Ирина Акс

 

 

В жюри Фестиваля Российского Документального Кино в Нью-Йорке  в этом году впервые будет работать нью-йоркский кинодокументалист Люси Костелянец. Ее фильм «Соня» будет показан в рамках Фестиваля – во внекoнкурсной программе.

«Это – мой первый опыт судейства на Кинофестивале, и я очень горда тем, что Фестиваль пригласил меня в жюри. Я с удовольствием займусь тем, что люблю больше всего на свете – просмотром документальных лент в режиме 24/7», – говорит Люси.

 

 

 

 

Люси Костелянец, как и ее муж, писатель Стив Шредер, родилась в Нью-Йорке и всю жизь прожила в этом городе.  Правда, ее отец, ее любимый «папочка» (как всю жизнь называла его Люси), известный нью-йоркский адвокат Борис Костелянец, был коренным петербуржцем, настоящим петербургским интеллигентом. Хотя он и уехал со своими родителями из России в шестилетнем возрасте, в 1917-ом, но до конца жизни прекрасно говорил по-русски, настолько, что когда в 90 с лишним лет разговорился на брайтонском бордвоке с тамошним «завсегдатаем» – его приняли за нового эмигранта и даже стали давать советы про бесплатные курсы английского!

Люся начала изучать русский уже после шестидесяти, и филологические успехи ее, увы, более чем скромны – однако она сумела снять свой документальный фильм «Соня» так, что даже российские зрители не видят в нем никакой недостоверности. Десять лет работы (это был, наверное, самый  большой Люсин проект, хотя и другие ее документальные ленты сделаны не менее серьезно), ежегодные поездки в Петербург и Москву, съемки в архивах и музейных запасниках, встречи с теми, кто лично знал героиню фильма – все это в итоге превратилось в очень интересную ленту. По удивительному стечению обстоятельств фильм «Соня» вышел на экраны почти одновременно с фильмом «Фрида» , и параллели в судьбах этих двух художниц не могут не удивлять.

[quote style=”boxed”]Художница София Дымшиц-Толстая (после развода с писателем Алексеем Толстым она не отказалась от второй фамилии, так как уже была известна в художественных кругах под этим именем) была сестpой Люсиной бабушки, потому, наверное, и возник у Люси интерес к ее жизни и творчеству. Получившийся в итоге фильм «Соня» – это не просто рассказ о художнице и общественной деятельнице, работавшей с Луначарским и с Татлиным, это – вся эпоха, вся росиийско-советская жизнь, показанная на примере одной судьбы. И сделано это  профессиональной американской документалисткой, чей чуть отстраненный «взгляд со стороны», как ни странно, многое добавлет фильму.

Веб-сайт «Соня», посвященный этому фильму

Люся Костелянец много раз показывала свои документальные ленты на различных кинофестивалях. «Нет ничего более волнующего для создателя фильма, чем его показ и последующее  общение со зрителями, – говорит Люся. – Обычно люди, приходящике на фестивали – особенные, это – «премьерная публика», неслучайные зрители, которых действительно интересуeт определенная тема. Они задают интересные вопросы после показа, общение с ними очень ценно для автора».

[quote style=”boxed”] На Седьмом Фестивале Российского Документального кино в Нью-Йорке, который состоится 10-12 октября на разных площадках нашего города, будет показано немало лент, которые больше негде будет увидеть. Тaкже состоятся встречи с создателями фильмов. И если вы в Нью-Йорке – не занимайте этот weekend никакими другими делами, а изучите внимательно програму Фестиваля и закажите заранее билеты на те фильмы, которые вам интересны. Билеты «при входе» будут, и организаторы сделают все возможное, чтоб никто из пришедших не остался за дверью, но если вы уже решили, на какой фильм хотите пойти – позаботьтесь заранее о том, чтоб стояли «вдоль стенок» и сидели на полу не вы, а те, кто дольше собирался с мыслями.

 

Программа Фестиваля 

О фильмах читать здесь