывать солнечный свет для здания Карнеги, стоящего по соседству. Такая любопытная зарисовка об «Их нравах».

В отделанном мрамором дворце Фрика, размещена одна из лучших коллекций искусства в Нью-Йорке, которую Фрик собирал всю свою жизнь.

В начале 20 века Фрик приобрел в Питтсбурге дом, решив превратить его в галерею для своей коллекции. Но узнав о том, как губительно действуют на краски и холсты ядовитые газы, выбрасываемые в воздух трубами сталелитейных заводов Питтсбурга, миллионер перевез свои сокровища в Нью-Йорк, в большой особняк, который он арендовал на Пятой авеню с 1905 по 1914 год. А в 1914 году коллекция переехала в его собственный особняк на Пятой авеню, построенный в стиле французских дворцов XVIII века, в котором находится до сих пор.

Собирать картины Фрик продолжал до конца своей жизни. Незадолго до смерти, в 1919 году, он, в частности, купил картину Вермеера «Госпожа и служанка», украсившую его уникальное собрание. Помимо картин, Фрик покупал рисунки, гравюры, эмаль, бронзу и фарфор. В последние годы жизни он занялся благотворительностью, взяв под свою опеку несколько больниц и школ. Свой дом и коллекцию произведений искусства миллионер завещал Нью-Йорку. Согласно последней воле Фрика, его особняк должен был стать публичной художественной галереей, «побуждающей молодых людей изучать изящные искусства и предоставляющей полезный отдых и развлечение людям всех возрастов». По завещанию, сразу же после смерти обоих супругов, дом должен был перейти в общественное использование, как картинная галерея.

 

Duke Mansion – особняк Джеймса Бьюкенен Дюка, известного табачного магната конца XIX – начала XX века, известного как Бен Дюк- создатель современной сигареты.

Адрес Duke Mansion: 1 E 78 St, NY

В 1880 году 24-летний Дюк начал работать в области производства готовых сигарет, которая в то время была лишь нишей табачного бизнеса. Сотрудники его небольшой фирмы, расположенной в Дургеми, Северная Каролина, скручивали сигареты вручную и закручивали концы так, чтобы табак не высыхал и не высыпался.

Через два года Дюку пришла интересная идея, которая вкорне изменила не только его жизнь, но и жизнь многих людей в мире. Некоторые радикально настроеные граждане утверждают, что рост раковых заболеваний в мире на прямую связан с этой идеей Дюка.

Однажды, Дюк  познакомился с молодым механиком Джеймсом Бонсаком, который носился с новаторской идеей –  механизировать производство сигарет. Дюк был уверен, что людям понравятся аккуратные, ровненькие палочки, сделанные машиной.Так это и случилось, он вложил деньги в создание сигаретной машины Бонсака и она совершила переворот в табачной промышленности.

“Машина скручивала одну бесконечную сигарету, а вращающиеся ножи нарезали ее на куски нужной длины”, – рассказывает Роберт Проктор. Открытые концы пропитывали разными добавками: глицерином, сахаром, патокой – “чтобы добавить вкуса”, а также химикатами, чтобы табак не высыхал.

Применение новой технологии и гениальный маркетинг  сделали Дюка табачным королем, а планомерный выкуп табачных предприятий конкурентов в Северной Каролине, превратили его в  одного из самых влиятельных табачных магнатов Америки. Сколотив весьма солидное состояние он построил себе шикарный дом на углу Пятой авеню и 78 стрит, который стоит там до сих пор.

Payne Whitney Mansion находится по адресу 972 Fifth Avenue at 79th Street, построена в стиле итальянского Возрождения архитектурным бюро McKim, Mead & White в 1902-06 годах для финансиста, филантропа и спортсмена Пайн Уитни и его жены Хелены, поэтесы и покравительницы искусств.

Пейн Уитни родился в Нью-Йорке в марте 1876 году, умер в мае 1927 года. Он занимал пост директора Северной бумажной компании, Первого Национального банка Нью-Йорка, Уитни Reality компаний и Северного финансовой корпорации.

Землю под строительство особняка Уитни получил в качестве свадебного подарка от своего дяди Colonel Oliver, известного офицера времен Гражданской войны, ставшего одним из отцов – основателей университета Корнелл (Cornell University Medical College). Заботливый дядюшка, кроме земли, предоставил 625 тысяч долларов на строительство особняка для молодой семьи Уитни.

Fletcher-Sinclair Mansion. Адрес – 2 East 79th Street. Особняк Флетчер Синклера построен в 1899 году, для Яна Флетчера, банкира и железнодорожного инвестора. Архитектор C.P.H. Гилберт. В наши дни в особняке располагается Ukrainian Institute of America.

Ukrainian Institute of America

Архитектура стиль – французский Ренессанс. Дом был спроектирован известным архитектором Чарльзом Генри Гилбертом ( CPH Гилберт ) для нью-йоркского банкира и биржевого маклера Исаак Флетчер в 1897 году и завершен в 1898 году. После смерти Флетчера,  в 1917 году , собранная им коллекция произведений искусства была передана Метрополитан музею вместе с домом.  Но музей продал дом и на вырученные средства был создан  Fletcher фонд для приобретения выдающихся гравюр и рисунков .

