Ольга Смагаринская
“Крик”, “Мадонна”, другие шедевры Эдварда Мунка и яблочный штрудель под одной крышей
или Почему этой весной необходимо посетить The Neue Galerie
Галерея немецко-австрийского искусства начала 20 века, The Neue Galerie, в 2001 году прекрасно вписалась в знаменитую Музейную Милю на Upper East Side. Идея создания этого музея принадлежала двум друзьям, арт- дилеру и организатору выставок Сержу Сабарскому и бизнесмену, филантрописту и коллекционеру, Рональду Лаудеру. Они были знакомы с 1967 года, оба очень любили немецкое и австрийское искусство и мечтали создать коллекцию мастеров этих стран начала 20 века. Такой музей появился, но увы, только после смерти Сабарского, в честь друга, Лаудер выкупил особняк на 86 улице и Пятой авеню и открыл там The Neue Galerie.
В музее приятно побывать всегда, но этой весной, очень рекомендую посмотреть коллекцию картин и гравюр под названием “Мунк и экспрессионизм”. На выставке приблизительно 35 живописных полотен и около 50 литографий, гравюр и принтов. Некоторые работы были привезены в Нью Йорк впервые.
Особый интерес к этой выставке вызван тем фактом, что среди картин экспонируется знаменитая картина “Крик” (1893 г.). Существуют четыре версии этой картины. Три из них находятся в норвежских музеях (одна из картин была однажды украдена, но потом найдена и возвращена на прежнее место). Одна из картин была продана в 2012 году на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов. На тот момент, это было самое дорогое произведение искусства, ушедшее с аукциона. Торги длились всего 12 минут и за это время цена “Крика” выросла, практически, в три раза.
“Крик”, проданный на аукционе, находился в собственности норвежского бизнесмена, судовладельца Петера Ольсена. Его отец был другом и одним из главных покупателей работ Мунка. После продажи картина не выставлялась на публичное обозрение, и в арт-кругах ходили споры, какому же музею, Метрополитену или МОМА, возможно, повезет в будущем.
Выставка в Neue Galerie посвящена влиянию норвежца Мунка на творчество его немецких и австрийских современников. В тоже время, прослеживается и связь, и обратное влияние их картин на творчество Мунка.
Немецкие художники представлены такими именами, как Макс Бекман, Эрих Хеккель, Габриэль Мюнтер. Из австрийских экспрессионистов кураторы выбрали Оскара Кокошку, Эгона Шиле и Рихарда Герстля.
Эдвард Мунк родился в маленьком норвежском городке 12 декабря 1863 года. Его отец был проповедником и отличался болезненной религиозностью. Под влиянием этой религиозности, на грани неврозов, у Эдварда уже с детства замечались расстройства психики. “Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией— от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения”, — вспоминал Мунк о своем детстве.
Когда мальчику было пять лет, от туберкулеза, умерла его мать. Несколькими годами позже, тоже от туберкулеза, умирает и его старшая любимая сестра София. Эдвард болезненно пережил обе эти смерти. Особенно запомнилось ему как его отец судорожно ходил взад-вперед по комнате, читая молитвы, в то время как сестра умирала в бреду. Ни бог, ни молитвы им не помогли. Именно после этого, у будущего художника, возникли первые предпосылки разрыва и с религией, и с отцом.
Почвой для разрыва послужило и то, что отец был против того, чтобы Эдвард учился живописи и стал художником. Но, несмотря ни на что, Мунк поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел и, после окончания, отправляется в Париж, где в течении нескольких лет берет уроки у известных французских мастеров. Но основную часть жизни художник провел в родной Норвегии.
Поначалу он пробует себя в жанрах импрессионизма и пуантилизма, но, довольно скоро, отходит от этих течений и в его картинах появляются характерные признаки собственного стиля – экспрессионизма. Успех пришел к Мунку далеко не сразу, поначалу, критики и публика не жаловали его манеру письма. В 1902 году, после выставки в Берлинской галерее, в художественных кругах стали относиться к нему благосклоннее.
