Виталий Орлов

Карнеги-холл осуществил беспрецедентный по размаху  фестиваль «Migrations:  The Making of America» («Иммиграция: Сделано в Америке»). Начавшись 9 марта 2019 года концертом Криса Тиля в Карнеги-холле, он заканчиватся  в мае, включив  более 100 представлений в самых разных жанрах. Это своеобразный вклад этнических общин Соединенных Штатов в американские искусство, культуру, экономику, политику и социальную сферу – как  некий феномен, называемый «плавильным котлом». 

                   

Ну, «котел  котлом», однако очень  неплохо то, что при этом сохраняются своеобразие, традиции, обычаи национальных составляющих. 

События фестиваля происходят по всему городу. Вместе с Карнеги-холлом его проводят 75 ведущих культурных и академических институтов  города. 

 В большом зале Карнеги-холла проходят самые масштабные представления. Одно из них было посвящено идишской культуре:  Гала-концерт под названием «От штетла к сцене: Праздник идишской музыки российских и восточно-европейских евреев».                                                                                                            Российские и восточно-европейские евреи привезли из Старого Света в Новый свою культуру: музыку, песни, поэзию, изобразительное искусство, юмор. В программе Гала-концерта  приняли участие талантливые представители идишской культуры: звезды еврейского театра и кино, народной, клезмерской и классической музыки.  Создатели  программы – Сет Роговой и Элеонора Рейсса.

Сет Роговой – писатель, известный критик и  журналист в области культуры. А если подробнее: редактор газеты, радиокомментатор, лектор, учитель, программист, консультант по маркетингу, агент по подбору талантов, продюсер звукозаписи, театральный продюсер, художник-менеджер, автор песен, фотограф и музыкант. 

Сет – автор  книг о жизни и творчества Боба Дилана, «Необходимый клезмер: руководство для меломана», «Еврейские корни и музыка души» – самое популярное руководство по музыке клезмеров, между прочим, переведенное на китайский и корейский языки.

Более четверти века статьи Сета Рогового появлялись в англоязычной национальной еврейской газете «The Forward», в которой он является редактором.

«Я невероятно взволнован от того, что Карнеги-холл удостоил меня чести  собрать вместе всех тех, кто способен сделать историческим вечер идишской музыки и культуры на его сцене, – сказал С. Роговой. – Потратив значительную часть своей жизни на изучение и воссоздание  этой музыки и этой культуры, которая в некотором смысле является моей неотъемлемой частью, я с большим удовольствием принял участие в том, что несомненно будет упоминаться в течение многих лет как «концерт на идише в Карнеги-холле ».  Я  хочу, чтобы мои бабушки и дедушки, иммигранты из Восточной Европы и России, говорящие на идише, были живы и могли присутствовать на таких концертах. А душой они, безусловно, будут там.   

К тому времени, когда я родился, мои бабушки и дедушки успешно ассимилировались и стали американцами. Конечно, это сопровождалось жертвами – потерей языка, потерей культуры, но это было вопросом выживания, у них не было выбора. К счастью для меня, их еврейский акцент никогда полностью не исчез, сопровождая их на всем пути из Старого Света в Новый».

Сопродюсером Сета Рогового и режиссером концерта стала известная актриса Элеонора Рейсса, которая приняла участие в представлении также и  как певица. «Мамалошн был языком евреев Центральной и Восточной Европы до того времени, когда случился Холокост, –  отметила Элеонора. – Мои родители были жертвами и узниками Холокоста, но они выжили и смогли перебраться в Америку, где я родилась и где у меня сложилось хорошее будущее. Миллионам других это, к сожалению, не удалось». 

Концертную программу открыл Майк Бурстин. В сопровождении клезмерского оркестра под управлением известного дирижера и трубача Фрэнка Лондона, музыкального руководителя шоу, он исполнил популярную песню Арона Лебедева «Румэни, Румэни». Оркестр Ф.Лондона был на сцене во время всей более чем двухчасовой программы, сопровождая выступления  вокалистов, кларнетиста Дэвида Кракауэра и других  поп-звезд: Катрины Ленк – вокалистки  и скрипачки, исполнившей в сопровождении аккордеониста Лорина Скламберга популярную песню «Где эта улица, где этот дом»; пианиста и музыкального рукводителя театра «Фольксбине» Залмена Млотека.   

Среди имен  участников  такие известные, как великий пианист современности Евгений Кисин, скрипач Гил Шахам. Евгений Кисин сыграл  фрагменты  из «Танцевальной сюиты» Александра Крейна, а затем выступил как убежденный апологет идишской культуры: прочитал рассказ Бориса Сандлера и свое собственное стихотворение «Язык моей бабушки»  на идише. Гил Шахам исполнил Nigun Эрнста Блоха.  

Драматические артисты Шейн Бейкер,Аллен Бикман и Елена Шмулензон читали прозу «еврейского Марка Твена» Шолома Алейхема и Исаака Башевиса Зингера. 

Сюрпризом для   публики стало выступление черной джазовой певицы Силлы Оуэнс с  неувядаемыми «Бубличками».

А все участники вместе в финале концерта исполнили песню Вуди Гатри «Эта земля – наша земля!».

Месяцем раньше, 14 марта в зале Занкель-холл (Карнеги-холла), в рамках  фестиваля «Migrations:  The Making of America», состоялся концерт, тоже  связанный с иммиграцией российских и восточно-европейских евреев, в программе которого принимал участие  американский клезмерский кларнетист и мандолинист Энди Стэтман и его трио;   а  27 марта – вечер известного джазового  пианиста и вокалиста Майкла Файнстайна, исполнившего песни  Джерома Керна, Ирвинга Берлина, Ричарда Роджерса, Гарольда Арлена  и других из «Большого американского еврейского сборника песен».