Интервью с Кирой Коктыш
специально для Elegant New York
вела Татьяна Бородина
«…Только вдруг парень проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды, у большого камня, женщина сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые – сквозь светятся и тонко этак позванивают, будто листовая медь… …Парень хотел было слово молвить, вдруг, его как по затылку стукнуло: – «Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка Медной Горы! Ее одежа-то.» А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье. Сорт такой бывает, – камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить…» – «Хозяйка Медной горы» П. Бажов [/box]
-Кира, вы родом из мест о которых ведет свои сказы П. Бажов, где и по сей день живет Хозяйка медной горы. Глядя на ваши работы, понимаешь – Вы отмечены ее чарами. Возможно, кто-то из ваших предков, побывал у нее в гостях и узнал секреты, которые, как тайные знания, передаются из поколения в поколение и оживают в руках настоящих художников. Расскажите, как зарождаются идеи ваших изделий, какие образы, ассоциации или воспоминания становятся основой ваших работ?
– Для меня самой это тоже загадка. Вдохновение иногда приходит внезапно и все складывается молниеносно, иногда идею приходится «вынашивать» достаточно долго. Но я нашла свое главное правило и оно работает для меня всегда: «Внимательно наблюдай, смотри вокруг себя и сигнал поддержки будет тебе послан!»
Порой сами материалы помогают мне. Например, форма жемчуга, (речь идет о жемчугах неправильной формы) очень популярна сейчас, она вдохновляет меня, и я стараюсь обыграть ее в своих изделиях. Или оттенки и рисунок камней – они диктуют мне верные цветовые комбинации…
Вдохновение может ждать тебя везде – выставки, музыка, природа, город…, ведь креативный процесс невозможно описать словами. Иногда образы всплывают во сне, или их дарят детские воспоминания… Но, совершенно точно, – это процесс постоянный – 24/7.
-Меня поражает в ваших работах сочетание классического подхода к выбору ювелирных материалов: изумруды, агаты, аметисты, жемчуга, кристаллы Саровского и современного дизайна, и креативного технологического подхода. В результате получаются оригинальные и модные вещи. И каждая ваша коллекция имеет особенность, так сказать, свою новую оригинальную идею. Расскажите пожалуйста, что ждет нас в коллекции «Хозяйка Медной Горы»?
-Эта коллекция, навеянная уральскими сказами П.П Бажова. А поскольку я родом из этих мест, то и предания о “Хозяйке Медной горы”, о ее секретах – это часть меня, моих воспоминаний… Поэтому и основной материал этой коллекции – малахит. Честно скажу, что запасы уральского малахита давно исчерпаны, поэтому, для коллекции я беру малахит из Заира.
Кроме малахита, меня привлекли жеоды (Geodes) – сферические каменные образования, внутренняя поверхность которых, покрыта мельчайшими кристаллами (кварца, аметиста, халцедона). Geodes – очень популярны сейчас среди ювелиров, также, как и необработанные полудрагоценные камни (аметисты, цитрины.)
В новой коллекции участвуют агаты и жемчуга цвета шоколада, радужной расцветки надкрылья жуков, кожа ската. И все это в сочетании с кристаллами Swarovski. Фурнитура в основном “ gold-filled”, но некоторые серьги имеют элементы из золота – 14КGold. Цветовая палитра лаконична – комбинации зеленых, малахитовых и изумрудных оттенков в сочетании с медно-коричневым.
В чем идея этой коллекции? Наверное, в стремлении показать необычную для Америки экзотику. Обычно это слово ассоциируется с тропическими странами, с их ярким колоритом. Но, для американской публики, Уральские горы – тоже экзотика, даже больше, чем «теплые края».
Мне хочется рассказать о совершенно неизвестном здесь крае, о богатстве Уральских гор. Увлечь и очаровать сюжетами уральских сказов. Я хочу, чтобы коллекция была похожа на россыпь драгоценностей из Малахитовой шкатулки. Чтобы каждое украшение было как подарок от Хозяйки медной горы. А она одаривает только тех, кто чист помыслами, у кого доброе сердце.
– Когда мы сможем увидеть эту коллекцию?
– Впервые мы представим коллекцию «Хозяйка Медной Горы» совместно с Торговым Домом St. Petersburg 8 октября 2015 года в помещении магазина St. Petersburg на Пятой авеню в Манхеттене. Обязательно приходите, мы будем не только демонстрировать работы, но и продавать новые уникальные украшения, существующие в единственном экземпляре. Думаю, на этой презентации мы устроим настоящий праздник в честь Хозяйки медной горы. (смеется)
– Спасибо, я обязательно приду, тем более, я уже присмотрела кое-что из вашей новой коллекции, что с удовольствием куплю. (смеётся).
Но вернемся к нашему интересному разговору. Коллекции Ваших ювелирных украшений носят романтические или сказочные названия, но, главное, они им удивительно соответствуют. Что рождается раньше, название, и под него вы создаете работы, или какая-то идея, интерес к определенной технологии, или к материалу и под него вы находите красивое название?
