Светлана Вайс

Для того, чтобы скульптура была установлена в центре Манхеттена на знаменитой Парк Авеню на срок 4-5 месяцев не достаточно быть всемирно известным и признанным художником. Надо еще гарантировать городскому Департаменту парковых зон, что вы сами оплатите установку, страховку, рекламу и вывоз скульптуры за пределы улицы точно в срок. И это все только после честно выигранного конкурса, так как желающих – из известных и знаменитых уже имеется на много лет вперед.

Перед такой постановкой вопроса можно только снять шляпу и приветствовать городские власти стоя. Но, как Вы понимаете, такая ситуация не образовалась в прямом смысле – на пустом городском месте. Для этого была проделана большая работа, на которую ушло, ни много – ни мало, а более ста лет.

В начале ХХ века Парк Авеню вовсе не была столь престижной, как сегодня. Даже наоборот, из-за большого двухстороннего, а это единственная в Манхеттене авеню с двухсторонним движением, улица всегда была загруженной транспортом. Конки, потом паровозы – все это загрязняло городскую атмосферу и делало улицу чрезвычайно шумной. Из-за шума просто поговорить на улице было проблематично, а уж жить в такой обстановке было совсем не привлекательно.

Все изменилось, когда на смену паровозам пришли электровозы. Их было решено пустить вдоль улицы, но по подземному тоннелю. В результате этой модернизации тяжелый транспорт стал передвигаться под землей, на поверхности  остался легковой поток и пешеходы, а по середине проезжей части высвободились и обустроились довольно просторные парковые участки (отсюда и название улицы Парк Авеню). На старых фотографиях можно видеть, как посреди улицы стоят самодельные заборы, за которыми городские жители втихаря выращивают что-то для своего хозяйства.

Но в начале 1950-х годов нашлась, дай Бог ей здоровья, городская активистка миссис Альберт Ласкер (Mrs. AlbertD. Lasker), которая решила доказать городскому Департаменту парков, что здесь можно создать красивую парковую зону, укоренив те цветущие растения, которые будут устойчивы к выхлопным газам и прочим городским выбросам. Она самостоятельно посадила здесь большое число растений, среди которых были бегонии, тюльпаны, несколько видов цветущих деревьев и пр., которые действительно выжили и приспособились к агрессивной городской среде этого района. Департаменту парков ничего не оставалось, как пойти на риск и взять в свое хозяйство целую длинную Авеню.

И увидели горожане, что это хорошо. В 1970-м году Департамент парков даже нанял профессионального ландшафтного дизайнера Клару Кофи (ClaraCoffey), которая привела в порядок участки земли и заложила основы того парка, который мы видим сегодня. Для этого ей пришлось убрать все заборы и заграждения, посадить больше цветущих деревьев и сделать газоны. Кроме этого, она создала отдельные площадки, которыми с двух сторон оканчивались аллеи, прерывающиеся на перекрестках. На этих площадках планировалось высаживать сезонные цветы, но именно на них и стали впоследствии ставить скульптуры.

К 1980-му году весь парк пришел в негодность. Оказалось, что у города решительно нет средств на поддержание этого участка зеленой зоны. И как всегда в таких случаях в Нью-Йорке, на помощь пришли общественные организации. Тогдашний президент фонда «Соседи Карнеги-хилл» Рональд Спенсер (RonaldD. Spencer) предложил разделить обязанности по уходу за отдельными участками парка между домами, расположенными вдоль Парк Авеню. Ему удалось это сделать в районе выше (севернее) 86-й стрит. Озеленение самой центральной части Парк Авеню как-то зависло в воздухе.

Но тут опять появилась все та же миссис Ласкер и своими усилиями сначала добилась создания проекта по озеленению, а затем и специального «Фонда для Парк Авеню» (FundforParkAvenue), в который вошли все здания от 54 до 86 улиц, которые разделили между собой расходы на финансирование парковой зоны.

