Архитектурный маршрут. От Старой Таможни до Бруклинского моста.
Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной
Татьяна Бородина
Все прогулки от первой до последней можно посмотреть , если нажать здесь.
Может быть продолжением как первой, так и второй Прогулки, и его отправная точка – Бэттери парк. По продолжительности весь путь займет чуть больше часа, но по архитектурной и исторической наполненности его можно считать одним из самых интересных в Нью-Йорке.
«Архитектурно-лирическое» отступление
Нью-Йорк постоянно меняет свой облик. Этот город всегда отличался тем, насколько просто и порой легкомысленно он мог расставаться с домами, парками и историческими достопримечательностями. Здания здесь возникали и исчезали с легкостью, напоминающей игру ребенка в строительные кубики. Без боли и сожаления на протяжении столетий сносились добротные кварталы, прослужившие всего по 10-20 лет, чтобы на их месте выстроить новые – более модные, современные и функциональные. Соседство совершенно различных по стилю, величине и престижности зданий – характерная черта нью-йоркского ландшафта, которая, пожалуй, и создает его неповторимую «многоликую и многослойную» архитектурную индивидуальность.
В XIX веке, во время интенсивного роста города, возводились элегантные и стильные кварталы, больше похожие на иллюстрации к архитектурному проекту, чем на обычные жилые улицы. Но, как правило, такое городское благообразие продолжалось недолго – дома и участки земли перепродавались, и новые владельцы строили то, что находили нужным, не принимая во внимание первоначальный замысел застройщика района. Вплоть до середины XX века не требовалось согласовывать архитектурный проект нового строения с городским планом и, как следствие, всего за несколько десятилетий облик любого района мог измениться до неузнаваемости. Теперь процесс градостроительства вошел в более цивилизованное русло, но даже нынешние строгие правила не способны помешать Нью-Йорку сохранить присущий ему стиль хаотичной и свободолюбивой архитектуры.
Американская архитектура долгое время отличалась сознательным и беззастенчивым смешением стилей. Географическая изолированность Америки на протяжении нескольких веков позволила выработать свой собственный стиль, без оглядки на мнение мастеров европейской школы. К этому можно относиться по-разному, но отрицать, что такая архитектура существует, уже невозможно – как минимум треть огромного мегаполиса застроена домами, обладающими яркой индивидуальностью, гармонией и очарованием, несмотря на то, что их стиль нельзя назвать чистым и отнести ни к одному из существовавших в Европе.
Небоскребы в самой южной части Бродвея были построены в конце XIX – начале XX века. Первые кварталы нью-йоркских гигантов полностью изменили облик города, превратив Даунтаун в неповторимый архитектурный ансамбль в полном соответствии с представлением о деловом центре города начала XX столетия. Именно в эти годы Нью-Йорк стал законодателем моды в области архитектуры. Вместо творческого копирования и преклонения перед европейскими стандартами появляется свое собственное видение, стиль и дерзость новаторства, которые вскоре распространятся по всему миру.
Но стоит немного отойти от Бродвея и пройти несколько кварталов вглубь, как парадные фасады сменятся предельно лаконичными домами, помпезность уступит место принципу строгой экономии. В этой переменчивой структуре района читается история Нью-Йорка, где индивидуализм жителей возведен в высший принцип, где каждый делает то, что может и считает нужным.
Нижний Бродвей часто называют музеем высотных домов и наглядным пособием по изучению американской архитектуры конца XIX – начала XX века. К этому времени был заселен уже практически весь Манхэттен, но деловой центр по-прежнему оставался в нижнем городе. Поэтому именно здесь начали расти первые небоскребы Нью-Йорка – «как зубы в пасти молодого волка» по меткому выражению журналистов того времени. Бум высотного строительства захлестнул город как только электричество вошло в повседневную жизнь, и был изобретен лифт. Этот поворотный момент – изобретение лифта, поначалу на паровой тяге, а потом на электрической, поднял архитектуру на небывалую высоту в буквальном смысле слова.
