Not so Elegant New York
Ольга Смагаринская
Представьте себе, что Чарльз Диккенс жил в Нью- Йорке в конце девятнадцатого -начале двадцатого веков. И был он не писателем, а фотографом. Уличным фотографом, бродящим по городским трущобам с камерой в руках.
В Нью-Йорке тех лет действительно был человек, чьи фотохроники сопоставимы с творчеством известного писателя.
Совсем недавно, в Музее Нью- Йорка (Museum of the city of New York), проходила выставка одного из известнейших фотографов, летописца нью-йоркских трущоб Якоба Рииза. В то же самое время, этажом выше, посетители могли гулять по залам, украшенными портретами известных и богатых жителей города прошлых столетий.
Все, как и в жизни – богатство и нищета существуют рядом, параллельно друг другу. Можно всю жизнь прожить в своем закрытом респектабельном мире, не знающим нужды, и не видеть “как живет другая половина человечества.”
Якоб Рииз открыл глаза своим современникам, став первым “street photographer” Нового Света.
Рииз родился в 1849 году в Дании, и в возрасте 20 лет, всего с 40 долларами в кармане, прибыл в Америку в поисках лучшей жизни. Поначалу он скитался, зарабатывая разными ремеслами, пока наконец не обосновался в Нью Йорке. Здесь он устроился репортером в отделы уголовных хроник газет: Evening Sun и New York Tribune.
Офис его редакции находился напротив полицейского участка бедного иммигрантского района Нижнего Ист Сайда. Сам он, пройдя через трудности и ежедневно сталкиваясь с реалиями жизни бедняков, отлично понимал проблемы нью-йоркского “дна” .
С 1870 по 1900 годы, три четверти всех приезжающих в Америку иммигрантов, селились именно в Нью-Йорке. Новая жизнь оказывалась для них не столь радужной, какой представлялась, когда они отправлялись в путь через Атлантику.
Всю свою долгую карьеру журналиста и фотографа Якоб Рииз посвятил тому, чтобы привлечь внимание общественности и властей к существующим, рядом с ними, проблемам городских трущоб.
Многие коллеги подшучивали над Риизом за его сентиментальность и слишком эмоциональный и чувственный стиль пера. Так, в одном из своих рассказов, он пишет о капитане полиции, поймавшего с поличным вора. Преступником оказался бедняк, укравший для сына игрушку на рождество. Полицейский пожалел его, купил всей семье подарков, дал им немного денег и нашел для главы семейства работу.
Как журналист, Рииз часто бывал в самых нищих кварталах Нью- Йорка, видел бедные семьи, умирающих детей, совершенно непригодные для жизни квартиры, в которых ютились иммигранты. Он собрал все свои наблюдения, мысли, истории в первой книге, вышедшей в свет в 1890 году под названием “How the other half lives”.
“Страшная скученность. Отсутствие санитарии. Улицы завалены дерьмом. Дети умирают от элементарной простуды, от легкой сыпи. Умирают в кроватках, сделанных из двух кухонных стульев. Умирают просто лежа на полу.”, – так писал Рииз.
Якоб был одним из первых, кто начал пользоваться фотовспышкой, которая появилась всего за три года до выхода его книги. Это изобретение пришлось как нельзя кстати, ведь Риизу приходилось снимать в трущобах, где не было ни дневного освещения, ни электричества.
Интересно, что до появления вспышки он использовал специальный пистолет, который заряжался патронами, наполненными смесью магнезии и хлората калия. Но людей пугали вид пистолета, направленного на них, выстрел и яркая вспышка. Тогда фотограф придумал, что в ход может пойти… сковородка! Он высыпал на нее смесь, поджигал, и пока она горела, снимал. Потом, окутанный плотным дымом, удирал от разъяренных персонажей своих фоторепортажей. Часто это были обыкновенные бандиты, которые, выхватив ножи и атаковали репортера.
Именно, благодаря изобретательности и бесстрашию фотографа, была сделана знаменитая фотография “Бандитский притон Руста.”
Сам Рииз не считал себя фотографом, для него фотоаппарат был такой же обыденной и незаменимой вещью для создания репортажа как и пищущая машинка. Часто случалось, что он просил фотографировать своих помощников, а позже, когда стали появляться фото агентства, он начал обращаться к профессионалам. И тем не менее, его фотографии, даже без репортажного текста, представляют собой историческую и профессиональную ценность. Когда смотришь на эти старинные снимки, на заглавия и содержания книг Рииза, возникают параллели с творчеством Чарльза Диккенса. Якоб Рииз и сам говорил, что романы Диккенса повлияли на него как на журналиста и фотографа.
