Виталий Орлов
У Украины свой путь свободы и независимости. Для нее неприемлемо делить со своим северным-соседом-вертухаем его средневековую мораль, невежество, рабство, нищету и грязь. Украина сражается и победит. Понимание и поддержка этого факта американскими культурными организациями имеет огромное социальное, гуманитарное и политическое значение.
Карнеги-холл провел очередную акцию в поддержку Украины. Эта акция – концерт Львовского Национального филармонического оркестра Украины.
Состоявшийся 15 февраля концерт был сердечно принят нью-йоркской публикой и музыкальной общественностью, и это – заслуженно, потому что такой профессионализм и высокий уровень симфонического оркестра ныне встречается не так уж часто.
Прежде чем рассказать об украинском оркестре и его солистах, сообщу, что концерт начался с видео-приветствия президента Украины Владимира Зеленского и вложенной в программку листовки первой леди Елены Зеленской, в которой она благодарила публику за поддержку ее страны.
В концерте присутствовал постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица. Вступительное слово произнес известный американский актер, режиссер, киносценарист и продюсер Лив Шрайбер. У него, как у довольно многих известных американских людей искусства, украинские корни: его дедушка – родом из Украины.
Зрители аплодисментами встретили видео-приветствие Владимира Зеленского и встали, когда на сцену вышли музыканты.
Львовский национальный филармонический оркестр Украины был создан в 1902 году. В период 1919—1939 гг. в городе в результате экономического кризиса и политических передряг разные музыкальные коллективы распадались и объединялись. В частности, в концертном сезоне 1931/1932 гг., группа музыкантов присоединилась к оркестру «Общества поклонников музыки и оперы», который начал самостоятельную концертную деятельность рядом симфонических концертов. «Инаугурационный» симфонический концерт воссозданного таким образом оркестра Львовской филармонии состоялся 20 ноября 1933 года. До 1938 года руководил этим коллективом Адам Солтыс.
В этот период с оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: композиторы Морис Равель, Бела Барток, Кароль Шимановский, солисты: Антон Рубинштейн, Ферруччо Бузони, Яков Мильштейн, Эжен Изаи, Пабло Казальс и многие другие.
С приходом советской власти, в декабре 1939 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров УССР об организации учреждений культуры и искусства в шести новообразованных западных областях Украины. Симфонический оркестр был создан при Областном радиокомитете Львова. Впервые коллектив выступил 20 декабря 1939 года под управлением Исаака Паина, 27-летнего дирижера, выпускника Киевской консерватории. В начале 1940 года этот оркестр был реорганизован в симфонический оркестр Львовской государственной областной филармонии.
С 1950-х годов с оркестром выступали многие величайшие музыканты мира, в том числе Святослав Рихтер, Генрих и Станислав Нейгаузы, Эмиль Гилельс, Мария Юдина, Давид и Игорь Ойстрахи, Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Леонид Коган, Наталья Гутман, Александр Слободяник, Олег Крыса.
С оркестром также работали известные дирижеры: Кирилл Кондрашин, Фуат Мансуров, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Рейнгольд Глиэр, Евгений Мравинский, Николае Попеску, Курт Мазур, Саулюс Сондецкис, Теодор Кучар и Марис Янсонс вместе с украинскими дирижерами Стефаном Турчаком и другими. После двух сезонов в качестве главного приглашенного дирижера оркестра Теодор Кучар в 2022 году был назначен главным дирижером.
Уроженец Нью-Йорка, Теодор Кучар рос в украинской общине Кливленда, в 10 лет начал играть на скрипке, потом перешел на альт и вырос до позиции первого альтиста в оркестрах Кливленда, Хельсинки и Кейптауна, одновременно серьезно занимаясь дирижированием. Он стоял во главе нескольких оркестров в Австралии, Венесуэле, США, и одновременно все больше времени проводил в Украине – сначала как главный приглашенный дирижер, а с 1994 года и как руководитель Национального симфонического оркестра Украины.