А теперь в путь
Прогулку по «архитектурному музею нижнего Манхэттена» стоит начинать с дома №1 на Бродвее. Приблизительно на месте этого дома стояла первая голландская крепость. Символично, что главный фасад первого дома на Бродвее обращен к океанскому заливу – отсюда началась история Нью-Йорка. Здание построено в 1884 году архитектором Эдвардом Кендалом (Edward H. Kendall) и частично перестроено в 1922 году Вальтером Чембером (Walter B. Chambers). Раньше оно принадлежало Торговой морской компании (Mercantile Marine Company), теперь же первый этаж занял Сити-банк, а на остальных разместились офисы различных компаний. Могут ввести в заблуждение надписи, выбитые в камне над массивными дверями банка – «First Class» и «Cabin Class» – раздельный вход для разного ранга клиентов. Но такого рода дискриминация давно ушла в прошлое – надписи сохранились с XIX века, когда здесь продавали билеты на морские круизы.
Буквально рядом возвышается Боулинг-Грин-билдинг (Bowling Green Building, 5-11 Broadway), построенный в 1895 году архитектором W.&G. Audsley по заказу основателя General Electric Спенсера Траска. В нем в 1912 году находился офис компании White Star Line – владельца «Титаника», и именно этот дом осаждала толпа взбудораженных родственников и журналистов в роковые дни гибели легендарного корабля.
Следующий интересующий нас дом имеет адрес Бродвей №25 и называется Кунард-билдинг (Cunard Building). Он был построен в 1921 году для компании – владельца лайнеров «Королева Мэри» и «Королева Элизабет»; сейчас в нем почтамт. В начале XX века было принято скрадывать высоту зданий с помощью нескольких промежуточных карнизов и фронтонов. Дома как бы стеснялись своей чрезмерной высоты и «скрывали» ее за счет эффекта разделения небоскреба на несколько «домов поменьше», поставленных один на другой. Проектируя Кунард-билдинг, архитектор Бенджамин Моррис оказался особенно изобретателен в этом искусстве, взгромоздив на 18-этажный фасад некое подобие классического двухэтажного особняка с колоннами, флигелями и мансардой. Теперь его можно назвать прародителем современных пентхаузов.
Напротив, по правой стороне Бродвея под №26 стоит 31-этажный дом высотой 159 м, который считается доминантой южной части Манхэттена. Здание штаб-квартиры компании Standard Oil Company (John D. Rockefeller’s Standard Oil Company), принадлежащей Рокфеллеру, приобрело свой современный вид в 1922 году. Архитекторами проекта были Carrere & Hastings and Shreve, Lamb & Blake. Здание артистически вписано в изгиб Бродвея. Его сложная архитектурная конструкция в стиле неоренессанса с 480-футовой четырехугольной пирамидой по замыслу авторов должна была определить рельеф южной части города – морского парадного фасада Нью-Йорка.
Практически каждый дом на Бродвее в Нижнем Манхэттене заслуживает внимания как с архитектурной, так и с исторической точки зрения. О многом могут рассказать не только фасады домов, но и их холлы. Как правило, они богато оформлены и больше похожи на дворцовые залы, чем на офисные фойе. После теракта 11 сентября 2001 года свободный доступ туристов в большинство зданий Нижнего Манхэттена был запрещен, но если удастся зайти внутрь и остановиться хотя бы у пропускного столика портье, то можно даже при беглом осмотре составить представление о нью-йоркском стиле интерьеров тех лет.
Традиция оформления больших домов роскошными вестибюлями сохранилась до сих пор. В средней части Манхэттена они, как правило, открыты для широкой публики с 8 утра и до 8 вечера. Обычно в них есть места для комфортабельного отдыха с удобными диванами, столиками и креслами. Иногда там устраивают кафе, бары, зимние сады и даже водопады. Оформление всегда элегантно, стильно и разнообразно – мрамор, мозаика, зеркала, картины, декоративные панно и скульптуры. Часто в холлах проводят бесплатные выставки и концерты во время обеденного перерыва. Что немаловажно – они всегда оснащены кондиционерами, так что в знойный день можно заменить прогулку по городу прогулкой по вестибюлям домов. В некоторых районах таким образом – из холла в холл – можно пройти довольно большое расстояние, выходя на улицу только для того, чтобы пересечь проезжую часть.