-Конечно, каждый раз это происходит по-разному. Иногда первым возникает название, которое вдохновляет, вводит в нужное русло, диктует выбор материалов, дает подсказки и не позволяет потерять концепцию. Ведь коллекция — это цельная работа, где вербальный и визуальный образ соответствуют и дополняют друг друга. Так произошло с «Хозяйкой медной горы».
Но иногда все происходит наоборот. Например, в начале этого года, Swarovski выпустили свои инновации на 2016 – жемчужные бусины с новым пастельно- матовым покрытием в 5-ти цветах Swarovski Crystal Pastel Pearl и кристаллы с новым эффектом Pastel Crystal Powder. Как только я получила образцы новых материалов, я поняла, что хочу с ними работать, но четкой идеи изначально не было. Потом медленно начало проявляться направление….
Поездка в Барселону… гениальный Антонио Гауди, его потрясающая мозаика, архитектура…все, – голова идет кругом! Это то, что надо. После того, как были сделаны несколько образцов, и мы были в процессе поиска нашей новой героини, для совместного проекта “Be real. Be Yourself”, мне на глаза попались эскизы костюмов Бакста к балетам Дягилева , фотографии артистов в этих костюмах…. Ну, вот же Шахерезада (Фокина), вся в жемчугах, загадочная, интригующая!
Нашей героиней стала Юлия Райдлер – тележурналист (НТВ Америка). Мы сделали фотосессию с Юлией (я называю ее Modern Scheherazade)
А название коллекции – «Сказки Шахерезады” каждое из которых имеет свое значение. Я старалась подобрать их так, чтобы они настраивали на определенную волну. «Басма» – это улыбка ,«Азра» – ночное странствие, «Ламис» – нежное на ощупь, серьги «Будур» – полная луна , серьги «Азиль» – нежность.
Мне было очень приятно, что князю М. Романову-Ильинскому и его жене очень понравилась моя коллекция «Сказки Шахерезады» и они приобрели 2 пары сережек «Азра» на благотворительном базаре ежегодного бала Дворянского собрания Америки, в котором участвовала моя компания «Kira Koktysh Jewelry New York». Мы разговорились с князем и меня поразило, что он почувствовал истоки моего вдохновения для этой коллекции и отметил, что мои работы напомнили ему Барселону и дивную мозаику А.Гауди.
Премьера коллекции «Сказки Шахерезады» состоялась в St.Petersburg Store by Global Trade House, с которым я сотрудничаю уже год. Это сотрудничество доставляет мне удовольствие, и я сделала специально для этой компании несколько особенных проектов: “Brooklyn Candy”, “Resort 2015” и “Four Seasons”.
– Да, интересно, что каждая коллекция имеет свою историю, своих особых поклонников, свою жизнь и это одинаково важно, как для вас, так и для тех, кто будет носить эти изделия, ведь каждое из них несет свою энергетику, свой заряд.
– Вы правы у всех моих изделий своя история, своя судьба. Как к примеру, родилась моя небольшая, но одна из моих любимых коллекций «Champagne Delight». Пара строк из стихотворения, написанного Натальей Ньюман (Musical Arts Alliance) специально для музыкального салона «The Intermission with a Pink Champagnе», стали моим вдохновением и я уверена что у этих изделий очень романтический заряд и позитивная светлая энергетика.
– В современном ювелирном деле существует несколько направлений, к какому из них, относятся ваши?
-В принципе, существуют две основные, традиционные категории ювелирных украшений «fine jewelry» и «fashion jewelry», но, это далеко не все. И в современном мире, то, что находится между этим, достаточно отдаленными друг от друга полюсами, стало настоящим «mainstream» и продолжает наращивать свою востребованность и актуальность – это направления – «Bridge Jewelry» и «Artisan Jewelry». В этой области я и работаю.
– Значит, ювелирные украшения, делятся не просто на бижутерию и «настоящие», но мы все носим «что-то красивое» и хотелось бы разобраться ЧТО именно. Пожалуйста расскажите подробнее о том – в чем особенность каждой категории.
– Тогда придется сказать пару слов об особенностях каждой категории и с чем работают ювелиры:
– золото, платина бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды – это категория “Fine jewelry”
– металлические сплавы с покрытием, пластиковая имитация натуральных камней, стеклянные кристаллы, имитация жемчуга – это “costume jewelry”, или, по-нашему, – бижутерия
– натуральные полудрагоценные камни (аметист, цитрин и другие), натуральный жемчуг, высококлассные австрийские кристаллы, экзотические и нетрадиционные материалы и техники исполнения, серебро, gold-fillеd or vermeil (серебро покрытое золотом) иногда золото (14K, 18K) – это “Bridge Jewelry” и “Artisan Jewelry”.
Но это всего лишь материалы, а главное другое – работа! Авторский дизайн, ручная работа и ограниченное количество одинаковых изделий – вот что определяет категорию украшений.
-Конечно, ценится уникальность и ручной художественный труд!
– Да, важно именно это. Причем, неважно в тренде ли современной моды это изделие, важно, что оно оригинально, высокохудожественно, стильно и неповторимо. В такие вещи вложено очень много позитивных эмоций, любви и настоящего творчества! Это не бижутерия — это ювелирное украшение.
