КАРА ГРИНБЕРГ
Фотографии Татьяны Бородиной
Перевод с английского Elegant New York
Wonderland of Tiffany Lamps BY CARA GREENBERG

За каждой историей кроется ещё одна – в этом завораживающем сплетении эстетики, политики и технологий, воплощённом постоянной экспозиции ламп Тиффани в Верхнем Вест-Сайде.

Мы в долгу перед доктором Эгоном Нойштадтом, австрийским ортодонтом, и его женой Хильдегард, молодоженами эпохи Великой депрессии, стремившимися обставить свою квартиру в Квинсе, недорого, но стильно. Если бы не они, обширная галерея площадью 4800 квадратных футов в Нью-Йоркском историческом обществе, где выставлены 100 мерцающих ламп из свинцового стекла, созданных студией Tiffany в первом десятилетии XX века, не существовала бы.

В 1935 году молодая пара увидела в антикварном магазине в Гринвич-Виллидж «странную старомодную» лампу с мотивом нарцисса и купила ее за 12,50 долларов. К тому времени такие лампы давно вышли из моды, а студия Tiffany закрылась всего два года назад. Но эта находка вдохновила Нойштадтов собрать как можно больше таких изделий ручной работы на керосине и ранних электрических ламп, которые теперь считаются одними из самых желанных предметов декора в мире.

Незадолго до своей смерти в 1984 году Эгон завещал всю коллекцию из 132 ламп Нью-Йоркскому историческому обществу (The New-York Historical Society.), которое десятилетиями выставляло части коллекции поочередно. Затем, в рамках масштабной реконструкции четвертого этажа, стоимостью 35 миллионов долларов, открывшейся для публики весной 2017 года, известный лондонский чешский архитектор Ева Йиржична создала мягко светящуюся двух уровневую Страну чудес ламп Tiffany. Впечатляющая конструкция с парящей стеклянной лестницей, изогнутыми витринами, открывающими круговой обзор для экспонатов. 

Здесь вы можете увидеть лампу “Стрекоза” (первоначально разработанную в 1899 году) с бронзовыми филигранными крыльями и сверкающими стеклянными глазами, “Глицинии” (разработанные в 1901 году) в нескольких цветовых решениях, редкий торшер “Кизил” (около 1900-06 годов), замысловатый абажур в виде паутины на мозаичном основании “Нарцисс” (около 1902 года) и множество других примеров. 

Экспозиция просто завораживает. Является ли это собрание лучшей в мире коллекцией ламп Тиффани? “Вероятно, да, но для верности мы говорим «одна из крупнейших»”, – утверждает Маргарет Хофер, вице-президент и директор музея Нью-Йоркского исторического общества.  “Предметы рассказывают истории”, – говорит Хофер.”Теперь у нас есть ряд историй, которые позволяют предметам говорить”.

Истории, которые они рассказывают в галерее Tiffany, сочные, они чествуют анонимных женщин, стоящих за лампами Tiffany. Львиная доля признания досталась Луису Комфорту Тиффани – отпрыску семьи ювелиров и торговцев серебром, декоратору интерьера и создателю великолепных витражей, украшавших церкви и другие здания с конца 1870-х годов. Однако на самом деле гением, стоявшим за лампами Tiffany, которые сегодня так жаждут коллекционеры, была Клара Дрисколл (1861-1944), уроженка Огайо и глава женского отдела резки стекла в течение 17 лет.

Ее взяли на эту работу, в результате трудового спора. В 1892 году мужской профсоюз резчиков стекла и свинца объявил забастовку, поэтому Л.К. нанял женщин для отбора и резки стекла. Их число варьировалось в разные годы от нескольких до почти трех десятков, поскольку в те времена, женщины должны были оставлять работу, когда выходят замуж. 

