Нина Аловерт
На сцене Сити центра состоялись вечера знаменитых современных танцовщиков мирового балета Натальи Осиповой и Дэвида Холберга “Natalia Osipova’s pure dance with David Hallberg”.
Наталье Осиповой 32 года. Она является едва ли не самой знаменитой балериной своего поколения. Биография Осиповой довольно пестрая. Осипова закончила московскую Академию балета, была принята в кордебалет балета Большого театра, но вскоре переведена на позицию балерины. Ушла из Большого театра, затем работала в Михайловском театре в Петербурга, танцевала в разных театрах мира. С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II. Являлась прима-балериной Американского балетного театра. В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским театром Royal Ballet.
Осипова – балерина, которая параллельно с исполнением главных партий в классических балетах постоянно ищет возможность танцевать постановки современных хореографов. Иногда поиски заканчиваются творческой удачей (как например, в программе, которую она создавала вместе с театральным агентством Ардани Артист). Но в последней программе, которую мы видели на сцене Сити Центра, только «Грустный вальс» Сибелиуса в постановке Алексея Ратманского можно назвать творческой победой хореографа и балерины.
Партнером и равноправным участником программы стал американец Дэвид Холберг. Дуэт Осиповой и Холберга начался десять лет назад на сцене Метрополитен Опера, когда балерина выступала с труппой АБТ. Те, кто видел тогда «Ромео и Джульетты с Осиповой и Холбергом, наверно, не забыли их спектакль. То был редкий по взаимопониманию дуэт. Даже зал был заряжен накалом чувств этих Ромео и Джульетты. С тех пор Осипова и Холберг танцевали вместе на разных сценах мира. И последнее выступление – на сцене Сити Центра в Нью-Йорке.
У Холберга карьера тоже складывалась нестандартно. Танцовщику 36 лет. Он закончил балетную школу при Гранд Опера, танцевал сначала в Студии АБТ, затем переведен в основную труппу, 2005 года – премьер . В 2011 году Холберг совершил неожиданный поступок –принял приглашение Большого театра и стал премьером русской труппы! Холберг по-прежнему танцует с труппой АБТ, но только в качестве приглашенного премьера. В 2008 и 2009 годы принимал участие в проекте «Короли танца». Холберг элегантный, красивый танцовщик, слегка холодноватый и замкнутый в себе, в котором однажды Наталья Осипова сумела на сцене вызвать взрыв неожиданных для всех эмоций….
Это «присказка», своего рода – представление танцовщиков читателям. Две мировые звезды собрали программу, состоящую из балетов современных постановщиков, чья хореография основана на классическом танце, и в которых Осипова и Холберг выступали вместе, а также из работ хореографов-модернистов. Балеты и балетные номера модернистов Осипова исполняла с другими танцовщиками. Кроме того, и Осипова и Холберг танцевали каждый по одному сольному номеру.
Номер Ивана Переца «Flutter»на музыку Нико Мули был ближе других балерине, но однообразная хореография , даже неоднократно повторенная эффектная «летящая» в поддержке фигура балерины, в конце концов переставали производить впечатление. В балете Рой Ассафа «Six Years Latter» на сборную музыку танца не было вообще. Бесконечная ссора мужа и жены (по-видимому) была создана средствами пластической пантомимы. Например, Осипова и ее партнер несколько раз довольно долгое время стояли друг против друга и толкали друг друга плечами. Причем разрешения конфликтов в отношениях героев не состоялось. Конечно, партнер Осиповой Ясон Киттельбергер произвел хорошее впечатление своей абсолютной искренностью на сцене. Но Осипова – балерина и балерина в расцвете сил и мастерства. Поставить такой танцовщице номер, практически лишенный танца, по меньшей мере странно.
Не лучше обстояло дело с сольными номерами. Осипова исполнила концертный номер «Аve Maria» Шуберта, который был специально для нее поставлен японским хореографом Йоко Оиши. Это было совсем печальное зрелище. Создалось впечатление, что хореограф музыки «не слышал», мы увидели набор движений, не имеющих с ней связи. Конечно, огромное впечатление оставил прыжок балерины: Осипова прыгнула, откинувшись корпусом назад и как бы повисла в воздухе. Это был «крик» ввысь, в купол собора, в далекое небо… а музыка в этот момент затихала в печали.
Номер «In Absentia» , поставленный Кимом Брандструпом на музыку 1-ой части Чаконны Баха специально для Дэвид Холбергa, просто неловко было смотреть. На сцене стоял пыльный телевизор. Красавец-премьер, стройный, элегантный Холберг кружил по сцене время от времени обращаясь к телевизору. Дуэт с телевизором…
Осипова с Холбергом танцевали вместе в этом вечере, как я писала, два дуэта. Если перевести название вечера NATALIA OSIPOVA’S PURE DANCE with DAVID HALLBERG как «Чистые танцы Натальи Осиповой с Дэвидом Холбергом», то только выступления в первом и заключительном балете соответствовали названию. В балетах Тюдора и Ратманского артисты действительно могли танцевать. Па-де-де из «The Leaves are Fading» Энтони Тюдора на музыку Антонина Дворжака они исполнили красиво, технически безупречно, но «бесчувственно». Дуэт был выбран без учета индивидуальности Осиповой, для которой чистую лирику танцевать труднее, чем темпераментные характеры.
Единственным действительно удачным выступлением артистов стало исполнение «Valse Triste» Ян Сибелиуса, который Алексей Ратманский поставил специально для них, для Осиповой, для ее данных. Надо сказать, что Ратманский заметил, оценил и выделил Осипову еще в те далекие времена, когда танцовщица только начинала свою артистическую карьеру в Большом театре. Будучи в то время художественным руководителем труппы, Ратманский перевел Осипову на положение балерины.
Наблюдая за творчеством Ратманского, я прихожу к выводу, что ему вообще лучше удаются малые хореографические формы, одноактные балеты чем многоактные. Особенное впечатление произвели на меня балеты, поставленные на артистов, обладающих яркой индивидуальностью. Так Ратманский начинал в Большом театре с замечательных номеров, которые он создал для вечера Нины Ананиашвили «Прелести маньеризма» и «Сны о Японии», японскую хореографическую легенду о женщине-змее, женщине-оборотне. Для вечера Дианы Вишневой хореограф сочинил очаровательную эстетскую вещь «Лунный Пьеро» Шонберга и т.д.
Так и в «Грустном вальсе» Ратманский ориентировался на индивидуальность Осиповой, на ее техническое мастерство и ее дуэт с Холбергом. Осипова расцвела в красивой, музыкальной хореографии, элегантный партнер следил за ней с волнением … словом конец был действительно «делу венец».
Осиповой нужен, я думаю, организатор вечеров, который знал бы хорошо кто есть кто среди современных хореографов и помог бы составить балерине интересную программу, в которой могли бы проявиться все достоинства ее индивидуальности. Надеюсь, что в следующем творческом вечере мы увидим Наталью Осипову во всем блеске ее таланта.