English version of  interview with Iris Apfel see here

Эксклюзивное интервью с Айрис Эпфель
специально для Elegant New York
вела Катя Мукминова

 

Iris-Apfel

Iris Apfel. Photo from Advanced Style

За Айрис Эпфель, успешной бизнесвумен, международной иконой стиля и с недавних пор кинозвездой, хочется ходить с ручкой и блокнотом. Она создаёт моду на ходу, даря неожиданный смысл вещам, которые сложно было представить себе по-настоящему стильными. У неё есть своё видение и нет никаких опасений. Зачем они ей? В её жизни воплотилась труднодостижимая цель всегда оставаться собой. Склонная к авантюрам, мудрая и стремительная в свои 93 года (на момент интервью в 2015 году) Айрис любезно согласилась поговорить с Elegant New York о стиле, жизни и моде.eyebobs-iris-standing

 

 

 – Однажды вы сказали, что умение стареть красиво – это способность сохранять интерес к жизни и желание общаться с молодёжью. Скажите, почему уже много лет СМИ намеренно увеличивают пропасть между поколениями, особенно в вопросах моды и стиля?

– СМИ делают огромную глупость. Они во многом ответственны за тот неправильный посыл, из-за которого женщины старшего поколения чувствуют себя несчастными. Что такое уместность, сегодня мало кто понимает…

Вещи, которые уместно носить, когда вы молоды, с возрастом должны покинуть ваш гардероб. СМИ же впадают в ненужные крайности, превознося привлекательность юности до небес.

В нашей стране значение молодёжной культуры откровенно раздуто. Шестидесятипятилетние женщины выглядят неэстетично в одежде для шестнадцатилетних. Всё это, конечно, коммерческий ход – сегодня всё, что вы видите и читаете, это сплошная коммерция.

 

– Изменилось ли представление о моде среди молодёжи по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад?

– Ещё как! Но не к лучшему. У молодых совершенно нет точки отсчёта, нет никого, кто бы их направлял. И по-моему, они ничего не понимают в моде. Каждый хочет выглядеть, как все остальные. Все хотят выглядеть, как та знаменитость, которая сегодня царит на обложках. Нет, понятно, что людей с нестандартным мышлением всегда было немного. Я не социолог, так что измерить их пропорцию тогда и сейчас не могу. В любом случае, сегодня упор делается именно на молодёжь, поэтому у них гораздо больше возможностей, чем раньше… И это неплохо.

Iris helps carefully install her ensembles. Photo by PEM Walter Silver.

Iris helps carefully install her ensembles. Photo by PEM Walter Silver.

– Ваши впечатления, как преподавателя в Университете Техаса в Остине? Что это была за программа?

– Я туда не ездила, студенты приезжали в Нью-Йорк. Я получила огромное удовольствие. Я не учила студентов, а как бы работала гидом. Я водила их в те места, где суперпрофессионалы, признанные эксперты рассказывали им о своей сфере деятельности. Я хотела, чтобы ребята поняли: мода – это не только шумиха вокруг показов. Есть много сегментов индустрии, о которых им не рассказывают в университете и где они могли бы прекрасно зарабатывать, занимаясь интересным творческим трудом. Для этого совсем не обязательно становиться дизайнером или мерчандайзером, но только этому, похоже, их сегодня и учат.irisapfel2

 

 

– Ваша коллекция бижутерии для канала Home Shopping Network не только бесподобна, но и доступна по цене. Сегодня многие женщины не имеют возможности покупать одежду и украшения так часто, как прежде. Можно ли выглядеть сногсшибательно, и не тратить на это много деньги?

Дело не только в том, что женщины не могут себе позволить красивые вещи – многие живут в таких отдалённых местах, где ничего подобного не продаётся. Сегодня что-то интересное сложно найти даже на блошиных рынках, они совершенно иссякли. Если удаётся необычные вещи разыскать, они стоят сумасшедших денег.

Так что помогать женщинам – моя миссия, и это меня радует. Существует же некоторое количество людей, которые хотят выглядеть оригинально, и я делаю всё, что в моих силах, чтобы дать им эту возможность. Я использую и собственные украшения как базовые дизайны для того, что мы создаём, и в результате получается очень дорого выглядящая бижутерия по доступным ценам.

rara-avis-by-iris-apfel-owl-crystal-bracelet-watch-d-20131107142133937-296656-50$

Rara Avis by Iris Apfel owl crystal bracelet watch (under $50)

 

 

 

Что касается умения отлично выглядеть, ничего общего с количеством денег это не имеет. Наоборот, иногда ограниченность в средствах – это хорошо, это значит, что вы не купите ничего лишнего, того, что вам не нужно, что вы не умеете носить. Когда у вас денег мало, вы вынуждены более критически относится к возможным покупкам. Стиль – это позиция, позиция и еще раз позиция. И то, сколько вы можете потратить, на стиль никак не влияет. Если вы умеете сочетать вещи, вы сможете выглядеть божественно.

