Авторская колонка Наташи Северин
“Нью-Йорк во время эпидемии”
Пока мы находимся в коронавирусной изоляции– всем миром– происходит неожиданный бум кино, в миллионах домов, где томятся в безделии люди, на экранах телевизоров и компьютеров — движутся миллионы теней: они смеются и плачут, стреляют и танцуют, льют кровь цвета томатного сока и уплывают в даль на белых кораблях. Мы смотрим фильм за фильмом: или в собственном кинозале, в домашнем халате с чашкой кофе на удобном столике , или на неубранной с утра постели, или на диване в гостиной, на полу в пушистом ковре рядом с котом, на кухне, поедая гренку с клубничным вареньем — чужие страсти самых разных лет и кинолент захватили нас полностью в последние несколько месяцев, и слава Богу! это отвлекает от мысли о безработице и страшной трубке в легких!
Но как же кинотеатры без нас? Например, в Манхеттене? И как мы без тихой ауры темного зала, где , как ночные цветы серебрятся задумчивые лица зрителей, которые вместе с тобой переживают и разделяют увиденное на экране? Есть некий шарм в том, чтобы принимать искусство в хорошей компании незнакомцев , которая собирается, пусть и небольшим числом, в хороших кинотеатрах…
ОДА ” РЕГЕНТУ”
Моя соседка Вирджиния, афро-американка лет 50, однажды пригласила меня пойти c ней на воскресную службу в баптистскую церковь, я решила ее порадовать: нарядилась в “белый верх, черный низ” и пошла. И вот, старая огромная церковь в Гарлеме неожиданно поразила меня своей внутренней архитектурой — это был видоизмененный театр! там видны были следы сцены, оркестровой ямы, лож, партера, бель-этажа, комнат для курения, буфета …Дома я посмотрела в компьютер и обнаружила, что рядом с моим домом — одно из самых известных в киномире Америки исторических мест: здесь в 1913 году открылся первый в стране коммерческий, а не для бедняков, кинотеатр — “Регент”, на 2000 мест!
Построен он был архитектором Томасом Лэмбом, который после этого проекта возвел еще около 300 штук. Место будущего “Регента” в Гарлеме было куплено рисковыми предпринимателями, верящими в будущее кинематографа, за 100 долларов, в строительство они вложили 500 000. Кино в Америке народилось в 1894 году, когда впервые показали перепуганным зрителям пленку, где скакала лошадь, потом открылись дешевые кинотеатры для рабочего люда — 5-10 центов за сеанс( тут и появился попкорн), но вот, киношники поняли, что их публика — не бедные простолюдины, а средний и высший класс, а для него нужно было строить что-то особенное, специальное, роскошное, не хуже, чем опера. “Эра никеля” в кино с появлением ” Регента” закончилась навсегда , и началась пышность, которая ( в китчевом виде) сохраняется в массовом кинопоказе Америки до сих пор…
” Регент” , судя по картинкам, мог заткнуть за пояс любой самый богатый театр Нью-Йорка! в огромном зале были украшенные золотом ложи, партер с красным бархатом, колонны, барельефы, скульптуры, сцена с тяжелым занавесом, роскошный холл в стиле Ренессанс, стены, оббиты голубым сатином, на полу– синие ковры, панно и витражи блестели, на потолке художник Франциско Прадильо написал маслом огромный батальный мурал ” Капитуляция Гранады”… На первом показе была вся аристократия Нью-Йорка, плюс знатные гости из других стран, фильм сопровождал симфонический оркестр, там же в яме установлен был электро- пневматический орган — сенсационная новинка среди инструментов…американцы умеют поразить публику и она была поражена! а немая фильма первого профессионального показа тоже стала сенсацией — это был “Ящик Пандоры” по нашумевшему роману немецкого писателя Франка Ведекинда, где речь шла о некой красавице Лулу ( прототипом, возможно, стала Лу Саломе).
