Изольда Мандельблат
Каждый дом по своему уникален, имеет свой цвет, свой запах, свою историю. И судьба каждого дома тоже своя, особая, – это судьба людей живших, живущих и тех, которые, возможно, будут когда-нибудь жить в нем. Поэтому, изучая жизнь каждого дома, мы как бы листаем книгу истории города и его обитателей. Стоит только этой историей поинтересоваться, и можно написать целый занимательный роман. Давайте вместе вспомним несколько таких Нью-Йоркских историй. Сегодня это будет История Манхеттенского дома, который старые жители Нью-Йорка называют «Золотой мешок».
Дом №1 в восточной части 62-ой улицы Манхеттена, недалеко от 5-й Авеню давно уже стал частью истории «позолоченного века» этого района. Дом построен в 1903-м год в стиле французской классики известным американским архитектором Горацием Трумбауэром для Джона Р. Дрексела и его светской жены Элис.
Джон Р. Дрексел – крупный американский финансист, старший сын банкира Энтони Дж. Дрексела, унаследовал бизнес своего отца и вел праздную и привилегированную жизнь очень богатого человека. Он , практически, нигде не учился и, как писала «The New York Times», «мало интересовался обществом».
Круг его интересов был настолько узок, что он вскоре «устал» и от банковского бизнеса и рано ушел на пенсию. Транжирил унаследованные миллионы. Позже «The New York Times» писала : «Знакомые говорили, что Джон казался человеком без хобби и увлечений. Зато его жена Элис Трот-Дрексел вела активную светскую жизнь, посещала балы, каталась на яхте, носила самые дорогие наряды и украшения, позировала художникам… Словом, она предавалась всевозможным развлечениям, доступным ее финансовому и социальному положению.»
На рубеже 18-19 веков семья Дрекселей- супруги, два их сына и дочь Алиса, приехали в Нью-Йорк. Временно арендовали особняк Фредерика В. Вандербильта на юго-восточном углу 5-й авеню и 40-й улицы. В следующем сезоне семья жила в доме покойного Сэмюэля Д. Бэбкока ( № 636 по 5-й авеню на юго-западном углу 51-й улицы). Все это время они рассматривали планы по строительству собственного, подходящего для проживания, дома, При этом, главной заботой Элис Трот было соревнование в роскоши с Вандербильтами. Ей очень хотелось, чтобы ее новый дом, превзошел особняк Вандербильтов по стоимости, размерам и богатству убранства. И ей это удалось сделать! Так в Манхеттене появилось еще одно роскошное здание, так называемый «Золотой мешок» – особняк Дрекселей, которой был так наполнен роскошной дорогой мебелью, уникальными светильниками, сверкающими золотыми украшениями, что напоминал новогоднюю елку. Этот дом стал идеальным местом проживания для социально активной и амбициозной Элис.
Сверкающий огромный холл на первом этаже, танцевальный зал для устройства балов и два салона на втором этаже, а также столовая и библиотека – подарок Джона его жене стоил около 500 000 долларов.
Трумбауэр построил для Дрекселей французский особняк в четыре этажа с крутой мансардной крышей по последнему слову моды. Покрытый известняком из Индианы, он стоял на рустованном основании с арочными проемами над американским подвалом. В доме было 40 комнат. Таким сохранился внешний вид этого дома до наших дней.
1903 год стал триумфальным для Элис Дрексел. Ее особняк за полмиллиона стал не только достопримечательностью города, о нем узнали и за пределами страны. Как знатная дама, Элис была приглашена на бал в Виндзорский замок. Она стала гостьей короля Англии Эдуарда и королевы Александры на обеде в Аскоте. Это был социальный переворот, который, несомненно, пришелся по вкусу амбициозной Элис.
Однако, все когда-нибудь кончается. Окончилась и беззаботная жизнь Элис. В семье произошел скандал. 27-летняя дочь Дрекселей Алиса, получившая образование в Париже, и как писала The Washington Post, «была тихой молодой женщиной, которая не проявляла любви к обществу, а больше интересовалась серьезными вещами», неожиданно сбежала из дома с капитаном ВВС США Уильямом Барреттом, недавно вернувшимся с боевых действий во Франции, и вышла за него замуж.
Мир Элис Дрексел, состоящий из роскошных паровых яхт, званых обедов и балов рухнул 5 июня 1919 года, когда она узнала об этом событии.
