Памяти Нины Бейлиной
Виталий Орлов
Публичный концерт памяти скрипачки Нины Бейлиной состоялся 7 марта 2020 года в манхэттенском Меркин-холле. На следующий же день в городе был объявлен карантин по поводу пандемии коронавируса, который не закончился и сейчас. Что ж, можно считать, что хотя бы уже после безвременной смерти Нине Бейлиной немного повезло…
Имя Нины Михайловны Бейлиной стоит в ряду выдающихся скрипачей мира. Ей, еще молодому музыканту, студентке Абрама Ямпольского и Давида Ойстраха, удалось завоевать себе это имя в особо трудное для российской творческой интеллигенции время в стране, где играла самую важную роль не одаренность, а партийность и принадлежность к «коренной» национальности. Она была лауреатом международных конкурсов им. Энеску в Бухаресте (первая премия); им. Чайковского в Москве (третья премия), им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (Гран При) и Золотой Медали Viotti D’Oro (Италия) с присуждением звания «Музыкант года».
Судьба Нины Бейлиной сложилась трагически еще и из-за личной драмы – смерти мужа, еще молодого талантливого дирижера Израиля Чудновского, но музыка всегда была приоритетом в жизни знаменитой скрипачки, и я думаю, что не ошибусь, если скажу, что ее скрипка и, конечно, талант – лишь они не дали ей, как многим другим музыкантам, исчезнуть в море, которое называется «безвестность». После эмиграции в 1977 году в Америку ей удалось создать (1988 г.) в Нью-Йорке уникальный камерный оркестр молодых инструменталистов-струнников, получивший, не без «участия» Иоганна Себастьяна Баха, имя Baсhanalia (Баханалия).
Когда в Нью-Йорке я увидел афишу оркестра, сразу же помчался в концерт. Тогда же мы с Ниной познакомились, и она подарила мне свою фотографию, которую подписала так: «Моему новому товарищу в борьбе за Музыку, классическую, не продажную, трудную, которая разговаривает с человеком».
Наша дружба сохранялась до ее кончины в 2018 году.
С уходом лидера, что нередко бывает, имя Baсhanalia исчезло с афиш концертных залов Нью-Йорка. Но, к счастью, как оказалось, не навсегда…
В концерте, посвященном Нине Бейлиной, принял участие созданный ею несколько десятилетий тому назад и ныне возрожденный группой музыкантов камерный оркестр Baсhanalia. В качестве солистов выступили пианистка Джулия Зильберквит и скрипач Эмиль Чудновский, сын Нины Бейлиной.
Эмиль, основной инициатор возрождения Baсhanalia, был также и ведущим концерта, рассказывая о произведениях, которые исполняются. Эмиль представил публике нескольких музыкантов, которые играли в прежнем составе оркестра. Дирижером был Майкл Авальяно. Нина Бейлина открывала все выступления своего оркестра произведениями Баха. По ее словам, с Баха вообще начиналась вся Западная музыка. Эту традицию, восходящую к памяти Израиля Чудновского, новая Baсhanalia сохранила: мемориальный концерт 7 марта 2020 г. в Меркин-холле тоже начался с Баха – его Бранденбургского концерта №3. С первых же звуков Концерта стало ясно, что на сцене – высокопрофессиональный и сыгранный коллектив. Его вдохновенная игра сразу же установила в зале эмоционально напряженную атмосферу, которая сохранялась до самого финального аккорда.
Почти вся программа этого вечера состояла из произведений великого немца: кроме Бранденбургского концерта прозвучали еще два его произведения: Фортепианный концерт D minor и Скрипичный концерт E major. Оркестр исполнил также Capriccio, op. 81 Феликса Мендельсона – композитора, который вернул Баха миру в то далекое время, когда публика стала понемногу его забывать. Великолепно сыграла Концерт для фортепиано, технически очень трудный, молодая, но уже очень опытная пианистка Джулия Зилберквит. Джулия ранее с этим оркестром не играла, но взаимопонимание их было полным, к всеобщему восторгу слушателей. Скрипичный концерт необыкновенно тепло и душевно играл Эмиль Чудновский.