Детство, проведенное в строгой религиозной атмосфере, потрясение от смерти любимых матери и сестры, а затем и смерть отца, оставили глубокий след в душе художника и это нашло отражение в его творчестве. После смерти отца Мунк начал страдать галлюцинациями и думал о самоубийстве. Почти всем его картинам присущи ощущения страха, одиночества, печали, тревоги, смерти.
Несколько неудачных любовных романов новыми депрессивными настроениями отразились в его работах. Особенно тяжелым оказался разрыв с Туллой Ларсен. Эдвард уже охладевал к ней и, видимо, чтобы воскресить его чувства, она инициировала (по одной версии), или угрожала (по другой) самоубийством. Во время их объяснения, возможно, чтобы не дать ей свести счеты с жизнью, Эдвард выхватил пистолет из ее рук, и нечаянно прострелил себе палец. После этого происшествия, с ним случился нервный срыв, он запил и с тех пор его душевное равновесие не восстановилось.
Через несколько лет, после другого тяжелого разрыва с женщиной, последует новая череда нервных срывов. Мунк попадает в клинику для душевнобольных. Там он остается полгода, продолжая писать картины, не выходя из больничной палаты.
Считается, что свои лучшие картины Мунк создал до нервного срыва 1908 года. В 1902 году художник обратился к фотографии и создал немало автопортретов. Можно сказать, что метод, которым он пользовался в начале 20-го века, очень напоминает современные селфи. Держа в одной руке камеру, он фотографировал себя, глядя в зеркало.
В последние годы жизни Мунк жил уединенно, на своей вилле, занимаясь сельским хозяйством и, рисуя рабочих, крестьян, жизнь на природе. В 1930 году у него произошло кровоизлияние в глаз и он почти не мог видеть. Когда нацисты оккупировали Норвегию в 1940 году, поначалу, они поощряли творчество Мунка, но затем заклеймили его как “представителя дегенеративного искусства”.
Умер Эдвард Мунк в 1944 году, до последней минуты опасаясь, что нацисты нагрянут в его дом и конфискуют все его картины.
Мунк считается основателем экспрессионизма – течения в искусстве, отображающего внутренние переживания личности. Его “Крик” стал предтечей этого направления, популярного в начале века в Германии и Австрии.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.» – так Мунк описывает чувства, побудившие его написать знаменитый “Крик”. Первоначально картина называлась “Крик природы”.
Большинство своих картин Мунк создавал в нескольких версиях. Исследователи его творчества до сих пор не могут точно определить, были ли это последствия маниакально-депрессивного состояния или попытки играть с цветом и отображением эмоций. По-разному и трактуют саму картину.
Некоторые полагают, что скорчившийся на ней в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду “Крик природы”. Другие считают, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и, в то же время, невозможность его преодоления.
Говорят также, что в те годы небо, над Европой было окрашено в красный цвет из-за извержения вулкана в Индонезии. Но каковы бы ни были трактовки, эта картина стала символом экспрессионизма, даже несмотря на то, что на момент ее создания такого течения в искусстве еще и не было. Отраженные в ней темы отчаяния и одиночества стали основными в искусстве модернизма. Многие считают ее одной из самых страшных картин в истории искусства и, недаром, с ней связано много легенд о том, как умирали своей или насильственной смертью те, кто имел с ней более или менее тесный контакт. “Крик”, наверное, чаще других картин, до сих пор, используется в поп-культуре. Он повсюду – от принтов на одежде и разных мелких сувениров до голливудских фильмов.
Не менее известен Мунк своими гравюрами и литографиями. На выставке представлены его знаменитые работы в этом виде искусства. Он блестяще владел всеми видами гравюры, от офорта и сухой иглы, до ксилографии и привнес немало новых методов в это искусство.
