%d0%bb%d1%91%d0%bd%d1%8fРазговор с Леонидом Комским,
владельцем аукционного дома «Дукат»,
вела Татьяна Бородина.
Киев, 2016

 Как возникают аукционные дома

В 2009 году мы провели свой первый аукцион. В то время каждый, кто решался организовать торги, называл себя аукционным домом. Мы поступили так же (смеется), и появился аукционный дом «Дукат». Красивое название, да? Но поначалу мы аукционами заниматься не собирались. Это вышло случайно.

В конце 2008 года к нам обратились художники Матвей Вайсберг и Андрей Зяблюк — тогда «управдом» сквота «БЖ-АРТ». Андрей сказал, что у них накопился огромный долг за коммунальные услуги — около 160 тысяч гривен. Вот и возникла мысль устроить аукцион, чтобы как-то помочь художникам. Зяблюк взял у коллег по одной-три работы, и мы решили рискнуть. Честно говоря, я не очень верил в успех этой затеи, а просто дать денег мы не могли — кризис коснулся и нас…

Итак, первые торги прошли в начале 2009-го. «Дукат» находился в ту пору на улице Грушевского, зал был большой, подходящий для подобных мероприятий. Но главное, это был наш первый опыт системной галерейной работы, и мы с теплотой вспоминаем об этом времени. До того мы занимались исключительно антиквариатом: сначала как частные дилеры, потом в формате антикварного магазина. А тут решили провести аукцион. Впервые! И, знаете, мы благодарны этому опыту, потому что научились всё делать сами.

Лицитатором согласился быть Анатолий Борсюк, который и сейчас сотрудничает с нами. И хотя в проведении торгов наверняка были допущены огрехи с точки зрения мировых аукционных домов (смеется), вырученных денег хватило и на погашение долгов «БЖ-АРТа», и еще кое-что осталось! И мы подумали: раз всё так хорошо получилось, нужно продолжать.

К следующему аукциону мы готовились уже год. А потом стали проводить их регулярно — от двух до четырех раз в год. К каждому выпускаем отличный печатный каталог и параллельно выкладываем его электронную версию.

После третьего аукциона мы стали называться «Аукционный дом «Дукат».

 

gettobluster_25-12-2015-12-01-2016-3Антиквариат

Начинали мы, как я уже говорил, с продажи антиквариата. В 2001 году вместе с партнером по бизнесу Андреем Белоусом открыли свой первый антикварный магазин на улице Лысенко. Основное направление — православные иконы, понемножку серебра, мебели, ювелирных изделий Российской империи. Потом, когда появилась галерея, мы тоже не сразу переключились на современное искусство. Сперва выставляли художников-эмигрантов, представителей «École de Paris», но примерно с 2009 года стали экспонировать работы современных мастеров.

В 2010 году галерею на Грушевского мы, увы, потеряли, но к тому времени появился магазин на Владимирской, буквально рядом с Андреевской церковью. На поиски нового помещения для галереи ушло достаточно много времени, и только в прошлом году мы возобновили свою деятельность на Рейтарской. Теперь это наше основное место, где проходят и выставки, и аукционы.

Изначально мы покупали антиквариат у населения и у других дилеров на вторичном рынке. Найти редкие вещи всегда было сложно. Ценовой порог менялся.  В первой половине 90-х цены в Украине были невысокие, многие люди у нас покупали для вывоза за рубеж. Затем в 2002-2003 годах цены в Москве сильно поднялись, следом стали расти и в Киеве. Со временем они так выросли, что стало выгодно возить товар из Европы. Большинство российских и украинских антикваров стали проводить много времени в поисках антиквариата за рубежом.

 

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAУкраинская иконопись

С самого начала мы делали акцент на русско-украинском ассортименте. В последнее десятилетие, когда стал активно развиваться украинский тренд, особенно популярными оказались украинские иконы. Они, как и любое явление национальной культуры, имеют свои особенности, и потому совершенно неверно отождествлять их с русской школой, как это делалось до недавних пор.

 

Когда мы смотрим на старые украинские и русские иконы, например, XVII–XVIII веков, то понимаем, что они созданы представителями разных народов. В отличие от русской, украинская иконопись формировалась не только под влиянием Византии, но и под воздействием европейского искусства, которое тоже не является чем-то монолитным. В итоге в украинской иконописи сложился абсолютно самобытный стиль с глубокими и разнородными корнями. Нашим иконам присуща особая теплота, они лишены той строгости, которая характерна для византийской традиции.

 

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAВ 2008 году мы помогали проводить выставку в Киево-Печерской лавре, приуроченную к 1020-летию крещения Руси. На ней экспонировались иконы из трех стран — Белоруссии, Украины и России. Украинская школа была представлена памятниками иконописи из коллекции Лаврского заповедника и частных собраний.

На этой выставке присутствовали сотрудники Третьяковской галереи — очень известные ученые, которые были восхищены украинскими иконами. Они впервые увидели их в таком количестве, и проявили интерес к их изучению, выявлению каких-то связей и различий… Я же открыл тогда для себя белорусские иконы, которые тоже очень интересны и самобытны.

%d1%83%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%86%d1%8b-%d0%b2%d0%b0%d1%80

Украинская Икона. Великомученицы Варвара и Екатерина

В XVII–XVIII веках на территории Украины работали иконописцы высочайшего уровня — Домарацкий, Руткович, Кондзелевич, Боровиковский. Несмотря на огромное влияние России, уже в XVIII веке украинская икона заметно отдалилась от русской в стилистическом плане. После уничтожения Сечи Украина практически полностью была порабощена, но она по-прежнему оставалась транзитной территорией, куда проникали самые разные веяния. В древности по нашей земле пролегал путь из варяг в греки, и Киевская Русь вместе с христианской верой восприняла от Византии искусство иконописи. Позже очень тесными были связи с Литвой и Польшей. Так что влияний было предостаточно.