Только в отличие от вымышленных персонажей английского писателя, люди на фотографиях Рииза были реальными, они жили с ним в одном городе. То, что ему удалось сделать за годы его карьеры – идеальный пример эффективной и действенной журналистики. Причем, сам Рииз и не ожидал такого внимания со стороны властей города. Будучи религиозным человеком, он скорее обращался за поддержкой и сочувствием к обществу, к своим богатым соотечественникам.
В 1892 году Рииз издал свою вторую книгу – “The children of the poor”, на этот раз целиком посвященную детям бедняков.
В книге можно было найти факты по статистике болезней, образования и преступности среди детей бедных районов. На этот раз он записывал истории, слушая рассказы детей у них дома или там где они работали. Каждая история иллюстрировалась детским портретом.
Книги Рииза обратили на себя внимание сильных мира сего. Теодор Рузвельт, на тот момент бывший комиссаром полиции, прочитав их, написал Риизу: ” Я все прочитал, и я буду действовать.” Так будущий президент США и фотограф стали работать вместе и благодаря их дружбе и совместным проектам, в Нижнем Ист Сайде произошло немало изменений.
Некоторые, самые ужасные бараки бедняков, были снесены, и на их месте построены новые дома. Рузвельт так же закрыл приюты при полицейских участках, которые были известны особой жестокостью по отношению к бездомным. Самого Рииза будущий президент называл лучшим американцем, которого он знает.
В 1900 году Рииз уволился из редакции и стал проводить больше времени, читая лекции. Он пользовался только входящим тогда в обиход проектором, снабжая каждый кадр своими комментариями. На выставке в музее Нью -Йорка посетители могли послушать одну из знаменитых лекций Рииза в том виде, в каком он читал их в начале 20 века.
С лекциями Рииз ездил по городам, даже уже будучи больным. В 1914 году фотограф умер на своей ферме в Массачусетсе.
Прошедшая выставка была первой полной экспозицией фотожурналиста, в которой собрали коллекцию его фотографий, дневники, манускрипты, издания его книг, переписку, слайды и другие личные вещи и, используемые им в работе, камеры и проекторы. Экспонаты выставки были представлены Библиотекой Конгресса в Вашингтоне, Нью- Йоркской публичной библиотекой и коллекцией из музея Нью-Йорка. После Нью- Йорка выставка отправится в Вашингтон, а затем в Данию, на родину Рииза.
Каждая его фотография – это маленький рассказ без слов. Каждый из них печальнее другого. Вот маленькие бездомные мальчики спят, прижавшись друг к другу на одной из загаженных улиц трущоб. Вот бедная итальянская мать, с туго запелёнатым младенцем на руках, сидит, обреченно и безнадежно глядя в объектив.
Вот маленькая Сюзи, она живет в одном из бараков для бедных. Кроме нее, там проживает еще 700 человек. В бараке нет света, вентиляции, канализации. Она еще совсем-совсем кроха, но уже помогает матери – наклеивает тканевые обертки на металлические бутылки с виски. “Ее руки так быстры и проворны”, – пишет Рииз, “что даже со вспышкой не удается сделать резкий кадр”.
А вот, наверное, одна из самых известных фотографий бедных детей – Кейти учится в индустриальной школе для тех, кто по разным причинам не может посещать обычную публичную школу. Кейти тоже выглядит совсем маленькой для своих лет, но и она уже работает. Она послушно и покорно вставала перед фотокамерой, как просил ее фотограф, при этом не улыбаясь, не задавая ему вопросов. Выражение ее лица всегда оставалось напряженным и очень печальным, на вопрос, где и кем она работает, Кейти ответила : “Я скоблю. “И после ее ответа было понятно, пишет Рииз, что место, где эта кроха работает, должно сиять чистотой от ее усердия.”
В начале 20 века, когда еще не существовали социальные службы и правительство оказывало немного помощи бедным жителям города, то, что делал Рииз своими статьями, лекциями и фоторепортажами, было особенно прогрессивно и важно.
Со дня смерти Якоба Рииза прошло уже больше ста лет. Нижний Ист Сайд, бывший районом ночлежек и нищих кварталов, превратился в модный район города, но, к сожалению, все так же велика разница между богатым и бедным Нью- Йорком. Изменилась география бедных районов, изменилась национальность жителей, но по-прежнему в городе огромное количество бездомных, и среди них много детей.
Грустно признавать, но фотографии Рииза и его деятельность как социального реформатора, актуальны и сейчас. Мне кажется, нам не хватает своего Якоба Рииза – фотожурналиста, бродящего по бедным нью-йоркским кварталам с камерой в руке…