А в заключение вечера состоялась мировая премьера «Чаконы» Баха-Бузони, аранжированной для камерного оркестра. В этом трудном для исполнения произведении во всем блеске показал себя дирижер (он также и альтист) Майкл Авальяно.
Стоит запомнить имена талантливых музыкантов.
Джулия Зильберквит родилась в Москве в 1971 году, в музыкальной семье и начала играть на пианино в 4 года. В 1989 году, закончив специальную музыкальную школу имени Гнесиных, Джулия переезжает в США и поступает в Джулиардскую консерваторию в класс прославленной пианистки Беллы Давидович. В 1994 году она получила первое лауреатское звание на конкурсе в Нью-Йорке, а двумя годами позже завоевала Первую премию на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Вене. В Вене Джулия Зильберквит выступила также в концерте на бетховенском фестивале, когда за дирижерским пультом стоял всемирно известный скрипач и дирижер Иегуди Менухин.
Пианистке подвластна самая разнообразная стилистика. Много раз исполнив клавирные концерты И. С. Баха, Джулия сделала запись всех семи концертов на фирме Warner Classic 2014, (оркестр «Виртуозы Москвы», дирижер Саулюс Сондецкис). После ее исполнения с Берлинским филармоническим оркестром Концерта Шумана газета «Der Tagesspiiegel» назвала ее «романтической поэтессой фортепиано». Кроме названных, Джулия играла и с другими известными музыкальными коллективами, участвовала в фестивалях во Франции, Нью-Йорке, Сиэттле, России, Австрии, Польше.
Ей принадлежат транскрипции для солирующего фортепиано и камерного оркестра двух концертов И. С. Баха-Вивальди и Концертино Шостаковича ор. 94, в оригинале созданного для двух фортепиано. Джулия Зильберквит вдохновила недавно ушедшего из жизни российского композитора Сергея Слонимского на создание фортепианного концерта, названного автором «Еврейская рапсодия», которую композитор посвятил Джулии.
У Майкла Авальяно, многогранного музыканта из Нью-Джерси, сложилась карьера как дирижера, альтиста и педагога. Он – участник многих оркестровых, оперных и камерных коллективов в своем штате, в Нью-Йорке, а также за его пределами.
Эмиль Чудновский – молодой скрипач, тяготеющий к романтической традиции золотого века скрипачей. Широкий и открытый звук его скрипки, неподражаемая способность общаться с аудиторией снискали ему высокую оценку слушателей и критиков. Предшествующие сезоны были для Эмиля заполнены дебютами: первая запись с Санкт-Петербургским Симфоническим оркестром; выступление с Филармоническим оркестром Мехико, где он заменил заболевшего солиста, сыграв неизвестный ему ранее концерт, который он выучил за 10 дней. Эмиль – участник-ветеран различных международных конкурсов, в 9 из них он завоевал высшие призы.
После концерта я спросил у Эмиля:
– Когда и как возникла идея возрождения Bachanalia?
– Мама завещала мне оркестр как наследство. Я подумал: если смогу вернуть оркестр на сцену, это будет ей лучшим памятником. Сегодня – первое выступление в новом составе. В него вошло несколько музыкантов, игравших в оркестре ранее. Среди новых участников есть мои ученики и другие музыканты, с которыми я был так или иначе знаком. С Джулией я был знаком еще с тех пор, когда она приходила играть к маме. А выступить у нас солисткой ей предложил Майкл Гутман, известный бельгийский скрипач и дирижер, который должен был выйти на сцену сегодня, но внезапно заболел. Его согласился заменить Майкл Авальяно. Мы учились вместе, а позднее Майкл приглашал меня играть с его оркестрами. Что касается Джулии, то, по-моему, она сыграла замечательно.
– Премьера новой Bachanalia прошла, судя по всему, очень удачно. Планируете ли вы выступления оркестра в дальнейшем?
– Непременно! В будущем году мы хотим сделать полный сезон из трех программ и сыграть их, как минимум, в Нью-Джерси, Нью-Йорке и Вашингтоне.
Концерт в Меркин-холле прошел на едином дыхании музыкантов, для которых Нина Бейлина была не только образцом преданности музыке, но и учителем. Слушатели это оценили по достоинству.
Виталий Орлов