Создавая гравюры, Мунк использовал несколько деревянных блоков. Потом он составлял их все в один, словно пазл. Гравюра была для него не просто репродукцией картины, а таким же произведением искусства. Точно так же, как в своих картинах, он экспериментировал с цветом, изображая один и тот же сюжет в различных цветовых гаммах, такие же методы применял он и с гравюрами. Как пример его талантливых экспериментов в этом искусстве, куратор доктор Джил Ллойд, представила, пожалуй, одну из самых известных его работ – “Поцелуй”.
Сюжет гравюры очень романтичный – мужчина и женщина настолько близко прильнули друг к другу в поцелуе, что стали одним целым, растворяясь один в другом. Контуры их лиц настолько расплывчаты, трудно сказать, где заканчивается одно лицо, где начинается другое.
На выставке представлены два варианта гравюры – один вертикальный, другой горизонтальный. Если существует множество вертикальных вариаций “Поцелуя”, то горизонтальный всего лишь один. “Нам повезло, – говорит Ллойд, – что мы смогли заполучить этот вариант для нашей выставки.
Новаторский стиль Мунка в литографиях продолжали Эмиль Нольде, Герман Макс Пештейн и Эрнст Людвиг Киршнер. По замыслу куратора, рядом с каждой картиной и принтом Мунка, вывешены работы тех художников, чьи произведения темой или техникой перекликаются именно с этим конкретным его шедевром.
Очень часто Мунк сначала писал картину, а затем сам же делал на ее основе литографию. Так было, например, с другой важной и известной после “Крика” картиной -”Мадонна”, тоже представленной на выставке.
Эта картина написана через год после “Крика”. Изначально она называлась “Любящая женщина” или “Зачатие”. В 1893 году художнику позировала для нее Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского. По замыслу Мунка, картина должна была отображать три главные фазы в жизни женщины – зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Вслед за Шопенгауэром Мунк полагал, что с рождением ребенка женщина, как бы, заканчивает свое предназначение на Земле. Немаловажно еще и то, что любовь для художника всегда ассоциировалась со смертью.
В свое время появление этой картины вызвало, конечно, скандальную критику. Нагота, экстаз на лице, распущенные волосы и при этом нимб на голове – такой образ Мадонны был новым и неприемлемым.
Еще одна, характерная для творчества Мунка, картина – “Расставание”. На протяжении 1890-х годов Мунк часто использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. Главный герой обычно изображался на переднем плане а нечто, напоминающее ему о прошлом, – на втором. На этой картине изображен покинутый мужчина. Он все еще во власти прошлого – длинные развивающиеся волосы девушки, ускользающей от него, касаются его головы и символизируют эту не порванную нить. Он печален, одна его рука касается сердца, которое словно кровоточит. Рядом с ним кустарник, тоже напоминающий по форме сердце, окрашен в такой же красный цвет. Художник воспринимал жизнь как постоянное расставание с теми, кто ему дорог.
“Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь” — писал художник. Но стал бы он гениальным и бессмертным Мунком без этих трех черных ангелов?
Бывая в музее нельзя, конечно, не зайти на второй этаж, где находится постоянная экспозиция. Жемчужиной галереи еще в 2006 году стала картина Густава Климта “Золотая Адель”. В этой картине уникально и интересно все – и история ее создания, и ее стиль и красота, и приключения, в конце которых она оказалась привезенной из Австрии в Нью- Йорк. Но это уже другая история…
Ну и, конечно, еще одна причина, по которой побывать в Neue Galerie всегда приятно – венское кафе. В меню вы найдете немало блюд немецкой и австрийской кухни. Яблочный штрудель и кофе по-венски, в красивой и богатой атмосфере зала, придадут аутентичности музея дополнительный шарм. Быть может вам почудится, что вы коротаете время, где-нибудь на Рингштрассе, в прекрасной и старинной Вене…