Часть Бродвея от Старой таможни и до Уолл-стрит принадлежала старому городу. Как раз на его границе стоит Церковь Святой Троицы (Trinity church, 74 Trinity Place) – самый старый епископальный собор Америки. Современное здание церкви – уже третье, построенное на этом месте. Первое было возведено в 1697 году. В те времена береговая линия проходила на несколько кварталов ближе к Бродвею, и высокий шпиль церкви с крестом служил ориентиром и маяком для заходящих в бухту кораблей. Собор сгорел во время войны за независимость. В 1776-м был построен новый, который позже, в 1790 году, разрушил снежный шторм. Нынешний, возведенный в стиле готического ренессанса архитектором Richard Upjohn, был освящен в 1846 году. 86-метровая колокольня церкви на протяжении полувека являлась самым высоким сооружением города.
Теперь ее высота теряется среди гигантских офисных домов, обступивших церковь со всех сторон. Всю вторую половину XIX столетия церковь достраивалась и обновлялась. Так, к примеру, появились великолепные церковные ворота, выполненные Карлом Биттером в стиле ворот Баптистерии Сан Джованни во Флоренции. Кладбище, окружающее церковь, – одно из самых старых и почетных в Нью-Йорке.
Первое сохранившееся захоронение датировано 1681 годом. Здесь похоронены многие известные горожане, среди которых изобретатель парохода Роберт Фултон, издатель первой нью-йоркской газеты New York Gazette Уильям Брэдфорд. Первый министр финансов США 49-летний Александр Гамильтон оказался на кладбище несколько раньше своего часа из-за дуэли на пистолетах с Аароном Бэрром, вице-президентом США. Дуэль носила политический характер, но к счастью, такой способ разрешения внутрипартийных разногласий в стране не прижился. Здесь же похоронен самый известный комедиант своего времени Адам Аллин, умерший прямо на сцене во время выступления. Говорят, что в полнолуние припозднившиеся прохожие вздрагивают, проходя мимо кладбища, потому что из могилы весельчака-актера им слышится жизнерадостный смех, совсем не уместный в этой тихой обители.
В семи кварталах на север от Церкви Святой Троицы находится другая, не менее известная церковь Святого Павла (Saint Paul’s Chapel, 209 Broadway), сооруженная в 1766 году архитектором Мак’Бином. Она считается самым старым сохранившимся строением Нью-Йорка. Даже во время страшного пожара 1835 года церковь чудом не пострадала, оставшись в своем первозданном виде. Кроме возраста церковь известна еще двумя обстоятельствами. Именно сюда Джордж Вашингтон отправился молиться 30 апреля 1789 года, после того, как был провозглашен первым президентом Америки. И все то время, пока Нью-Йорк был столицей США, Джордж Вашингтон являлся неизменным прихожанином церкви Святого Павла. В ней сохранилось его постоянное место, отмеченное мемориальной надписью.
Удивительно, но так же, как и во время исторического пожара, церковь выстояла во время теракта 11 сентября 2001 года. А ведь рухнувшие башни Всемирного Торгового центра стояли от нее совсем близко – напротив, через узкую Черч-стрит (Church St). В те страшные дни, благодаря своему расположению, церковь стала сначала центром психологической помощи спасателям, пожарным и строителям, работавшим здесь в первые дни после трагических событий, а затем основным местом поминовения погибших.
Отклонимся немного от маршрута и, миновав церковь святого Павла, свернем направо на Весей-стрит (Vesey St). В конце квартала по правой стороне бросается в глаза 14-этажный дом с большими скульптурами на уровне последних этажей. Его архитектурный стиль очень близок к стилю домов на Парижских бульварах и потому неожиданно смотрится в кварталах Нижнего Манхэттена. Дом носит название The Old New York Evening Post Building (20 Vesey st), он был построен для редакции газеты Нью-Йорк Ивнинг Пост в 1906 году архитектором Роберто Д. Кохом (Robert D. Kohn). Здание является практически единственным представителем в Нью-Йорке стиля венский сецессион (Vienna Secession), известном также под названием Венский Раскол. Своим возникновением этот стиль обязан группе 19 венских художников, скульпторов и архитекторов, сформировавшейся в 1897 году и возглавленной Густавом Климтом (Gustav Klimt). Философией этой группы было провозглашение полной свободы в творчестве и нежелание следовать классическим канонам как непреложному правилу. Архитектурный стиль Нью-Йорк Ивнинг Пост билдинга визуально ближе всего к арт-деко, который был в моде в начале ХХ века. Статуи, украшающие верхние этажи дома, символизируют 4 периода Гласности (Publicity). Если судить по этим скульптурам, то все периоды с точки зрения авторов не отличались лицеприятностью. Скульптуры выполнены Гутзоном ……(Gutzonom Borglum) и Эстеллой Рамболд Кох (Estelle Rumbold Kohn) – женой архитектора.