Помимо дирижерской деятельности Теодор Кучар был художественным руководителем двух самых выдающихся мировых фестивалей камерной музыки: Австралийского фестиваля камерной музыки (1991–2007 гг.) и Фестиваля камерной музыки в Неваде (2003–2018 гг.). В сентябре 2021 года Теодор Кучар приступил к обязанностям художественного руководителя и главного дирижера The Thomas de Hartmann Project – концертного и звукозаписывающего проекта, который BBC Radio 3 недавно охарактеризовал как «возможно, самый важный звукозаписывающий проект нового десятилетия».
Львовский национальный филармонический оркестр Украины много гастролирует по всему миру, выступая в том числе в Польше, Италии, Испании, Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландах и Китае. В течение последних нескольких сезонов он выполнил высоко оцененные записи для крупных международных лейблов, включая Naxos, Toccata Classics и Brilliant Classics.
В программе концерта в Карнеги-холле 15 февраля были представлены три значительные произведения композиторов разных национальностей XIX и XX веков.
Концерт открыла знаменитая Третья камерная симфония современного композитора Евгения Станковича, полная красочных струнных и флейтовых звучаний, чередующая терпкие ритмы остинато с лирическими гимнами природе. Ее исполнила струнная группа оркестра, соло на флейте – Михаил Сосновский.
Две работы XIX века имеют эпические масштабы: одна положила начало карьере венского мастера; другая — «американская» симфония, написанная европейцем, изменившая курс американской музыки.
Первый фортепианный концерт Иоганнеса Брамса, сбивший публику с толку на премьере в 1859 году своей новизной, противопоставляет рояль плотному массивному звучанию оркестра; как и многие ранние работы Брамса, он обладает редкой смелостью и напряжением.
Фортепианный концерт Брамса вдохновенно исполнил Станислав Христенко. Молодой талантливый пианист не впервые играл в Карнеги-холле. В 2014 году с большим успехом в Занкель-холле прошел его дебютный сольный концерт. Об этом выступлении журнал «Нью-Йорк концерт ревью» писал: «Христенко обладает уверенностью и интеллектом опытного исполнителя».
С тех пор не прошло и 9 лет, и теперь выступления Станислава Христенко неизменно покоряют публику четырех континентов. Мой земляк – харьковчанин завоевал признание как слушателей, так и жюри многих международных конкурсов, а впоследствии также и как дирижер и как организатор значительных музыкальных акций в городах мира.
Станислав родился в Харькове в 1984 г. в украинско-еврейской семье. Отец Станислава – бывший военный, мама – инженер. В отличие от большинства «коллег по цеху», которые продолжают музыкальную династию, свою дорогу он прокладывал самостоятельно.
Стас стал брать уроки игры на фортепиано в 7 лет. Он учился в обычной музыкальной школе, но уже в 11 лет выступил с концертом в Харьковской филармонии, а затем отправился в Симферополь на конкурс юных пианистов. Там-то одаренного мальчика и заметила профессор Московской консерватории им. П. Чайковского легендарная пианистка Вера Горностаева.
«По стандартной схеме для детей из восточной Украины я уехал учиться в Москву – туда забирали всех, кого могли. В конце 1990-х – начале 2000-х многие стремились именно туда, поскольку на тот момент это был ближайший крупный музыкальный центр. Другие тогда еще не были доступными. В 15 лет я стал студентом московского музучилища», – рассказывает пианист.
В 20 лет, когда Станислав уже учился в Московской консерватории в классе Веры Горностаевой, пришло понимание, почему по окончании обучения он не хочет оставаться в России. «Для меня главная причина отъезда из Москвы была не в том, что хочется больше денег или более успешной карьеры. Для меня место жительства – это в первую очередь общество. Я хочу улыбаться людям на улице и чтобы мне улыбались в ответ. Это те базовые вещи, которые для меня важны. К тому же в России «особое» отношение к людям других национальностей – снисходительность. Причем предубеждение есть не только к украинцам, а и к любым другим народам – бурятам, татарам, армянам, грузинам» – говорит Христенко.