 

 

– Что вы думаете об идеях DIY («Сделай сам»), в частности, об изготовлении украшений своими руками?

– Ну, так далеко я бы не заходила. Если у вас есть талант, это прекрасно, но таких людей немного. Вот это современная проблема: людям кажется, что они могут быть дизайнерами, ювелирами, но этому же надо учиться, это искусство! Я обеими руками за самовыражение, если вы умеете себя выражать. Вы талантливы – отлично, самовыражайтесь, это очень похвально; если нет – то это обернется катастрофой.

Mix the high with the low

“Mix the high with the low” and “Break all the rules”

 

– Страх осуждения – это серьёзное препятствие на пути к обретению собственного стиля. Как же его преодолеть?

– Ну, я не психолог, поэтому не могу давать рецепты, но скажу одно: если вас волнует, как воспринимают ваш внешний вид, и этот страх сводит вас с ума, перестаньте пытаться оригинальничать. Плывите по течению и будьте счастливы. Поиски собственного стиля – это прекрасно, но вы должны быть готовы, что на пути к нему вы поймаете не один удивлённый взгляд и услышите не один возмущённый комментарий.

Legendary tastemaker, fashion and style icon Iris Apfel with her husband, Carl.

Legendary taste-maker, fashion and style icon Iris Apfel with her husband, Carl.

Мне-то всегда на это было плевать, я знала, что одеваюсь для себя и для мужа. Если ему мой наряд не нравился или моя мама не одобряла, я вещь не надевала, но в принципе, я одевалась для себя. Мне, конечно, хотелось нравиться окружающим, но если не получалось – что ж, это их проблема, а не моя.

 

– Когда после долгих и трудных поисков вы наконец находите свой, оригинальный стиль, вы обретаете свободу – или становитесь его рабом?

– Да нет, всё нормально, если стиль вам подходит. Если вы довольны, зачем его менять? Я не верю в модные тенденции, их придумывают для повышения продаж. Раз уж вы нашли то, что вам идёт…

Нет, я бы никогда не изменила свой стиль. Самовыражаться можно по-разному, но ваш стиль – это ваш стиль, это позиция, мировоззрение. Если вы мечетесь туда-сюда, это уже не стиль.

“Might as well wear glasses!” Now, when you see Iris you see her signature huge frames.

“Might as well wear glasses!” Now, when you see Iris you see her signature huge frames. “Go big or go home! “

 

 

– Но должен ли стиль меняться в соответствии с мировоззрением? Мы же меняемся с возрастом.

– Одеваться стоит в соответствии с вашими взглядами, с тем, как вы живёте, естественно. Но если вы меняетесь каждые полгода, значит, у вас нет стиля и вы не знаете себя как личность. Может, вам слишком рано задумываться о собственном стиле. Мне кажется, стиль – это признак зрелости.

 

– Интерьер вашего дома в Палм-Бич и многие из ваших нарядов заметно перекликаются с картинами Матисса. Ваш личный стиль – это синтез музыки и живописи, которая вам нравится?

– Конечно, мы синтез того, что мы видим, делаем, всего остального… Мы же живём не в вакууме. Интересно, что вы упомянули Матисса.

Год назад мне позвонили из лондонской галереи Tate. Они готовили большую выставку его аппликаций и искали человека, который интерпретировал бы его стиль в одежде. Они прилетели из Лондона и сделали обо мне видеоролик, мне было очень приятно. Я подготовила несколько ансамблей в его духе, но до этого я и не представляла, как сильно Матисс на меня повлиял.

 

Iris Apfel shows her handbag collection, Extinction, at Henri Bendel on 5th Avenue and 55th Street in Manhattan on Friday, October 12, 2012.

Iris Apfel shows her handbag collection, Extinction, at Henri Bendel on 5th Avenue and 55th Street in Manhattan on Friday, October 12, 2012.

– Вы много путешествовали и сумели обыграть в своём гардеробе практически все национальные костюмы. Как повлияла глобализация на уличный стиль во всём мире?

Мир с каждой минутой становится всё более одинаковым. Много лет назад нашим любимым развлечением было сидеть в парижском ресторане, наблюдать за посетителями и угадывать, кто откуда приехал. И это было довольно легко – у жителей каждой страны был узнаваемый стиль. Сейчас все и везде выглядят одинаково. Господи, как это скучно! Раньше путешествовать было гораздо интереснее.