“Клара Дрисколл разработала почти все абажуры тематики природы и цветов”, – говорит Хофер.”Мы не говорим, что он украл ее работу. У них были тесные рабочие отношения, общее художественное видение, и он имел право окончательного утверждения всех проектов”. Но, добавляет она, именно Дрисколл и “девушки Tiffany” создали вдохновленные цветами абажуры, которые так популярны в настоящее время: “Они, по сути, рисовали эти лампы с помощью подбора стекла. Это делалось с большой точностью, так что каждый отдельный кусочек, имевший множество цветовых вариаций, перетекал в следующий и создавал цельный дизайн. Эффекты, подобные солнечному свету или цветущему дереву или букету,  достигались благодаря виртуозному творческому подбору стекла женщинами”.

“Вначале Дрисколл разрабатывала абажуры с интегрированными основаниями, такие как ее лампа “Стрекоза” с мозаичным основанием”, – говорит Хофер. “К 1904 году, из-за давления со стороны бизнес-менеджеров фирмы, требовавших сосредоточиться на более доступной и легко производимой продукции, она сосредоточилась только на абажурах”. (В этот момент литые бронзовые основания заменили более дорогие мозаичные).

Дрисколл получала 35 долларов в неделю, что было солидным заработком и вызывало напряженность в отношениях между мужчинами и женщинами. “Тиффани платил женщинам по той же шкале, и мужчины были возмущены”, – объясняет Хофер. Возможно, к счастью, они в основном работали в разных местах – женщины в центре Манхэттена, а мужчины в Короне, Квинс, где они отливали бронзовые основания. “Мы считаем, что мужчины отвечали за дизайн бронзовых оснований, но никаких документов не было обнаружено”, – говорит Хофер. Мужчины также разрабатывали “геометрические” абажуры, в которых вместо кусочков стекла неправильной формы использовались квадратные и прямоугольные, для которых, по мнению Тиффани, они лучше подходили. Но, отмечает Хофер, “именно абажуры на природную тему, разработанные женщинами, принесли фирме большую известность и пользуются спросом у коллекционеров сегодня”.

Большая часть этой предыстории была обнаружена в 2005 году, когда два исследователя Tiffany случайно наткнулись на переписку Дрисколл в библиотеке Кентского государственного университета в Огайо и в Историческом обществе Квинса. Отрывки из ее писем, записанные актрисой Лоис Чайлз, свидетельствуют о гордости Дрисколл своими работами.  “Вся история изложена в письмах Клары”, – говорит Хофер. До их обнаружения “об этом было совершенно неизвестно”.

На верхнем уровне галереи, куда ведет светящаяся стеклянная лестница, больше об истории компании и процессе производства рассказывают витрины с инструментами, чертежами и шаблонами. Эти материалы были , приобретены в 2007 году у женщины, чей свекор работал в Tiffany Studios, когда фирма обанкротилась в 1932 году. 

Здесь есть “витрина знатоков”, где посетители могут научиться определять поддельную лампу Tiffany, и интерактивный дисплей, состоящий из сотен компьютеризированных лампочек, где можно поиграть с ручками и провести по поверхности, чтобы создать свой собственный разноцветный дизайн лампы Tiffany.

Галерея Тиффани – это счастливый конец для коллекции Нойштадтов, великолепные лампы обрели дом, а женщины, создавшие их, – голос.

***

В путеводители музея вы можете прочесть:

Центральным элементом четвертого этажа музея является Галерея ламп Тиффани. Она представляет собой 100 ламп из потрясающей коллекции музея, мерцающих подобно драгоценным камням в пространстве, наполненном драматическим светом. Считающаяся одной из крупнейших и наиболее энциклопедических в мире.

Луис К. Тиффани (1848-1933) был художественным гением студии Tiffany. Однако он не был единственным дизайнером ламп, окон и предметов роскоши: Клара Дрисколл (1861-1944), возглавлявшая Женский отдел резки стекла с 1892 по 1909 год, недавно была признана дизайнером многих абажуров из свинцового стекла фирмы. Дрисколл и ее сотрудники, называвшие себя “Девушки Тиффани”, трудились анонимно, но получали достойную компенсацию. Еженедельная зарплата Дрисколл в размере 35 долларов была наравне с зарплатой дизайнеров-мужчин Тиффани, что отражало его уважение к ее способностям.