Представьте такой сюжет в 1913 году: одна красавица- лесбиянка убивает мужа, ее подруга, Герцогиня, вместо нее идет в тюрьму, а Лулу в это время совращает сына убитого мужа, Писателя; когда они счастливо живут вместе, а Герцогиня сидит, убийцу находит немецкая полиция, но она переодевается в одежду влюбленной в нее служанки и опять бежит…в третьей части фильмы Лулу и Писатель живут вместе с бежавшей из тюрьмы Герцогиней — втроем, и так далее, без конца и края…
Мы переживаем бум кино, но не кинотеатров, не знаю, вернемся ли мы вообще в них после месяцев одиночества в четырех стенах, когда и так ослабевшие навыки коллективных просмотров в зале, окончательно угаснут? Кинотеатры в Америке обезлюдели еще до эпидемии и давно закрываются — из более 35 тысяч работают только 7071! Вот и моя любимая ” горсть” кинозалов под землей на Линкольн- плаза ( там шли некассовые фильмы и собиралось не много зрителей, никогда не евших попкорн) прошлой осенью вдруг встретила меня забитыми фанерой, как на войне, окнами ” Мы закрылись!” — когда бизнес сворачивается, никто не думает об эстетике прощания! а меня, например, эта глухая фанера или картон в центре Бродвея сразили , как мутное бельмо на прекрасном синем глазу кино!
Да, добавлю еще: кинотеатры, закрытые на время эпидемии, продложают работать, как рестораны — на вынос! Здесь можно взять на прокат самый новый, вчера вышедший фильм — 20 долларов за 48 часов домашнего просмотра. Хмм…
Чего еще не хватает нам дома на индвивдуальных сеансах? Билетов! Помните маленкие синие билетики в наши облупившиеся старые кинотеатры имени маяковских, горьких, луначарских — за 30, 50 копеек? а детям — за 10? Был случай, когда такой билетик перевернул жизнь моей семьи…
СЧАСТЛИВЫЙ СЕАНС
Лето. Каникулы . Дача. Одесса.
Вот он, маленький синий билет с ценой — 30 копеек, ряд- 3, место- 27 в летнем кинотеатре Большого Фонтана, на обороте напечатано время сеанса– 6 вечера, название фильма ” Пармская обитель”; билет лежит на столе террасы рядом со стаканом вишнёвого компота, я нетерпеливо доедаю пирог с яблоками и собираюсь в кино: уже надето красное платье с бантом на поясе, новые сандали, я — независима и самостоятельна, мне– 8 лет.
Вдруг из комнаты послышались тихие всхлипы, там моя юная тетя, которая дает мне иногда поносить ее модные наряды– лежит на диване и тоскует– ее бросил какой- то пляжный красавчик- спасатель. У меня еще есть десять минут, беру билет со стола, прячу под пояс, захожу в комнату , сажусь рядом с плачущей, глажу ее и утешаю: — Он плохой …Он со всеми девушками шутит одинаково.
Рыдания становятся громче, и тут я совершаю неожиданный для себя самоотверженный поступок: я вынимаю билет и протягиваю юной тете: — Вот, бери и беги скорее — французский фильм про настоящую любовь!
Тетя с интересом смотрит на билет, слезы высыхают: — А я успею покраситься?– я немедленно приношу карандаш и пудру — других красок тогда не было, она живо подводит глаза, пудрит нос, молниеносно меняет платье, хватает билет и бежит к калитке, я кричу ей вслед: — Гони через канаву! Быстрее будет! Осторожно на каблуках — там камня не хватает!– но она уже улетела навстречу Жерару Филиппу в роли Фабрицио, а на самом деле — к совсем другому персонажу… Дело в том, что в том кино, на месте 28, с ней рядом оказался симпатичный молодой инженер, они познакомились, потом пошли в кафе, потом гуляли у моря, он рассказывал ей о перспективах кораблестроения и через неделю сделал предложение и стал моим молодым дядей, и я очень рада, что билет в кино оказался таким счастливым и правильным: ведь пойди туда я, у нас в семье бы не появился такой красивый и содержательный человек, что ему я в мои 8 лет?
А я в тот вечер сидела в нарядном платье до поздней ночи на скамейке у дачной клумбы и смотрела, как падают августовские звезды, загадывала желания и тут же забывала, о чем они были.
