Татьяна Шереметева

Цикл  “Путешествия дилетантки”

central-park-new-york-city-nikon-d3000-55mm-antonio-c-rowe

 

Я не о той загадочной мелодии, которая есть у каждого города. Да, у каждого города есть свои звуки, запахи, краски. И у Нью-Йорка, этой “крыши мира”, они тоже есть.  Но сейчас я хочу рассказать о другом.

Он стоял в длинном переходе метро между центральными станциями.  Это случалось не каждый день, но когда бывали слышны тихие звуки его скрипки, я радовалась.

То, что он уже очень старый, я поняла не сразу. Внешне он выглядел молодцом – старомодно накрахмаленная голубая или белая рубашка, отглаженные брючки и в руках – неожиданно большая скрипка. Наверное, это назывался альт. Только позже до меня дошло, что седину он закрашивал темной краской, лицо гримировал, а на щеки наносил румянец.

Как-то он надолго пропал, потом появился вновь.

– Вы болели?

– Нет, я ездил отдыхать.

– Вам, наверное, трудно тут стоять в переходе?

– Да, нелегко, особенно с моим инструментом. Но здесь у меня есть слушатели.

Он выпрямился как мог и сухо мне объяснил:

– Дело в том, что я – музыкант. И у меня должна быть   публика.

Прошло время. Каждый раз, проходя по тому переходу, я все еще надеюсь, что услышу тихую мелодию. Но музыка больше не слышна, а на знакомом месте у стены давно уже никого нет…

 

aml

 

****

Одно из самых любимых моих мест в этом невероятном городе – это Grand Central. Я люблю расписанный созвездиями потолок огромного зала, а мысль о том, сколько людей назначало встречи под золотой луковицей его часов, меня завораживает.  И если есть возможность пройти через его пассажи, я всегда это делаю.

Вот длинный коридор с маленькими дамскими магазинчиками и душистыми кофейнями, вот сверкает стеклом и отражается в своих зеркалах нарядный и ароматный рыночный ряд.

Есть пассаж, где много места, а магазинов почти нет.  И под его высокими сводами иногда живет живая классическая музыка. Это не тавтология. Потому что кажется, что музыка не просто слышна, нет, она живет. Ее отличает благородство и сдержанность высокого стиля.  Она не рвется, не мечется, не рыдает, потому что все это происходит с нами – там, в душе. Хочется закрыть глаза и просто слушать.

Но как хорошо, когда можно не только слушать, но и смотреть.

Длинные сильные пальцы, узкое запястье, до срока поседевшие волосы, небрежно прихваченные на затылке в тяжелый узел. Смуглый лоб и усталые светлые глаза. Она высокая и кажется еще выше, потому что в ее руках изысканнейший инструмент.   Мелодия   уходит под потолок, чтобы потом эхом вернуться прямо в сердца тех, кто проходит или не проходит мимо.  Я не прохожу. Я забываю обо всем и стою рядом. Мне очень хорошо и очень плохо.Tarantella

 

 

****

… «Снова замерло все до рассвета, Дверь не скрипнет не вспыхнет огонь, Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь» …  Хорошая, морально выдержанная песня советских времен.

А потом через маленький проигрыш переход к: «Огней так много золотых, на улицах Саратова, Парней так много холостых, а я люблю женатого» …

Так, уже теплее: это мы знаем, проходили.

А вот это уже просто нечестно. Вдруг сразу и безо всякого предупреждения: «Миллион, миллион, миллион алых роз…» Зачем так больно и так некстати? И мы уже не те, и та, которая когда-то это пела, тоже совсем не та. И вообще, когда идешь по Бликер-стрит на вернисаж в модную арт-галерею, к этому, мягко говоря, не совсем готов.

И потому тупым ножом режут по сердцу старые, заслушанные, как пластинка фирмы «Мелодия»,  песни. И оказывается, что все это и любимое, и нелюбимое старье еще живет в тебе. И ждет, когда кто-то вместе с потаенными воспоминаниями твоей прошлой жизни вытащит его из твоей души наружу.

Вот он, виновник, – сидит с большим аккордеоном на коленях.  Его за этим аккордеоном почти не видно. Грустные глаза «лица кавказской национальности», добрая улыбка.

– Привет! Давно здесь?

Early-African-American-Fiddler– Девятый год.

– Скучаете?

– Очень.

– На родине бываете?

– Нет.

 

****

Здание было очень высоким.  Кнопка вызова реагировать на мои усилия решительно отказывалась. Поэтому на первый этаж я спускалась по лестнице. Вскоре я, как затерявшиеся где-то на шестидесятых этажах лифты, готова была встать между этажами. Все сошлось: вечер, духота, натертая пятка и шпильки десять сантиметров.

Злость была бессильной и не имела конкретного адресата. Она была адресована миру, плохими были все, и жизнь решительно не задалась.

Я входила во вкус: хотелось обвинять и надменно отвергать робкие извинения.

Еще несколько минут и у меня появится возможность сделать и то, и другое.

Внизу меня ждала неминуемая встреча с дормэном, тем самым, кто на входе охотно продемонстрировал мне свои безупречные тридцать два зуба в широкой улыбке на чернокожем лице.

Тихая музыка отвлекала и перебивала боевой настрой. Я старалась не слушать, чтобы не расплескать свое настроение,  – я жаждала крови.

Вестибюль подъезда, как и положено высоткам Манхэттена, был огромным, украшенным вазами с цветами, зеркалами и освещенным мерцающими огнями люстры, никак не меньшей, чем в Большом театре.

За высокой стойкой из черного мрамора, отделанной латунной каймой, сидел он – мой личный враг на сегодняшний вечер. Черный, в черной форменной ливрее с черным атласным кантом. Черный цвет преобладал. На нем выделялась только лишь его белая рубашка. В этот раз дормэн мне не улыбался. Более того, он даже на меня не посмотрел. Голова его была откинута к стенке, глаза прикрыты.

Такими руками, наверное, можно было бы гнуть подковы, но в тот вечер в них пряталась маленькая, почти детская скрипочка.  Большой толстый человек с нежностью водил смычком по струнам. Струны отвечали ему взаимностью.

Хорошее имеет свойство заканчиваться быстрее, чем хочется. Музыка стихла, человек улыбнулся.

– Почему вы спускались пешком?

– Лифты не работают.

– К счастью, это не так. Кнопка вызова находится справа, а декоративная накладка слева. На это иногда просто не обращают внимания. Устали? Хотите, я вам еще сыграю?

– Да.

Продолжение