Элегантное украшение быта или назойливый примитив

Лазарь Фрейдгейм

Часть первая.

[quote style=”boxed”]Народные промыслы – это и магнит и постоянная проблема оценки и поиска места в быту. Конечно, трудно это характеризовать искусством высокого штиля. Критерии красоты и ценности очень субъективны, а порой и сиюминутны. Но в некоторых условиях, в некотором количестве и в некотором интерьере – почему нет?.. А как коллекционный материал – не может вызывать сомнения. С любовью подобранная коллекция интересна вне зависимости от предмета коллекционирования. Будь то картины, бижутерия, часы или замки (замки обыкновенные – дверные и сарайные, а не замки, возведенные на Луаре в далеких веках …).

Подносы Мюнхен

Мне представляется, что бытового внимания может быть достойно все, что нравится человеку, обустраивающему интерьер и находящему в нем место той или иной вещи. Это дело вкуса, возможностей, времени. Сегодня – нравится, ну и любуйся этим. Завтра оценка изменится – ищи замену… Через много-много лет, если чудом сохранится старое собрание, их новооткрыватели будут разводить руками и поражаться, как столь интересные предметы могли быть не востребованы ранее (Вспомните, например, изготовителя рекламных вывесок лавок и духанов в Тбилиси – Нико Пиросмани). Примитивизм, наивное искусство… Лубок – простота, броскость, яркость. Коврики с лебедями на некогда дешевой клеенке, открытки с красотками и трогательными изъяснениями в любви и преданности… А где сочные цветы из бумаги в вазе в красном углу? Это уже почти букет на расписном подносе…

Когда турист попадает в какую-либо страну, его внимание в поисках сувениров обращается на растиражированные символы страны. Применительно к России общеизвестны матрешки, шкатулки, ушанки, гжель и т.п. В это же число входят Палех и Федоскино, Холуй и Мстера, Жостово, наконец, которому и будет уделено основное внимание ниже… “Folk-art,” – говорят англоязычные гости. Но через некоторое время после возвращения домой эти сувениры теряют обусловленность, но сохраняют инородность. Эти предметы попадают на распродажи или в качестве пожертвований в соответствующие магазины. Самое любопытное, как показывают мои наблюдения, вторичными обладателями этих вещей преимущественно оказываются наши, русскоязычные, люди…

Вновь вспоминаю Игоря Губермана, удачно сформулировавшего принцип эмоционального подхода: «вижу какую-то мелочь и понимаю: я хочу с ней жить». Хочу с ней жить – это замечательная формулировка критерия интереса, критерия удовольствия, субъективного критерия ценности.

Однажды моя знакомая, женщина эффектная и нечуждая не всегда понятному мне интересу к некоторым типам «красивых» вещей, послушав мой рассказ об увлечении русским серебром с видами Москвы, спросила: «Так ты что – ищешь, покупаешь и потом складируешь все это?» Я первосекундно был в растерянности: обидеться, расстроиться, объяснить?… А потом весело рассмеялся и с тех пор неоднократно рассказываю эту историю: не всем все сразу дано… Да, и многообразие вкусов людей необозримо.

[quote style=”boxed”]Эти заметки – это не попытка систематизации знаний и подходов к расписным подносам. Это рассказ-восприятие, попытка говорить о моем личном взгляде на этот отсек – плод традиций, привычек и вкусов, ставший определенным узнаваемым символом .

Я сам в былые времена скептически относился даже к магазинным прилавкам с жостовскими подносами. А потом как-то попал в квартиру моих друзей, в которой целая стена была занята экспозицией, казалось бы, совсем обычных подносов. Я увидел взгляд хозяев на это, их рассказы об небросающихся в глаза особенностях. Мое восприятие сдвинулось с нуля (а может быть, перевалило через ноль и перешло в область положительного интереса). Добавлю к этому, что судьба через много лет забросила этих моих друзей в Мюнхен. Все изменилось в облике квартиры и жизни, но стена подносов сохранилась с тем же теплом давних восприятий… Именно эти мои друзья, Ганкины, и подтолкнули меня, чтобы собрать все впечатления и поднести их вам – на красивом расписном подносе, естественно.

Жостово. Уличная вывеска

Многие ремесла зарождались в тихих деревнях и селеньях. Типичная картина центра народного промысла – село, расположенное в стороне от проезжей дороги, почти все дома которого расположены вдоль одной (порой и единственной) улицы. Из поколения в поколение с малых лет дети подключались к работе взрослых и осваивали ремесло (и мастерство). Иди по такой улице, стучись в любой дом… В каждом – домовый музей, в каждом товар на продажу. Такому промыслу способствовала сама система крестьянского хозяйствования, когда основная работа была в теплое время года – от посева до уборки урожая. А в длинное мокрое и холодное время нужно было искать занятие и заработок. Подобная ситуация прорисовывалась некогда и в Жостово или Федоскино, в Мстере или в Холуе, Палехе или во внешне несхожей Гжели…

Именно такой образ имеет и Жостово – центр особого народного промысла. По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами. В каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков. Обычно – и на производстве, и дома. Достаточно пройти по такому поселку, чтобы по убранству домов, атрибутике заоконных украшений понять, чем живут здесь люди.

 

Зима в Подмосковье

Очень характерные особенности быта такого Подмосковья схвачены на фотографии американского фотографа Джилл Боу (Jill Bough).

Работа была показана на выставках в Сохо в Нью-Йорке и ЦДРИ в Москве. Мне удалось получить информацию об этом снимке непосредственно от автора, которая живет в небольшом городе Боземан (Bozeman) штата Монтана. Снимок сделан в Мытищинском районе Московской области в 1998 году (Болшево, вблизи Жостова). Позволю себе заметить, что Болшево является городом в отличие от поселка Жостово. Эта большеформатная фотография 18”x12” с автографом висит в раме у меня дома.

А это уже многоцветье подносов на фоне подмосковной зимы – поездка была не напрасной. Особое удовольствие доставляет у себя дома вновь и вновь, руками и взглядом, прикасаться к таким вещам. К собственно авторскому изделию добавляются ощущения присутствия автора, обстановки дома с немешающей патриархальностью, самого рубленного дома с любовью смастеренными прорезными наличниками и фантазийными кружевными занавесками.

Жостово. На природе с покупками

Во всех туристических путеводителях в качестве сувениров рекламируются изделия российских кустарей. Не странно ли? Я что-то не видел, чтобы при туристическом описании США рекомендовались бы изделия афроамериканских кустарей или мастеров индейских резерваций. Вероятно, характер сувениров приспосабливается к уровню развития региона. А может, я заблуждаюсь… Вне зависимости от моих заблуждений изделия российских промыслов заслуживают внимания. И жостовские расписные подносы не в последнюю очередь.

[quote style=”boxed”]Изготовление расписных металлических подносов началось в России не в Жостове. Корни уходят на Урал, на Демидовские заводы Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых. На рубеже XVIII – XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.

Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами. Их мастерство было необходимо для изготовления основы расписного подноса.  Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.

История первых металлических подносов, украшенные декоративной росписью, в Подмосковье связано с именами семьи Вишняковых. Филипп Вишняков, крепостной графа Шереметева, выйдя на волю, создал свою мастерскую. Сами хозяева промысла обозначали это так:  “Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 года”. Клеймо Вишняковых до сих пор является лучшей характеристикой лакового изделия. При аукционной продаже такое клеймо на обороте подноса или на крышке шкатулки повышает стоимость в десяток раз.

Продолжение следует.