Виталий Орлов
На очередном весеннем фестивале искусств Next Wave -2019 в Бруклинской Академии Музыки (ВАМ) трижды c огромным успехом прошел музыкальныхй спектакль Rameau, maître à danser («Рамо, мастер танца»). Этот спектакль – объединение двух одноактных опер-балетов французского композитора XVIII века Филиппа Рамо «Дафнис и Эгле» и «Рождение Осириса». Они представляют собой два редко исполняемых произведения в стиле барокко, в основе которых лежит музыкально-эмоциональное предчувствие весны.
Эти очаровательные оперно-балетные миниатюры во времена Рамо служили одновременно символом придворного богатства и предметом вечерних развлечений. Спектакль «Рамо, мастер танца» – это великолепное отражение исключительного блеска маэстро Уильяма Кристи, художественного руководителя постановки, как первоклассного знатока восхитительной силы музыки барокко. А то, что сделано высокопрофессионально, всегда привлекает своей завершенностью и красотой.
Спектакль поставлен британским режиссером Софией Дейнеман и сыгран всемирно известной труппой Les Arts Florissants Уильяма Кристи, включающей артистов оперы и балета и оркестр старинных музыкальных инструментов, которые предлагают современной публике музыкальное искусство барокко в том виде, в каком оно существовало в XVIII веке.
В этом году ансамблю Les Arts Florissants исполняется 30 лет. Дата широко отмечается в ВАМ, где ансамбль – интернациональное детище американца из Буффало Уильяма Кристи – частый и очень почитаемый гость.
«Неделю назад я танцевал bourrée , – сказал Уильям Кристи. -Этот импровизированный танец состоялся во время инаугурации камина XVII века в доме на Луаре, который является частью комплекса, где сейчас базируется Les Arts Florissants. Этот эпизод может приблизительно описать программу, которую ансамбль привез в ВАМ. Исполняемые произведения были написаны, чтобы отпраздновать счастливые события: в одном случае, рождение короля, в другом – приближение весны, поры любви».
Французский двор во главе с Людовиком XIV, страстным танцором, любил танцевать. Король был сторонником создания Королевской академии танца. Там и возникли основные правила и движения балета как элитарного искусства.
В спектакле Les Arts Florissants оркестр находится на сцене, а актеры, разыгрывающие сюжет, отделены от оркестра условным занавесом, который два статиста держат на двух шестах и время от времени то выносят, то уносят его со сцены. Великолепно звучит хор, он же кордебалет, а талантливые солисты: тенор Р. ван Ховен (Дафнис), тенор Сейн Клейтон (Пастух), сопрано Элоди Фоннард (Эгле), сопрано Магали Леже (Амур) и другие певцы достаточно уверенно и танцуют свои партии.
Очень скромное и нарочито грубоватое оформление спектакля намекает современному зрителю отнестись к происходящему на сцене несколько иронически.
«Все танцевали во Франции, – отметила специалист по танцам в стиле барокко Кэтрин Туроши из Далласа. – Певцы танцевали, танцоры пели, и все играли на инструментах. В этом смысле это было похоже на современный музыкальный театр».
Это замечание специалиста помогает ответить на вопрос: почему же почти забытая музыкальная культура барокко вызывает такой неподдельный интерес современного зрителя?
Необыкновенно популярного в свое время Филиппа Рамо к концу XVIII века полностью затмил композитор Кристофер Глюк, и только к концу XIX – началу ХХ века интерес к Рамо возродился с новой силой. Клод Дебюсси утверждал: «Рамо — хотят этого или нет — одна из самых надежных основ музыки, и можно без страха двигаться по прекрасному пути, им намеченному, вопреки варварским топтаниям на месте и заблуждениям, которые его загрязняют. Поэтому же надо его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к предкам, немного непонятным, но умевшим так красиво говорить правду».
Мы с удовольствием читаем современные приключенческие романы, но при этом постоянно возвращаемся к «Трем мушкетерам» Александра Дюма – немеркнущему гимну дружбе, благородству, храбрости.
Мы восхищаемся чудесами современной архитектуры – небоскребищами из стекла и стали такой изощренной формы, какая, кажется, противоречит законам физики и оставляет далеко позади Пизанскую башню.
Но при этом мы радуемся и душевно отдыхаем, входя во дворцы, построенные в изысканном стиле барокко, например, Растрелли в Санкт-Петербурге, и удивляемся позолоте и лепке, колоннам и лестницам, фрескам на потолках и вычурном интерьеру, контрастности, легкости и динамичности образов, стремлению к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
И потому сегодня говорим: «Оглянись, незнакомый прохожий», музыка барокко – это твоя музыка». И оглянувшись, он поторопится в ВАМ, родной дом Уильяма Кристи.