Интервью с Давидом Шарашидзе
специально для Elegant New York
вела Татьяна Бородина
Киев-Нью-Йорк, 2016 г.
Давид Шарашидзе:
«Когда я изображаю старый город, речь идет не об определенной улице, а об образе города. Когда я рисую цветы, то часто, даже невозможно сказать как называется это растение, – это обобщенный образ цветка. Тоже самое с изображениями людей. Главное — это настроение, которое я хочу создать. Именно ему подчиняются композиция, колорит и символика. Я не люблю беспокойство — и в жизни, и на картинах. Всегда стараюсь освободить картины от всего лишнего, убрать все, что можно убрать. Создать пространство для уединения и приобретения внутреннего покоя.»
ИТАЛИЯ
В этом году произошла встреча с Италией, страной удивительной, красивой и благодатной для всех художников. Для меня эта встреча происходила через призму мира Тонино Гуерра. В студенческие годы я много был наслышан о нем от грузинских режиссеров, в частности от Резо Табукашвили, лекции которого мог посещать каждый студент Тбилисского Университета.
Из этих историй я вынес две важные для себя вещи- итальянцы такие же гостеприимные и веселые люди как грузины, любят жизнь и умеют ей радоваться, а цвет итальянского неба настолько непередаваемо красив, что только увидев его воочию можно понять что это- сочетание света, цвета, запаха, тепла…
В пленере оказались люди очень близкие по духу, поэтому три недели пролетели как один день!
Нас принимала Лора Гуерра, супруга Тонино, очень энергичная женщина, которая максимально старалась вовлечь нас в фантастический мир Тонино, человека, который писал сценарии не только для Феллини и Антониони, но и для многих мастеров итальянского кинематографа. То, что он был знаковой фигурой в мире кино я знал всегда, но именно здесь, в Пеннабилли, в маленьком городке, где прошли его последние годы жизни, я почувствовал его как художника, как поэта, как человека, который сумел аккумулировать вокруг себя множество людей именно в этом месте, заново написав его историю и дав вторую жизнь. Он создал свою систему координат в этом пространстве и щедро поделился ею со всеми…
Саша Швед, который был с нами в роли фоторепортера все эти дни, недавно показал фильм, который получился очень не шумный, созерцательный, многоплановый. В нем ему удалось раскрыть не только наше восхищение всем происходящим, не только привлечь внимание к самой персоне Мастера, но и очень мастерски и ненавязчиво показать само место, ту прекрасную часть Италии, которая вдохновляла всех нас и будет вдохновлять, и будоражить многих после нас… Проект, на мой взгляд, получился более чем полным – поездка, выставка, каталог, фильм. Надеюсь, у него будет хорошее продолжение.
КАКИЕ РАБОТЫ И ПОЧЕМУ
Все знают, что я не пленэрный человек, что у меня свои отношения со временем, что мне трудно выдерживать строгие временные рамки, что я долго вынашиваю замысел, прежде чем он реализуется на холсте. Но все же…
Лето – это время цветения граната… Для меня эта тема одна из любимых- я давно экспериментирую с формой, цветом этого плода. Одна из моих выставок так и называлась- “Цвет Граната”. Есть работы в графике, керамические, большие и маленькие, -разные, одним словом. Вопрос сам собой был решен, но тема граната, его цветения, прозвучала несколько по-другому в этот раз.
Появился диптих- гранаты на белом, изысканный рисунок гранатовых ветвей, очень декоративная и нежная живопись, А рядом – такая же высокая нежная ваза с россыпью красных цветов и плодов. Или совсем другое по духу, но близко по теме—яростные красные гранаты, парящие в небе и тут же сосуд цвета индиго, расписанный размашисто и уверенно… Такие вот контрасты получились.
Керамические работы в духе Тонино Гуерра в большом количестве были представлены на выставке “Genius Loci-GL” – в музее Русского искусства. Однозначно, Гуерра был большой мастер экспериментировать с различными материалами, иногда неожиданными и несовместимыми, но по прочтению всего – очень гармоничными и органично вписанными в контекст.
Календарь – 12 табличек из шамота, на каждой из которых была запечатлена строчка поэзии Тонино – идея и воплощение которой зародились очень спонтанно, естественно продолжило поэтическую линию Тонино, думаю, ему бы понравилось…
Я вернулся к белому цвету. Именно работы Темо Свирели, его большие полотна МАЙ дали мне возможность по-другому посмотреть на этот цвет, который по сути своей- сплав света. На выставке МАИСИ / МАЙ была маленькая незаметная работа, совсем не характерная для меня – абстракция в стиле Свирели, кусочек чего-то искрящегося- переливающегося бело-сине-розово-нежного…Поиски в этом направлении мне сейчас интересны.
Но самым большим откровением Италии стала тема крыш.
Интересно было исследовать определенный ракурс черепичных крыш, почувствовать их ритмику, музыку, абстракцию формы… Получился такой легкий уход в абстракцию. Хочется продолжить и сделать вариации на эту тему в ближайшее время.
Вообще, мне нравится, когда вдруг получается найти что-то очень материальное, крепкое и понятное по форме, очень знакомое всеми и употребляемое, но – вдруг показать это в какой-то иной, полуабстрактной манере, необычном ракурсе… Так получилось с парящими гранатами, которые продолжают меня вдохновлять, так же вижу крыши, которые всегда нравилось живописать, стали принимать другие формы и смысловые нагрузки…
Еще в 2012 году с Игорем Гайдаем мы сделали совместную выставку- “Крыши”, сейчас думаем сделать продолжение, с учетом новых находок и наработок каждого. Если все сложится- осенью во Львове состоится новая выставка “Крыши”.