В начале XX века постройка небоскребов была новым, дорогостоящим и рискованным предприятием. Стремление извлечь максимум прибыли из вложенных капиталов приводило к тому, что внешнему декору уделялось не много внимания. Но дом, стоящий на углу Бродвея и Барклай-стрит (Barklay st.), является приятным исключением.
Вулворт-билдинг (Woolworth Building, 233 Broadway) – 57-этажный небоскреб высотой 241 метр, построенный в 1913 году и 17 лет считавшийся самым высоким зданием в мире. Как и здание Старой таможни, его построил знаменитый Касс Гилберт. Этому архитектору свойственно использовать в своих проектах образцы европейской архитектуры разных эпох. Поэтому отнести его здания к какому-либо стилю практически невозможно – они всегда эклектичны, но неизменно гармоничны и красивы. «Вулворт» считается его лучшей работой. В 1915 году Гилберт получил за него Золотую медаль на Панамериканской выставке.
Стремительные линии здания, резной работы шпили и балконы, богатый псевдоготический декор свидетельствуют о том, что в данном случае за образец взята европейская архитектура эпохи Возрождения. Бюджет строительства дома был неслыханно высок – 13,5 миллиона, большая часть которых ушла на декоративные работы. Здание было создано по заказу владельца империи дешевых универмагов Франка Вулворта. Примечательно, что всю сумму за строительство он выплатил наличными деньгами.
Вулворт-билдинг сразу покорил сердца горожан, его называли Дворцом Коммерции, а один из почитателей творчества Гилберта сказал так: «Этот дом – Моцарт среди современных небоскребов, лирик среди прозаиков». Зайдя в холл дома, убеждаешься в справедливости столь восторженных отзывов. Высокий, в 3 этажа вестибюль покрыт коробовым сводом, стены облицованы золотистым мрамором, привезенным с греческого острова Скирос. Антресоли украшены фресками, а сводчатые потолки – смальтовой мозаикой. Мягкий приглушенный свет создает атмосферу покоя. Но самое необычное здесь – портреты-шаржи: тут и сам заказчик Франк Вулворт, пересчитывающий пяти- и десятицентовые монеты, и архитектор, изображенный с макетом своего детища в руках.
Кабинет хозяина небоскреба был расположен на 28 этаже и оформлен в стиле кабинета Наполеона: зеленый итальянский мрамор стен, пилястры, оканчивающиеся позолоченными коринфскими капителями, в центре – огромный письменный стол из красного дерева, покрытый зеленой кожей и инкрустированный позолоченной бронзой.
Такой интерьер кабинета не случаен. Современники писали, что Франк Вулворт находил в своей судьбе немало общего с французским императором. Во всяком случае, так же как Наполеон, Вулворт создал себя сам. Начинал он как продавец в маленькой лавочке у мелкого торговца, а состоялся как гений торговли из-за своей врожденной застенчивости. Говорят, что предлагать свой товар, а уж тем более торговаться с покупателями для него было сущим наказанием. Чтобы избежать этой пытки, он однажды прикрепил на все товары крупные ценники, указав на них минимальную цену, по которой хозяин позволял ему их продавать, а над грудой всякой мелочи написал: «все отдам по 5 центов». К концу дня товаров в магазине не осталось. Потрясенный хозяин решил открыть совместно с Франком первый магазин стандартных цен, где все товары стоили бы по 5 центов. Это было гениальным изобретением. Теперь магазины такого типа называются «99 центов» или «Доллар-мания» и неизменно пользуются большой популярностью.
«Наполеоновский» кабинет недолго служил хозяину «Дворца коммерции», в 1919 году Вулворт умер. Его империя просуществовала без него чуть больше 50 лет. А вот небоскреб «Вулворт» продолжает поражать воображение, радовать глаз и свидетельствовать о возможностях человека не только в бизнесе, но и в архитектуре.
Напротив «Вулворт-билдинга» находится историческое здание Сити Холла (City Hall), с которого начинается Административный центр Нью-Йорка. Оно было построено на 100 лет раньше «Вулворта» – в 1812 году, на самой окраине Нью-Йорка. В те времена сюда редко заглядывали даже полицейские патрули. Местность вокруг – глухая: городская тюрьма, небольшой пивоваренный заводик, несколько таверн и трущобы, в которых обитали сомнительные личности. А дальше на север простирались редкие загородные усадьбы, фермерские хозяйства и лес.