В XIV–XVI веках украинская икона стала отражением самобытной культуры, свидетельством формирования и развития определенного этноса. Исследование украинской иконописи помогает понять национальный характер, особенности украинской истории и украинского менталитета.

У меня была мечта сделать выставку украинской иконы в Лондоне или Париже. Но сделать не где-нибудь, а непременно в хорошем зале уровня Музея Виктории и Альберта. Выяснилось, правда, что все подобные залы расписаны на много лет вперед. А потом началась революция и война, стало не до того… Хотя эту мысль я не оставил, ведь мир знает русскую икону, а украинскую не знает, а она не менее интересна…

Однажды я задумался над тем, чтó из украинского искусства не стыдно показать на Западе? Классической литературы у нас мало, академической живописи тоже, ну разве что портреты… Авангард — да, это здорово! Послевоенное искусство и, кстати, современное тоже достойны внимания. А из совсем старого — «по гамбургскому счету» не стыдно показать только иконы, они у нас превосходные!

 

2

Ведущий аукциона Анатолий Борсюк

Благотворительность и ноу-хау

В новой галерее на Рейтарской мы провели сначала благотворительный аукцион, а затем, в феврале 2015-го — коммерческий. Но выбрали для него неудачное время: это был «котел» в Дебальцево, гривна подскочила до 40 за доллар. В финансовом отношении у нас получился провал, несмотря на то, что мы очень тщательно готовились. Имея такой опыт, мы пересмотрели правила работы, поскольку поняли, что делать привычные аукционы больше нельзя. Пришлось искать что-то новое. И мы изобрели «гибридную» модель торгов, опробовав ее на благотворительном аукционе в поддержку Фонда знаменитого украинского певца Бориса Гмыри.

 

Проводился он одновременно и онлайн, и оффлайн. Как на классическом «тихом» аукционе (silent auction), рядом с работами вывешивались таблички со стартовым ценами, на которых фиксировались ставки. Еще одно ноу-хау заключалось в том, что стартовые цены были раз в 10 ниже реальных рыночных, хотя мы предлагали очень хорошие работы! Но чтобы вызвать у человека желание купить, завлечь его, начальная цена должна быть очень низкой.

6967d56-8

Работа Матвея Вайсберга

 

 

Потому что ликвидность очень низкая на сегодняшний день.  И не потому что денег нет у людей.  Деньги – это энергия, они никуда не деваются, они все время есть. Настроения нет у людей покупательного! Поэтому нужно опустить цены так, чтоб это выгодно было всем – и дилерам, и посредникам, и нам, и покупателям.

Наш «гибридный» аукцион проходит несколько дней. Ставки можно делать через наших сотрудников, каждый из которых является одновременно и администратором на аукционе.  Наши сотрудники одновременно: меняют цены под работами в выставочном зале, меняют цены в «фейсбуке», на нашем сайте и они сообщают тому, у кого была максимальная цена по телефону или смс, что его цена перебита. И покупатель решает, будет ли он торговаться дальше или нет, и сообщает об этом менеджеру. Циркуляция информации довольно сложна, но к весеннему аукциону мы серьезно доработаем сайт и сделаем всё, чтобы исключить возможные недоразумения. Аналогов нашему аукциону нет, поэтому приходится самим всё придумывать.

 

 

 

Ближайшие торги

Что будет на аукционе 8–14 декабря — вовсе не секрет. Основным нашим направлением по-прежнему является «неофициальное» послевоенное и современное искусство. В числе топ-лотов — работы Матвея Вайсберга, Александра Ройтбурда, Олега Голосия, Марка Гейко… Предложим также несколько произведений художников-классиков — пейзажиста Леонида Туржанского и украинского импрессиониста Егора Шрейдера.

 

%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0-%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0-%d1%80%d0%be%d0%b9%d1%82%d0%b1%d1%83%d1%80%d0%b4%d0%b0-%d0%bf%d0%b5

Работа Александра Ройтбурда

 

Чтоб не сбить удачу, я не думаю, сколько я заработаю, я тут как картежник себя веду, как игрок – стараюсь вообще на эту тему не думать. Но у нас есть достаточно много редких на рынке вещей, которые должны хорошо уйти. Например, большая работа Александра Животкова, «Портрет молодой девушки» Ивана Бабия — художника, эмигрировавшего после революции на Запад и получившего там широкую известность, работы львовских нонконформистов Аксинина, Левицкой, Жигульской…

Мы немного ставим лотов, в прошлый раз было 65 работ, в этот раз будет около 80-и. Но мы тщательно подбираем коллекцию, стараемся не представлять «проходных работ». Хотя опять же у людей разные вкусы и аукционный каталог не может быть ровным. Например, человек из знатоков, но ему нужна работа на кухню, в интерьер, для подарка… Поэтому мы ставим в каталог разные работы – и соцреализм, например, тоже, если попадется что-то хорошее, но акцент делаем на современное искусство и на официальное послевоенное и на тех кто уехал – на «эмиграцию». Формирование аукционной коллекции еще продолжается, параллельно готовится к печати каталог, который появится уже в начале декабря.

Добавлю, что участвовать в торгах может житель любой страны мира — достаточно зарегистрироваться в Интернете и быть с нами на связи через Viber, WhatsАpp или Skype.

333225Продолжение разговора с Леонидом Комский читайте в ближайшем выпуске.