ПРОШЛАЯ ВЕСНА
Прошлой весной, в галерее “Парсуна”, состоялась очень маленькая, камерная выставка с названием “Парсуна”. Очень памятная для меня.
Иванна Стратийчук, молодая, но уже заявившая о себе искусствовед, написала хорошее и глубокое эссе-исследование, где мы вместе пытались проследить связи между украинским портретным жанром парсуны и моими работами. Получились, на мой взгляд,неожиданно интересные хотя и неоднозначные параллели.
«Портреты-парсуны, Давида Шарашидзе, иногда поверхностно, сравнивают с работами Амадео Модильяни. Этот безусловно выдающийся итальянец, уже более века, удерживает монополию на удлиненные женские силуэты в европейской живописи, хотя такая интерпретация линий человеческого тела распространена в фольклорном искусстве многих народов. Модильяни, например, вдохновлялся африканской деревянной скульптурой и масками, в то время как Шарашидзе выходил из грузинской народной традиции.
При более основательном рассмотрении творчества двух художников открываются еще более глубокие различия в стилистическом и эмоциональном наполнении их живописи. Работы Модильяни, прежде всего, несут портретные черты, изображают конкретных людей достаточно телесно и экспрессивно, его полотна характеризует почти болезненная динамика, ощущение нехватки, открытость, даже провокация — по крайней мере, к разгоряченному диалогу. Работы Шарашидзе — это не совсем портреты, но, скорее, условные образы – парсуны. Даже если, вдохновением для образа, художнику послужил определенный человек, состояние покоя, самоуглубления делает всех изображаемых персонажей похожими между собой.» – Иванна Стратийчук
– Моя выставка-”Парсуна” была продиктована желанием показать, зрителю и себе тоже, какая динамика произошла с моими работами более чем за 20 лет (а именно такой временной интервал охватила экспозиция) – от маленьких коллекционных портретов, написанных очень живо и экспрессивно, до последних- утонченных, более сдержанных, но – если присмотреться – то только на первый взгляд!
«Персонажи полотен-парсун Давида Шарашидзе находятся в состоянии отчуждения от повседневного водоворота событий, они передают несколько медитативный настрой. В художественном пространстве, созданном Давидом, царит изысканный аскетизм. Только в таком, не перегруженном лишними деталями, месте можно побыть наедине с собственными мыслями, только здесь достаточно пространства и тишины для того, чтобы могли появиться новые идеи.
Образы Шарашидзе, на первый взгляд, могут показаться меланхолическими, грустными, однако, на самом деле они находятся в медитативном состоянии, транслируя ощущение покоя во взгляде, в позах, в статичной композиции всего произведения. Они самоуглубленные и самодостаточные. Впрочем, пространство полотна нередко позволяет и, даже порой, приглашает зрителя присоединиться к молчаливой медитации — не для полемики, но для единения в момент наслаждения тишиной и простотой.» – Иванна Стратийчук
Также, прошлой весной, прошла выставка грузинских художников, много лет живущих в Украине. Она всегда проходит под патронажем Грузинского посольства в канун Дня независимости Грузии. Но в этот раз она была для всех нас особенной, потому что один из нас, Темо Свирели, удивительно тонкий и многообразный художник, ушел из жизни и мы решили сделать ему посвящение, показав работы Темо последних лет и мои, а также концептуальную керамику Гии Миминошвили. Многие из представленных работ мы с Темо делали вместе, на пленерах в Польше, и светлый зал с огромным стеклянным куполом музея Тараса Шевченко, где была представлена экспозиция, как нельзя лучше передавал то состояние света, мира и гармонии, которое мы пытались предать…
ФОТО
Я действительно, как многие из художников, люблю и понимаю художественную фотографию. Помимо красивой фотооткрытки на память, что делают сейчас миллионы людей во всем мире, фотография позволяет достаточно легко и быстро открыть какое-то иное состояние, форму, настроение предмета или места, или атмосферу… если есть к этому «хыст», как говорят украинцы, то есть – чутье, это получается интересным для всех- и для художника, и для зрителя. Это еще одна грань понимания мира через объектив. Пожалуй, я бы хотел сделать выставку своих художественных фоторабот.
НЫНЕШНЯЯ ВЕСНА
13 апреля этого года открывается выставка “Знаки Пограничья” в Польском посольстве. На ней представлены работы, которые были сделаны мной и Темо Свирели в Польше. На протяжении двух лет в апреле-мае 2012-13 мы были приглашены в Польшу, на пленер “Знаки Пограничья”. Мы наблюдали цветение весны, весна наблюдала за нами… Благодарность – польским друзьям, киевской галерее Калита АртКлуб за внимание и поддержку.
Как всегда запланирована Майская выставка ко Дню Независимости, надеюсь, что будет продолжение выставки GЕNIUS LOCI, но уже в галерее в Италии – идут переговоры,…
Хотелось бы добраться до Львова, Парижа, а также до Нью-Йорка… Посмотрим, что-то сложится , что-то перенесется, а что-то произойдет как всегда- неожиданно и чудесным образом.
– Благодарим Давида Шарашидзе за замечательное интервью и желаем творческих успехов на радость всем нам – поклоникам его искусства.