Фотографии Сары Мун, элегантные и воздушные, обладают почти абстрактной, живописной эстетикой. В них важны текстура, поверхность, восприятие, вера и мечтательность. Сложно описать их содержание, не упомянув романтичное и меланхоличное настроение, которое исходит от работ. Мун, ставшая известной в 1970-х годах, порвала с традициями фэшн-фотографии. Вместо этого она без компромиссов создавала свой собственный, вымышленный мир.

Выставку работ Сара Мун можно посетить до 6 апреля по адресу: Howard Greenberg Gallery, 41 EAST 57th STREET, SUITE 801, NEW YORK, NY 10022

Перевод статьи Sarah Moon Brings Her Beguiling and Enigmatic Images to New York BY MARK HOLGATE,
публикуется в сокращенном варианте 

Оригинал здесь: 

Встретившись с Сарой Мун в нью-йоркской галерее Howard Greenberg, я никак не мог отделаться от мысли: «Не слишком ли я фанатею?»  Мун, если вы не знакомы с ней, – французская художница, которая к своим 83 годам накопила невероятный багаж работ, охватывающий несколько жизней: от ее неповторимых изображений моды, архитектуры и природы до портретов и создания фильмов. 

В качестве предисловия к своей выставке «На грани» Мун написала: «С самого начала я стремилась обращать свое внимание на все, включая моду. Выбор этих 30 фотографий в Howard Greenberg – краткое резюме моего творчества».

Название выставки, отсылает к предпочтению Мун – вырывать объект из контекста и воспринимать его в абсолютном моменте. Только после разговора с ней понимаешь, что среди ее многочисленных дарований – способность вызывать к жизни то что находится между лаконичностью и многословностью. 

Позже тем вечером я рассказал другу, что общение с Мун было похоже на наблюдение за особенно красивой бабочкой, порхающей по комнате – чарующее зрелище, движимое любопытством узнать, где она приземлится следующей. То же самое можно сказать и о ее фотографиях, где конкретика – своего рода ложный след. В действительности, ее снимки, рожденные интеллектуальным и эмоциональным любопытством, предлагают бесконечные возможности, сюжеты и интерпретации: то, что кажется конкретным и определенным, 6на самом деле это некая иллюзия. 

На выставке представлены фотографии: модели в бирюзовом наряде от Hussein Chalayan, концептуальное видение утонувшей в оборках девушки с картин Лотрека из «Фоли-Бержер»; женщина, видимая только со спины (любимый визуальный прием Мун), идущая по канату, как Филипп Пети, в огромной комнате; зонтичные деревья, драматично вырисовывающиеся на фоне тосканского неба; и крупный план амариллиса, который подводит взгляд к стеблю и цветоножкам, с намеком на бутон в нежной цветовой палитре – вещь, буквально и метафорически, прекрасная. Возможность увидеть эти и другие изображения лично, с их величественным использованием света и цвета или черно-белой гаммы, – настоящий подарок. 

Она обратила мое внимание на работу с деревьями в Тоскане: «Я могу смотреть на дерево 10 раз и ничего не чувствовать, проходя мимо, но вдруг оно откликается. Внезапно то, что оно чувствует, соответствует тому, что оно говорит. С модой все по-другому, потому что снимая моду ты выполняешь задание, и на него нужно приходится отвечать».

Немного о самой Мун: родившись во Франции как Мариэль Варин, она вместе с родителями переехала в Лондон во время Второй мировой войны, а затем вернулась во Францию уже взрослой. В 1960-х годах она начала использовать псевдоним Сара Мун и работала моделью, прежде чем заняться фотографией.  Незадолго до этого профессионального поворота она сделала фотографии подруги Мэри Кнопка для книги. «Она была моделью?» – спросил я. «Нет, она была хиппи», – ответила Мун с мягким смехом. «В 60-е это была профессия».

Однажды фотограф заболел и не смог выполнить работу, и он предложил Мун его заменить. Вскоре она уже создавала снимки для Cacharel, куда ее подруга Коринн Сарутт пришла работать дизайнером вместе с Эммануэль Хан. Также она сотрудничала с Барбарой Хуланицки в Biba, где создала чарующие, импрессионистические образы с легкой дымкой ар-деко, лишенные всякой ностальгии.  Ее работы того периода совершенно не противоречили духу времени, когда женщины становились все более раскрепощенными и сильными. Сила ее снимков заключалась в том, что они передавали не только внешнюю оболочку, но и внутренний мир: женщины, лишенные поз и искусственности, их внутренняя жизнь и личности проступали на фотографиях таким образом, какого раньше никто не видел. 

«Мне невероятно повезло», – говорит Мун о начале своей карьеры фотографа. «Это было время, когда все было возможно. Сейчас, глядя на то, как всё сложно… но для меня тогда быть женщиной вовсе не было проблемой. Феминизм был более важен в США, чем во Франции – только в 1972 году с законом, предложенным Симоной Вейль, появилось более широкое осознание проблемы. Но, возможно, мне помогло то, что я работала моделью, и мир моды был мне не совсем чужд. Это был другой диалог – когда женщины позируют, это диалог с камерой. Я же ничего не требовала. Это было больше похоже на закулисье, чем на сцену».

То, что диалог с теми, кто находится перед ее камерой, был таким плавным, вероятно, во многом связано с ее щедростью души. Она поет хвалебные песни стилисту Патти Уилсон, с которой ей нравится работать (включая совсем недавно серию снимков для Dior); ее агент Гийом Фабиани, с которым она сотрудничает над книгами и выставками, и который сопровождал ее в этой поездке в Штаты; покойный нью-йоркский фотограф Лиллиан Бассман, которой Мун поручили сделать портрет, прежде чем они стали хорошими друзьями – можно представить, что такое случается часто – и с самого начала карьеры Майк Явел, который был ее помощником пятнадцать лет, прежде чем он умер от СПИДа. «Я очень, очень благодарна Майку, – говорит Мун. – Он научил меня тому, чего я не знала. Когда люди спрашивают меня: «Когда ты начала?» – я отвечаю: «Около 68-го», но на самом деле я начала в 70-х, с ним. В любом случае, это было давно».

Как и многие люди с долгой и блестящей карьерой, Мун – человек, который может с теплотой относиться к прошлому, не желая останавливаться на нем в творческом плане. Особенно когда настоящее так интересно. Совсем недавно ее заинтересовала архитектура, и ее заинтриговала наша предваряющая интервью беседа о суровой индустриальной пустынности Скотт-авеню в Бушвике, месте проведения шоу Luar накануне вечером. Ее глаза загорелись – она уже думала отправиться туда на разведку.

Сара Мун (Sarah Moon) родилась  в 1941 году во Франции, вскоре с родителями переехала в Англию.  

Карьеру начала как фотомодель в 1960-х годах.

С 1968 года работает фэшн-фотографом и режиссером.

Ее фотографии публиковались в Vogue, Elle, Harper’s Bazaar, Marie Claire, Graphis, Life и многих других журналах.

Среди ее книг – “Невероятные воспоминания” (1980), “Красная Шапочка” (1986), “Подлинные личины” (1991), “Инвентарь 1985-1997” (1997) и “Фотокарман” (1998).

Создала более 150 рекламных роликов и фильм о фотографе Анри Картье-Брессоне (1995).

В 1985 году получила премию Международного центра фотографии Infinity Award за прикладную фотографию, а в 1995 году – Гран-при национальной премии по фотографии

Введена в Международный Зал славы фотографии на церемонии 4 ноября 2022 года.