Виталий Орлов
Имена Марка Шагала, Эль Лисицкого, Казимира Малевича и художников их круга навсегда вписаны в историю мирового искусства как российских представителей художественного авангарда. А то, что они связаны не со столичными городами России, а с провинциальным белорусским городом Витебском, придает этим именам некий ореол экстравагантности. Впрочем, Витебск – один из самых старинных городов России, и именно он был на пути «из варяг в греки». Последнее обстоятельство наталкивает на мысль, что его звездные жители начала ХХ века проделали, условно говоря, путь в том же направлении…
«Шагал, Лисицкий, Малевич: Русский авангард в Витебске, 1918-1922» – так называется новая выставка в Еврейском музее Нью-Йорка – уникальное собрание малоизвестных или вовсе неизвестных широкой публике работ художников с мировым именем.
На выставке представлены работы этих и еще нескольких российских художников-авангардистов, прибывшие из музеев Витебска, Минска, США, Франции и других мест, а также произведения из нескольких частных собраний, имеющие особый интерес, поскольку они, как правило, прежде были недоступны для обозрения. Выставка организована, и – как обычно для Еврейского музея – организована очень хорошо, совместно с Музеем современного искусства (Центр Помпиду, Париж).
Тридцать лет тому назад я побывал в Витебске. Зная о том, что в этом городе прошли детство и юность великого Марка Шагала, я вознамерился побывать в доме, где он жил. Сегодня, когда в этом доме – действующий Мемориалный музей Шагала, кажется анекдотом, что тогда я с трудом нашел адрес дома: имя Шагала и улицу Дзержинского, где находится дом, знали лишь в местном «Интуристе», где мне эту информацию сообщили очень неохотно («каким-то абстракционистом интересуетесь, а у нас новые жилые районы, новые предприятия – и никому не интересно!»), а номер дома удалось узнать уже в библиотеке, располагавшейся в одном из немногих двухэтажных домов на этой же улице. Пожилая интеллигентного вида библиотекарша, называя номер дома, сказала: «Здесь недалеко. Если вам повезет, вы застанете там человека по имени Зяма. Он – инвалид Отечественной войны, живет в этом доме и устроил самодеятельный музей Марка Шагала. Зяма может рассказать много интересного…». Мне и в самом деле повезло: Зяма вскапывал какую-то грядку в своем дворе, и очень дружелюбно рассказал о своем музее…
Но ни в каком сне я тогда не мог бы увидеть, что через 30 лет имя Шагала и его знаменитых коллег в бытность их в Витебске перестанут произносить шепотом; что я окажусь в Нью-Йорке на 5-й Авеню в Еврейском музее, где эти имена произносят с почтением и гордостью, так же как и демонстрируют их произведения, которые мечтает увидеть весь мир…
После Октябрьской революции 1917 года Витебск – небольшой провинциальный город со значительным контингентом еврейского населения – стал «рассадником» авангардного искусства. На выставке в Еврейском музее представлено около 160 работ – художественные произведения трех знаковых фигур: Марка Шагала, Эль Лисицкого и Казимира Малевича, а также преподавателей и студентов Народной художественной школы, в том числе Лазаря Хидекеля, Николая Суетина, Ильи Чашника, Давида Якерсона, Веры Ермолаевой и Юрия (Иегуды) Пена, первого учителя самого Шагала, а также сопровождающие фотографии, книжные иллюстрации, плакаты и пр.
В 2018-м году исполняется 100 лет со дня назначения Марка Шагала на пост комиссара искусств Витебской области. Это назначение позволило ему осуществить свою идею создания в его городе революционной художественной школы, открытой для всех, бесплатно и без возрастных ограничений. Он стал ее директором.
«Народная художественная школа» представлялась идеальным воплощением большевистских ценностей. Ведущие представители русского авангарда Эль Лисицкий и Казимир Малевич были приглашены преподавать в школе. Начался период лихорадочной художественной деятельности, превратившей школу в революционную лабораторию. Каждый из этой троицы стремился по своему разумению привести «левое искусство» в гармонию с революционным представлением о коллективизме, образовании и инновациях.
Выставка ярко демонстрирует, как в послереволюционные годы история искусства формировалась в Витебске, вдали от центральных городов России.
Революция 1917 года оказала большое влияние на Шагала. Принятие закона, отменяющего всякую дискриминацию по признаку религии или национальности, впервые дало ему, как еврейскому художнику, полное российское гражданство. Это вдохновило художника на ряд монументальных шедевров, таких как «Двойной портрет с бокалом вина» (1917), посвященный счастью молодоженов – Марка Шагала и его жены Беллы. С течением времени Шагал счел необходимым помочь молодым жителям Витебска получить художественное образование и поддержать евреев скромного достатка.
Когда он был назначен комиссаром искусств Витебска, его первой задачей было организовать торжества, посвященные первой годовщине Октябрьской революции. Улицы Витебска превратились в море красочных знамен и плакатов, разработанных Шагалом и Давидом Якерсоном.
После революционных торжеств Шагал посвятил себя совершенствованию своей школы.