С 2008 года он живет в Вашингтоне и представляется как украинско-американский концертный пианист. После переезда в США Станислав в 2010 году окончил также Кливлендский институт музыки (класс Сергея Бабаяна).
Сегодня Станислав Христенко – лауреат более 30 международных конкурсов пианистов. Названный газетой Le Soir (Бельгия) «поэтом фортепиано», он выступал в качестве солиста в крупнейших концертных залах мира: с Кливлендским оркестром; Бельгийским национальный оркестром; симфоническими оркестрами Пуэрто-Рико, Бильбао, Мадрида и Тенерифе; Королевским филармоническим оркестром Льежа; Сувонским филармоническим оркестром (Республика Корея), оркестром Берлинской филармонии; в Сеульском центре искусств, пражском Рудольфинуме и Большом зале Московской консерватории, с Камерным оркестром Гонконга. Сольные выступления Станислава были в ведущих концертных залах: Карнеги-холле, Концертхаусе Вены, Дворце изящных искусств в Брюсселе, а записи выпущены на лейблах Steinway & Sons (Fantasies и Romeo and Juliet), Naxos (Soler: Keyboard Sonatas Nos. 63–66), Oehms Classics и Toccata Classics (Ernst Krenek: Piano Works).
Пройдя курс дирижирования в Музыкальном университете им. Шопена (Польша) у Томаша Бугая, Христенко начал свою дирижерскую карьеру. За «эмоциональную напряженность», «харизматичное выражение лица» и «палитру штрихов» его как дирижера хвалили газеты The New York Times, The Washington Post и Miami Herald.
А еще Христенко инициировал образовательный проект для молодых пианистов под названием «Переосмыслить фортепиано». Проект предполагает обсуждение всех аспектов конкурсов, включая соревновательный стимул, который дает юным пианистам возможность улучшить собственное исполнение, преодолеть стресс и разработать стратегию успешного профессионального роста.
В своем родном городе Харькове Христенко основал музыкальный фестиваль Kharkiv Music Fest, который всего за четыре года существования представил выступления лучших мировых музыкантов и уникальные проекты, в том числе фестивальный оркестр, форум классической музыки, детский оркестр, просветительские концерты. В качестве музыкального руководителя он также создал Камерный оркестр «Нова симфониетта», который за первые три сезона исполнил произведения более 40 композиторов. «Я вкладываю в этот проект все ресурсы – время, международные связи, финансы… Хочу, чтобы у Харькова был признанный камерный оркестр, чтобы в родном городе чаще звучала высококлассная музыка, и сюда приезжали с выступлениями известные исполнители, чтобы наши артисты могли зарабатывать не меньше, чем, как минимум, в Эстонии или Латвии, – считает Станислав. – Необходимо, чтобы восточная Украина интегрировалась в европейское сообщество не только в бизнесе, но и в культуре. Что, как не музыка, где нет языковых преград, может стать мостом?»
Один из выдающихся музыкантов планеты, Станислав Христенко с 2013 года, после ошеломляющей победы на Международном конкурсе пианистов в Кливленде, является «лицом» компании Steinway – передового изготовителя музыкальных инструментов с более чем 200-летней историей. Steinway выбирает не просто лучшего из лучших. В разные годы «лицом» Steinway были такие музыканты, как Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц… При выборе «лица» учитывают все – и мастерство музыканта, и харизму, и репутацию.
В заключение концерта Львовский Национальный филармонический оркестр Украины исполнил последнюю симфония Дворжака «Из Нового Света», написанную во время его пребывания в Нью-Йорке. Она основана на мотивах коренных американцев, «Песне о Гайавате» Генри Лонгфелло и черных спиричуэлс, которые Дворжак провозгласил «народными песнями Америки». С момента исторического дебюта симфонии в Карнеги-холле в 1893 году многие композиторы последовали примеру Дворжака, и симфония, вероятно, стала самой популярной из когда-либо сочиненных в Америке. На этот раз она прозвучала триумфальным гимном дружбы Америки с Украиной, и публика долгими овациями приветствовала появление в финале над оркестром стилизованного американо-украинского флага.