В 1918 году дом приобрел миллионер Гарри Ф. Синклер, который жил в доме до 1930 года. Затем дом был продан чете Августа и Анны ван Хорн Stuyvesant, потомкам знаменитого нью-йоркского губернатора Питера Стайвесанта. С 1955 особняк принадлежит Украинскому институту Америки. Эта организация была основана  украинским промышленником и меценатом Уильямом Дзусом 3 мая 1948 для поддержания украинской культуры, истории, искусства, музыки и литературыю. В наши дни в этом особняке часто проводятся художественные выставки выдающихся украинских художников, проходят концерты, лекции и другие культурные мероприятия.

Vanderbilt Mansion. Neue Galerie

Vanderbilt Mansion. Теперь в этом особняке расположен музей Neue Galerie. Здание было приобретено в самом начале 21 века за 44 миллиона для музея немецких и австрийских искусств. Находится на 86-й стрит и 5-й авеню.

Особняк был построен в 1914 году архитекторами Каррер и Гастинг для одной из ветвей семьи Вандербильтов.

Советуем непременно посетить этот небольшой, но очень уютный музей. В нем, кроме замечательной коллекции картин, сохранены некоторые интерьеры начала 20 века, а на первом этаже располагается очень известное венское кафе с оригинальной венской мебелью и аутентичной кухней.

Carnegie Mansion

Carnegie Mansion.  Особняк Карнеги находится на 91-й стрит и 5-й авеню. Он был построен в 1899 году и представляет собой несомненный интерес как с точки зрения истории и архитектуры, так и, как музей Дизайна. Сейчас он носит название Купер- Хьюитт Музей Дизайна.

Стиль особняка – Beaux-Arts: французская школа. Он знаменит тем, что был первым  жилым домом в США, построенным на основе стального каркаса, оснащённый лифтом и центральным отоплением и кондиционером.

В течение всей жизни Карнеги стремился к внедрению наиболее технологичного и прогрессивного оборудования на своих сталелитейных предприятиях.

При строительстве своего нового особняка он решил воплотить в жизнь все существующие на тот момент новшества для  комфортабельного жилого дома. Его особняк стал чудом современной технологии начала XX века. Дом был оснащен системой обогрева и кондиционирования, благодаря которой наружный воздух, поступающий в дом, обогревался или охлаждался до необходимой температуры. Для этого в подвале дома находилась котельная с особым приспособлением подачи угля. В зимний день на обогрев дома уходило две тонны угля.

Интересен знаменитый кабинет Карнеги, на стенах которой написаны его любимые изречения: «Да будет Свет!»,  «Царство Небесное внутри нас», «Все хорошо, пока все процветает и множится». Именно здесь, за своим гигантским столом, настолько большим, что его сконструировали прямо в комнате, Корнеги любил работать, создавая свои грандиозные планы и  приумножая свое состояние. Как писал его биограф Иосиф Фрейзер Стена, «В таком кабинете трудно было не быть благородным.» Эндрю Карнеги известен в мире, как один из крупнейших американских меценатов. Он создал свое богатство и мог позволить себе быть по настоящему щедрым, – хорошо известны его слова: «Без богатство не может быть благотворительности».

Otto and Addie Kahn Mansion  – особняк Отто Кан был построен в 1918 году, архитекторами Дж. Армстронгом и C.P.H. Гилбертом.  Находится на углу  91st Street and Fifth Avenue, как раз напротив особняка Карнеги.

Кан, родившийся в Германии,  был весьма состоятельным инвестиционным банкиром и меценатом. Основное свое состояние он “сколотил” когда переехал в Америку. После Первой мировой войны он решил построить для своей семьи новый особняк на Пятой авеню.  Дом был создан в стиле итальянского неоренессанса – имитация Папской канцелярии в Риме.

Otto and Addie Kahn Mansion

Отто Кан был известен как меценат поддерживающий Метрополитен-оперу, многих знаменитых музыкантов, среди которых, итальянский тенор Энрико Карузо и американский композитор Джордж Гершвин. После смерти Кана, в 1934 году, его вдова Эдди, продала дом монастырю Святого Сердца и он по-прежнему используется в качестве школы для девочек.

Warburg Mansion – В 1109 Fifth Avenue и 92-й стрит находится изумительный особняк Феликс Варбург Mansion. Здание спроектировано архитектором C.P.H. Гилбертом и построено в 1909 году. Особняк выполнен в стиле французского замка.  В 1944 году Фрида Варбург пожертвовала здание Еврейской теологической семинарии, и в 1947 году в доме был открыт Еврейский музей.

Warburg Mansion

Это был последний особняк на Миллиардерской миле, о котором мы хотели рассказать сегодня. Советуем побродить по улицам перпендикулярным Музейной Миле (Пятой авеню). Вы отыщете здесь немало красивых и элегантных домов. Особенно хороши особняки в кварталах уходящих на восток от Пятой авеню прямо напротив Метрополитен музея.
Счастливых вам находок, а мы продолжим рассказ об уникальных кварталах Upper East Side в самом скором будущем.

Счастливых вам находок, а мы продолжим рассказ об уникальных кварталах Upper East Side в самом скором будущем.

Мы проводим Туры по Городу Большого Яблока в стиле Elegant New York в сопровождении профессионального гида. Участвуйте в наших экскурсиях – становитесь членами клуба «Elegant New York-Tours»!
Эту Прогулку, как и многие другие, вы можете совершить индивидуально или в группе с нашим гидом. Присылайте вашу заявку.

Продолжение следует: Прогулки по Нью-Йорку 35. Уникальные кварталы.

First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com