Эль Лисицкий взял на себя ответственность за семинары по печати, графическому дизайну и архитектуре. Лидер абстракционизма харизматичный Казимир Малевич, основатель супрематизма, был теоретиком, воодушевлявшим молодых учеников. Он сформировал арт-группу с участием учителей и учеников под названием УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Супрематическая абстракция стала новой парадигмой.
Шагал, продолжал создавать картины в свойственной только ему манере, несколько иронично относясь к языку беспредметного искусства, используемому Малевичем и его учениками. Во время своего пребывания в Витебске Малевич начал отказываться от предметной живописи. В экспозицию включена его магическая картина «Супрематизм духа» (1919). Показана и вторая картина Малевича в жанре мистического супрематизма «Красный Крест на Черном Круге» (1920-1922). Его методика преподавания, его стремление поощрять учеников привлекали все больше и больше студентов, в то время как посещаемость классов Шагала постепенно уменьшалась.
Мечта Шагала заключалась в том, чтобы развить революционное искусство, не зависящее от стиля или догмы, но к концу весны 1920 года уже стало понятно, что это сделать не удается. И тогда Шагал решил покинуть Витебск. В июне этого года он отправился жить в Москву и работать в Еврейском театре. После отъезда Шагала Малевич и его арт-группа УНОВИС продолжали устраивать выставки не только Витебске, но и в крупных городах России.
Когда окончилась Гражданскоая война, в 1921-1922 годах политический климат в стране снова изменился. Советская власть решила навести идеологический и социальный порядок, устранив художественные движения, которые, по ее мнению, не отвечали интересам большевистской партии. В мае 1922 года был первый выпускной класс витебской школы искусств, который оказался и последним. Летом Малевич отправился в Петроград с несколькими своими учениками и там продолжил развивать свои идеи. В 1922 году из Витебска в Берлин уехал Лисицкий, где далее развивал свой ПРОУН. В Германии, в Ганновере, у него позднее была первая персональная выставка.
Выставка в Еврейском музее состоит из пяти разделов: «Послереволюционный энтузиазм в Витебске»; «Народная художественная школа»; «Новое искусство : Лисицкий и Малевич»; «Коллективная утопия» и «После Витебска».
В первом разделе основное внимание уделяется влиянию русской революции 1917 года на Марка Шагала. На его буйных и ярких картинах этого периода изображены качающиеся и наклоненные фигуры – символы потрясений России в ту эпоху. Здесь же представлены наряду с произведениями живописи и графики, образцы праздничного оформления Витебска: знамена, плакаты, призывы.
Раздел «Народная художественная школа» дает представление об эволюции школы: здесь представлены ключевые работы учителей и учеников.
Раздел «Новое искусство: Лисицкий и Малевич» составляют их работы, которые они и их ученики создали, приехав в Витебск.
С помощью супрематизма Малевич выступал за сильно дистиллированную абстракцию, основанную на простых геометрических формах, окрашенных в цвета в ограниченном спектре. Это искусство чистой формы выходило за пределы физического мира, обладая духовным измерением. Малевич разработал учебную программу, которая постепенно привела студентов от кубизма и футуризма к отделению цвета от объекта. На выставке представлены редко демонстрирующиеся картины Малевича, которые в это время уже стали отходить от живописи и скорее иллюстрировали теоретические работы мэтра.
В залах этого же раздела можно увидеть рисунки из серии ПРОУН Эль Лисицкого. Кроме того, здесь же представлена серия из 10 литографий Лисицкого (1923) с изображением фигур, созданных для постановки в Витебске футуристической оперы «Победа над Солнцем».
«Коллективная утопия» содержит работы членов УНОВИСА. Внешне их можно было узнать по черному квадрату, вшитому в рукава или лацканы пиджаков. Члены УНОВИСА стремились продвинуть супрематизм как новую концепцию во все сферы общественной жизни. Это был утопический проект по преобразованию мира. Полные страсти и энергии, такие художники как Лазарь Хидекель, Илья Чашник и Николай Суетин, разработали образцы плакатов, журналов, баннеров, игральных карт, сценических аксессуаров, окраски трамвайных вагонов и громкоговорителей, а также геометрические формы всех видов для украшения фасадов зданий.
Автором многочисленных экспонатов выставки, среди других, является Лазарь Хидекель. Их предоставила Еврейскому музею семья его сына Марка, ныне живущая в Нью-Йорке.
«Голубой квадрат» Лазаря Хидекеля использован в качестве лого выставки.
Выставка завершается разделом «После Витебска» – это работы, созданные Шагалом и Малевичем вскоре после того, как они покинули город.
Шагал, отправившись в Москву, продолжал иронизировать и критиковать художественные произведения супрематистов. Его основной в этот период становится работа в Государственном еврейском камерном театре в Москве. На выставке можно увидеть ряд проектов, которые он создал для этого театра.
Малевич в Петрограде продолжал экспериментировать в области объемного супрематизма путем создания утопических архитектурных моделей («архетеков») и дизайна фарфоровых изделий. Работы Малевича этого периода также показаны в разделе «После Витебска».
Произведения «витебских» мастеров русского авангарда вызвали большой интерес у первых посетителей выставки. На открытии ее присутствовали две внучки Марка Шагала – Белла и Мерет и семья сына Лазаря Хидекеля Марка.