Кроме озеленения, с 1981 года фонд взял на себя финансирование городского мероприятия «Зажигания огней в честь погибших во Второй мировой войне». Эта традиция существует в Нью-Йорке уже 70 лет и она осуществляется фондом под руководством миссис Стефэн Кларк (Mrs. StephenC. Clark). Вечером первого воскресенья декабря проводится митинг во дворе Пресвитерианской церкви (BrickPresbyterianChurch), которая находится на углу Парк Авеню и 91 улицы и зажигается иллюминация на деревьях вдоль почти всей Парк Авеню от 54 до 97 улицы. И так как в это же время начинаются новогодние и Рождественские праздники, то огни радуют горожан весь сезон.

Со временем, из фонда по озеленению одной улицы фонд превратился во влиятельную городскую организацию, которая создала под своим крылом Комитет по скульптуре на Парк Авеню, а также совместно с городом, общественнуюХудожественную программу (The Sculpture Committee of The Fund for Park Avenue and the Public Art Program of the City of New York’s Department of Parks & Recreation). Деятельность Комитета в рамках этой программы предполагает тесное сотрудничество с художественными организациями и непосредственно художниками.

Вот именно этот комитет и решает вопросы по временным выставкам скульптурных композиций на Парк Авеню. Впрочем, есть одна скульптура, которая получила «постоянную прописку»: она установлена на пересечении с 93-й улицей – это монумент известного скульптора Луизы Невельсон (LouiseNevelson, 1899–1988). Такую честь ей оказал город за ее новаторские работы в области городской ландшафтной скульптуры.

А все остальные скульптурные композиции устанавливаются на ограниченный срок. Раньше, как я помню, срок установки был около трех месяцев, но сейчас скульптуры устанавливаются в январе и находятся там до осени, то есть больше чем на полгода. Видимо, мероприятие это действительно дорогостояще,  которое по силе только финансово успешным организациям. Как правило, это известный нью-йоркские галереи, иногда иностранные. Не все инсталляции вызывают восторг у жителей Нью-Йорка, но интерес всегда.

Из наиболее запомнившихся я бы назвала огромные красные металлические розы (Roses) скульптора Вилла Рэймона (WillRymon), которые особенно интересно смотрелись после зимних снегопадов. Композиций было несколько на разных перекрестках. Устанавливала эти розы известная нью-йоркская галерея Пола Казьмина (PaulKasminGallery) в 2011 году.

 

В 2015 году одна из самых крупных галерей Мальборо (MarlboroughGallery) спонсировала установку «металлических объектов» всемирно известного и любимого американцами испанского архитектора Сантьяго Калатравы (SantiagoCalatrava). Хоть и назывались эти скульптуры просто «объектами», но авторство узнавалось мгновенно – по фирменным, как бы вырывающимся из середины композиции, деталям. Сам автор в интервью назвал эту серию работ (а их тоже было установлено несколько) «объекты в лесу людей» (objectsinahumanforest).

Останутся в памяти города и огромные белые, как бы свернутые из белой бумаги, объекты, привезенные берлинской галереей Томаса Шульте (ThomasShulte). Они были установлены в 2014 году и назывались «PaperChase», что является трудно переводимой идиомой, но намекает на обитателей соседних корпоративных зданий, а именно на их стремление получить много различных дипломов при одном, скорее всего юридическом, образовании. Ну, и сделать на этом деньги. Автор композиций – Алис Айкок (AliceAycjck).

В 2016 году  на пересечении 54-й улицы и Парк Авеню ровно посередине стоял огромный – 33-х футовый мужик, задравший голову вверх. Стоя один, на этот раз без ансамбля. Скульптура называется «Lookingup», то есть «Смотрящий вверх». Скульптура модернистского свойства и очень прикольная. К сожалению, ее металлический оттенок сливается с фоном домов, найти хороший ракурс трудно, так как улица все-таки проезжая.

Многие граждане так и не замечают шедевра, спеша по делам, а другие пугаются, если останавливаются посередине перекрестка и видят на газоне огромные железные ступни. Но если увидеть издалека и неожиданно, то запомнится вне всякого сомненья. Причем на долго. Шедевр создал художник Том Фридман (TomFriedman), а продюсером выступила нью-йоркская галерея «Люринг Августин» (LuhringAugustineGallery), которая уже давно котируется наравне с городскими музеями.


Было опубликовано в почившем журнале “AmericaPictured”