Но власти дальновидно решили, что экспансия бурно растущего города в скором времени отодвинет городскую околицу далеко на север и муниципальный центр окажется там, где ему и надлежит быть – в центре городской жизни. Конкурс на право строительства Сити Холла выиграли архитекторы Жозеф Манджин, француз по происхождению, и шотландец Джон Мак’Комб Младший. Видимо, такое сотрудничество и определило стиль здания – этакое смешение георгианского стиля с архитектурой французского Возрождения.
Элегантный 3-х этажный особняк Сити холла выстроен с бесспорным вкусом и мастерством. Красивые полукруглые окна подчеркнуты «замковыми» камнями, сложной формы бельведер завершается статуей, символизирующей правосудие. По неведомой причине традиционный образ Богини Правосудия нарушен отсутствием повязки, закрывающей глаза. Возможно, в этом проявилась независимость взглядов американцев на систему судопроизводства, или, что более вероятно, произошел обычный хозяйственный недосмотр и «повязка была утеряна» на одном из этапов строительства. Сити Холл расположен в живописном сквере с фонтаном. После недавней реставрации всего комплекса в сквере установлены газовые фонари – точные копии тех, что освещали улицы Манхэттена в начале XIX века.
За северной границей сквера начинается административная площадь Нью-Йорка, на которой расположены такие серьезные учреждения, как Суд США, Нью-йоркский городской суд, Суд по делам опеки и наследства, Городское полицейское управление, Управление медицинских и санитарных служб, Главное управление иммиграционных служб. Здесь же и Исправительный центр, в одном крыле которого находится тюрьма с затемненными стеклами и вмонтированными в них системами сигнализации, что позволило отказаться от традиционных тюремных решёток и придать зданию более приветливый вид. На площади каждый из домов интересен с архитектурной точки зрения, и хоть они построены в разное время, но в целом выглядят как единый законченный архитектурный ансамбль.
Доминантой площади можно назвать Муниципалитет (Manhattan Municipal Building, at 1 Centre Street) – 42-этажный небоскреб, возведенный в 1914 году архитекторами МакКимом, Мидом и Уайтом для различных городских служб. Стиль, в котором построен дом, относят к неоклассическому, но скорее он олицетворяет собой классическую архитектуру небоскребов на рубеже двух веков. Парадный вход официального здания традиционно декорирован высокими колоннами и пилястрами нарядного коринфского ордера, величественными скульптурами и рельефами. Закругленная форма фасада и огромная сквозная арка придают дому сходство с европейской парадной архитектурой, но классический бельведер, поднятый на головокружительную высоту и увенчанный парящей в небе позолоченной 7,5-метровой аллегорической фигурой Славы (скульптор Адольш Вейнман), не оставляет сомнения, что здание Муниципалитета возведено американским архитектором.
Необыкновенный по архитектуре для Нью-Йорка дом стоит напротив Manhattan Municipal Building, это Суд по наследству. Нарядный и красивый, он подтверждает, что влияние французской архитектуры было достаточно сильным и в Новом Свете.
Справа от Муниципалитета расположен вход на Бруклинский мост. Когда идешь по мосту в сторону Манхэттена, золотая фигурка Славы живописно смотрится на фоне серых зданий административного центра. Пешеходная дорожка Бруклинского моста поднята над нижним уровнем, по которому несется поток машин, таким образом, чтобы без помех наслаждаться видами Манхэттена, Бруклина и Нью-йоркской бухты во время прогулки по мосту.
В настоящее время, мы проводим Туры по Городу Большого Яблока в стиле Elegant New York в сопровождении профессионального гида. Эту Прогулку, как и многие другие, вы можете совершить, индивидуально или в группе, с нашим гидом. Присылайте заявку и мы организуем тур в удобное для вас время. Возможно, вас заинтересуют другие туры – читайте-выбирайте.
Text and photos by Tatyana Borodina
Бруклинский мост – о нем пойдет речь в следующей Прогулке.
Next walk is Brooklyn Bridge.
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Использование материалов, опубликованных в Elegant New York в коммерческих целях, в так же перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com