Мать невесты была потрясена. Она не знала этого капитана Барретта, и ей стало совсем невмоготу , когда она обнаружила, что 32-летний мужчина беден и разведен с женой. Элис Дрексел представляла себе , как сплетничают во время чаепитий в каждой гостиной на Пятой авеню. Это было для нее слишком тяжело. Два года спустя Джон и Элис купили дом по адресу 34 Rue Francois Premier в Париже и навсегда покинули Нью-Йорк. Джон время от времени еще возвращался в город, когда этого требовали какие-то финансовые дела. А позже «The New York Times» сообщила, что Дрексели «покинули место жительства в Соединенных Штатах навсегда».
В 1929 году, когда началась Великая депрессия, нью-йоркский особняк Дрекселей был продан 65-летнему миллионеру Джеймсу Бланчарду Клюзу, старшему партнеру брокерской конторы Henry Clews & Co. Клюз тихо и незаметно прожил в этом доме 5 лет и умер после продолжительной и тяжкой болезни. А дом? Он все еще живой. Правда, во время Великой депрессии его «золотая» эра закончилась,- он перестал быть особняком. Но он начал свою новую «коммунальную» жизнь.
В январе 1941 года наследники Клюза продали недвижимость оператору недвижимости Webb & Knapp,
Великая депрессия и расходы на содержание громоздких стареющих построек положили конец эре величественных манхеттенских особняков. Один за другим массивные дома вдоль 5-й авеню сносились или превращались в многоквартирные дома. Стал многоквартирным и «Золотой мешок».
К счастью, если не считать несимпатичного обращения с новыми верхними этажами, фасад дома Дрекселей остался без изменений.
Особняк был преобразован в просторные, высококлассные апартаменты, включая два дуплекса. Модернистская трехэтажная пристройка заменила мансардную крышу, в которой разместился пентхаус из девяти комнат с двумя террасами.
Гостиная пентхауса была 42 на 50 футов, а дубовые панели, которые Джон и Элис Дрексел привезли из Франции, были сняты с нижнего этажа и смонтированы здесь. Преобразование обошлось новому владельцу в 200 000 долларов.
Началась новая эта для дома №1 по Восточной 62-й улице Манхеттена. И эта эра была бы скушна и неинтересна, если бы среди обычных богатых арендаторов дома не оказался Эрнест Хемингуэй. Осенью 1959 года по совету своей жены Мэри, которая очень любила Нью- Йорк, писатель арендовал квартиру площадью 900 квадратных футов с одной спальней в качестве личного убежища во время своего пребывания в этом городе. Здесь он надеялся обустроить свой офис, где ему было бы удобно работать.
Для моего поколения, Хэм был не только любимым писателем, но и знаменитой личностью. Журналист, смелый солдат, первоклассный рыбак и охотник, любитель корриды, наконец, человек необыкновенной порядочности и долга, он не был для нас кабинетным затворником. Поэтому мне трудно было себе представить более неподходящее для Хемингуэя место в Нью- Йорке, чем «Золотой мешок»! Была права! Его все здесь раздражало !
В то время (1960-й год) Хемингуэй уже тяжко болел, страдал тяжелой депрессией. Он сказал друзьям, что чувствует себя «живущим в кошмаре Кафки». Он не мог писать и через три месяца навсегда покинул Нью-Йорк. Вскоре после этого, в июле 1961 года, он покончил жизнь самоубийством в своем доме в Кетчуме, штат Айдахо. Квартира в доме Дрекселей оказалась для писателя «золотой клеткой». Поэтому, всякий раз, когда я посещаю эти места, невольно грущу, вспоминая любимого писателя.
Ну, а что делает сегодня этот залитый солнцем дом? Он продолжает жить. К концу 1980-х здание было вновь модернизировано. Внешне оно выглядит так же, как и в 1941-м году, когда на его крышу взгромоздили это нелепое модернистское дополнение. Сегодня, это единственный особняк позолоченного века , расположенный недалеко от 5-ой Авеню, который “предоставляет редкую возможность насладиться элегантностью старого мира с гибкостью современного первоклассного кондоминиума.”
В когда-то сказочном особняке Элис Дрексель теперь находятся двенадцать роскошных квартир..
При входе в здание вы попадаете в сверкающее старое «золотое» фойе, спроектированное еще Горацием Трумбауэром, которое, в который раз, должно поразить вас своим богатством и великолепием. В богатых «золотых клетках» дома живут сейчас разные богатые люди. Мне они не интересны.