ПЫШНЫЙ ХВОСТ ПАРАДИГМЫ
Вначале я посмотрела все пропущенные хорошие фильмы за последние 10 лет, но время остановилось: кривая блезни и смертей от вируса в городе не опускалась! совет сидеть по домам не смягчался! тогда посмотрела ленты — за 20 лет, а потом пошла- поехала вглубь истории и дошла до Чаплина и Протазанова… И надо сказать: в многие фильмы– много печали! Хотя за эти месяцы передо мной предстали золотые россыпи! Искусство кино достигло прекрасных высот: филигранная игра актеров, безукоризненные сценарии, чудесная поницательная режисcура, выразительный кадр, умный дизайн, точный кастинг, утонченные художники, ошеломляющий саунд- трек — все на рекордном уровне профессионализма, я уж не говорю о классе погонь, убийств, колотых и резаных ран, достоверности пыток , а 3-5G, мощная компьютерная графика! что там колясочка Эйзенштейна, которая никчемно катится по лестнице…
И все же в этом красочном, бурном, страстном водовороте мне чего-то не хватало, при том — чего-то очень важного. Чем больше я смотрела современное кино, особенно 21-го века, тем сильнее охватывало меня ощущение дежавю, уже виденного и не однажды: таланливые работы, получившие призы на фестивалях, впитали в себя все новаторства, стиль великих мастеров, всю культуру человечества, одна блистательная компиляция сменяла другую, но — ничего нового, никаких открытий, переворачивающих ум и душу! никаких неожиданных чувств или тем! и мне все чаще хотелось включить старинные ” Огни большого города” Чаплина ” Набережную туманов”( 1938 год) Марселя Карнэ или “Утраченные грезы”(1953) Де Сантиса.
К чему бы это? Может, я постарела и мое брюзжание из банальной оперы ” Отцы и дети?” А как же мои любимые режиссеры Райнер Фассбиндер и Педро Альмодовар с их прекрасными портретами женщин в ” Тоске Вероники Фосс”, ” Замужестве Марии Браун” и ” Все о моей матери?”” Лоле” ? А ” Форрест Гамп” чем плох?
А вот некоторые ученые пишут, и я им верю, что человечество в своем развитии пришло к концу некой цивилизационной, культурной парадигмы, мы дошли до края наших идей и реализаций, мы топчемся на месте, и теперь должно наступить нечто совсем новое, неизведанное. Да, мы, уставшие и знающие все — в хвосте парадигмы, а хвост — это роскошная, может, самая красивая часть тела животного, Бог создал ее в конце, когда обладал опытом всего остального, но она, конечно, не лучше головы!)) и где-то в далеком тумане уже маячит начало следующей парадигмы, некоторые из нас даже видят ее сияющие глаза…
Тем не менее, даже в хвосте времени мне понравились три фильма из просмотренных 137 – это “Джоджо Кролик” Тайки Вайтити, и два его мощных, не менее таланливых и трогательных предшественника : “Воровка книг” Брайана Персиваля и ” Мальчик в полосатой пижаме” Марка Хермана — все три о немецких детях во время Второй мировой войны и об их сопротивлении нацизму. Дневнику Анны Франк отвечают эти сюжеты, они равны ему по силе и трагизму.
P.S.
На днях, впервые за несколько месяцев на брифинге по поводу эпидемии в Нью-Йорке Губернатор штата пошутил и журналисты расссмеялись, страшный груз беды начал спадать с плеч… он также повторил несколько раз, что кинотеатры скоро откроются!
Я решила, что при первой же возможности и если выживу, обязательно пойду и поддержу нью-йоркский кинобизнес, но попкорн я не ем, я не пролетарий умственного труда: воспользовавшись темнотой в зале, когда я и себя не вижу толком, я принесу с собой шоколадное пирожное, сочное, пышное, с трюфелями и цветком из розового крема, забьюсь в последний ряд и сьем его под шумок нового фильма, и так отпраздную конец изоляции.
В общем, натерпевшиеся! До встречи в следующем месяце в кинозале!