Именно такие украшения относятся к категории «Bridge Jewelry» и «Artisan Jewelry». И я работаю в этом сегменте ювелирного искусства, потому что считаю его наиболее творчески интересным и современным.
Мои украшения, в большинстве случаев, выполнены в единственном экземпляре. Но, в каждой коллекции присутствует одна – две модели, которые становятся наиболее популярными, я повторяю их несколько раз по просьбе клиентов, но число копий строго ограничено и никогда не превышает 8-10, так что, если ко мне обратятся с просьбой сделать 11 копию, я вынуждена буду отказать. Таковы мои принципы. (смеется)
-Это очень важные принципы, потому что возникает большая неловкость, доходящая до «трагедии», если на приеме появляются две дамы в одинаковых коктейльных кольцах! (смеется)
– Да, в моих украшениях, это вам не грозит. (смеется). Я иногда повторяю полюбившиеся клиентам вещи, но при этом, делаю не точные копии, а только воспроизвожу идею. Ведь в природе нет двух идентичных необработанных аметистов или кораллов, двух похожих жемчужин неправильной формы, да и делая мозаику из кристаллов Swarovski, которую можно назвать моей «авторской подписью» («my signature mosaic»), я просто не могу повторить, она всегда другая, потому что каждый раз приступая к работе, я сама уже совершенно другая, а результат моего творчества — это маленькое отображение моего настроения, моего состояния души.
– Вы работаете под заказ или ваши коллекции где-то продаются?
– Я делаю изделия и под заказ, и для особого случая и те, которые можно купить в магазине или “онлайн”.
Когда я работаю индивидуально с клиентом, то все равно, стараюсь оставаться в канве своей новой коллекции, сохраняя общую эстетику. Но, создаю я, сугубо персональную вещь, с учетом индивидуальных особенностей того, для кого она предназначена. Я могу изменить цвет, подобрать иные камни или кристаллы, могу поменять пропорции или размеры, могу добавить какой-то акцент или некую изюминку, но идея останется такой же как в основной коллекции. Я считаю это важным, и мои клиенты это ценят.
Так было с недавней коллекцией украшений из жемчуга «Keshi», декорированного мозаикой из кристаллов Swarovski. Коллекцию заказали для специального мероприятия в ООН и мои изделия предназначались для подарков ряду жен послов в том числе для жены Генерального секретаря ООН мадам Пан Ги Мун. И, естественно, что одним из пожеланий, было присутствие в изделиях русского флера. Вдохновением стали цветовые комбинации расписанных вручную изделий Императорского Фарфорового завода (С. Петербург).
– Работая над изделием, вы представляете, кто их будет носить?
Безусловно, когда я работаю над украшением, мысленно я представляю того, кому оно предназначено, я чувствую, что нужно именно этому человеку.
Но, я уверена, что мои украшения подходят далеко не каждой женщине. Иногда изделия нравятся, но женщина чувствуют, что это, как говорится «не ее». И это нормально, возможно, кто-то психологически не готов принять мощный поток внимания окружающих, который неизменно вызывают украшения от «Kira Koktysh Jewelry New York».
Я много раз убеждалась, что, одев наши украшения, никто не остается незамеченным! (смеется) И я говорю это с большой гордостью за свою работу.
У меня уже сложился определенный круг постоянных клиентов, которые разделяют мое видение, эстетику, те, для кого индивидуальность – приоритет.
– «Высшим пилотажем» для всех дизайнеров, являются изделия для невест. Расскажите об этой стороне вашей деятельности. Думаю, вы и тут наследуете традиции ваших уральских предков и, как настоящая Хозяйка Медной Горы, дарите молодожёнам «Малахитовые шкатулки» полные чудес. Как сказано у Бажова: «И молвит Хозяйка Медной Горы: – Вот тебе подарочек для твоей невесты, – и подает большую малахитовую шкатулку. А в ней всякий женский прибор. Серьги, кольца, колье и другое разное, что даже не у всякой богатой невесты бывает.»
– Мне очень понравилась идея подарка для невесты – малахитовая шкатулка, наполненная украшениями! Я думаю, это идею, нужно обязательно попробовать.
Свадебные украшения — это совсем новое направление для меня, которое мне давно хотелось развить. Я делаю пока пробные шаги в этой области. Хотя, некоторые результаты уже налицо. Сейчас в рабочем процессе находится международный проект с дизайнером из Израиля Татьяной Козоровитской (кстати, моя давняя подруга, также родом из Екатеринбурга) А в настоящее время, известный автор курсов и тренингов – «Академия корсета», официальный инструктор “BURDA” по пошиву свадебных платьев. Я готовлю для этого проекта небольшую коллекцию свадебных украшений из жемчуга «Keshi», декорированного кристаллами «Swarovski»
– Спасибо Кира за то, что вы рассказали нашим читателям не только о ваших прекрасных коллекциях и искусстве современного ювелирного дела, но, главное, подарили нам ощущение соприкосновения с удивительным и сказочным миром, в котором зарождаются и откуда приходят в нашу повседневную жизнь ваши работы, как искры радости и красоты.