EAST HAMPTON, NY - OCTOBER 12: Filmmaker Albert Maysles (L) and Iris Apfel attend the Iris premiere during the 2014 Hamptons International Film Festival on October 12, 2014 in East Hampton, New York. (Photo by Eugene Gologursky/Getty Images for The Hamptons International Film Festival)

EAST HAMPTON, NY – OCTOBER 12: Filmmaker Albert Maysles (L) and Iris Apfel attend the Iris premiere during the 2014 Hamptons International Film Festival on October 12, 2014 in East Hampton, New York. (Photo by Eugene Gologursky/Getty Images for The Hamptons International Film Festival)

– Что вам больше всего запомнилось со съёмок документального фильма «Айрис»?

– Я не могу выделить что-то конкретное, мы же работали без сценария. Альберт Мэйзлз никогда не работал по сценарию, он снимал всё, что находил нужным. Периодически он с камерой просто ходил за мной.

Мы работали с перерывами в течение четырёх лет. Так получалось – то он был в отъезде, то я, то он был в больнице, то у меня был перелом бедра… В общем, так складывалось, что мы не могли пересечься. Ну вот, периодически он следовал за мной со своей съёмочной группой, очень деликатно, и я не имела ни малейшего представления, что получится в итоге.

Всё это было очень весело, работать с ним легко и приятно. Не могла себе представить, что это будет за фильм, пока не увидела его на фестивале. Осталась очень довольна.

 

– Ваш острый ум и блестящее чувство юмора проявляются во всём, что вы носите. Родители культивировали в вас эти качества?

– Да нет, это как-то само собой так получилось. Я сама придумывала наряды и одевалась, как мне хотелось, никто меня ничему не учил. Это, наверное, просто гены. Мои родители были очень умными людьми, они с уважением относились к тому, что я делала. По крайней мере, никогда мне этого не запрещали.

Ms Apfel is 93. Can you believe it-janellemccullochlibraryofdesign.blogspot.com

Ms Apfel is 93. Can you believe it? Photo from janellemccullochlibraryofdesign.blogspot.com

– Вам сложно иметь дело с людьми без чувства юмора?

– Как сказать, я вообще не испытываю затруднений в общении с кем бы то ни было, но мне, конечно, гораздо более приятна компания людей с юмором. Я не представляю себе, как без юмора можно жить… Это, должно быть, довольно бесцветное существование. Я имею в виду юмор не в смысле похихикать, а как взгляд на мир. Есть, конечно, такие жёсткие люди, которые ни в чём юмора не видят. Я, само собой, и с ними найду общий язык, я всегда могу найти о чём поговорить с кем угодно. Мне это несложно – меня так воспитали.

Elegant New York сердечно благодарит Айрис Эпфель, за то что она уделила время нашему журналу и дала это замечательно интересное интервью! 

 

И напоследок.
Как создать собственный запоминающийся стиль? Мы подобрали высказывания Айрис Эпфель о шоппинге и выборе правильных вещей. Надеемся, это пригодится Вам.

«Меня привлекает интересный кутюр или необычные вещи. Ширпотреб мне не нужен, не хочу».

«Моя мать молилась у алтаря аксессуаров и учила меня, что с одним базовым чёрным платьем, архитектурным платьем, можно создать тысячу образов с помощью аксессуаров. Поменяй туфли, ремень и побрякушки – полная трансформация».

«Если мне это нравится, мне всё равно, кто это сделал».

«Великие модельеры работали в 1950-80-х годах. Потом всё рухнуло».

«У меня никогда не было любимых магазинов. Никогда не знаешь, на что и где можно наткнуться, поэтому я всегда открыта для нового. Я находила сокровища в лавках со старьём и мусор в очень элегантных универмагах».

«Вещь может быть очень красивой и очень вам идти, но я уверена, что не всем она подходит одинаково хорошо».

«Как я делаю выбор? Ну, что-то мне нравится больше, чем другое. Что-то похоже на то, что у меня уже есть, или мне это не нужно. Нет, ну вообще во всём этом нет никакой необходимости. Но да, мне это нужно».

Iris Apfel, New York. Photo by Tatyana Borodina.

Iris Apfel, New York. Photo by Tatyana Borodina.

 

 

STYLE IS ATTITUDE, ATTITUDE, ATTITUDE…

 

Iris Apfel’s exclusive interview for ElegantNewYork.com
By Katia Mukminova
Photo JONATHAN FRANTINI

Photo JONATHAN FRANTINI

Iris Apfel, a successful businesswoman, an international fashion icon and recently, a film star, is the kind of person you just want to follow around with a pen and a notebook. She creates style as she goes, by giving unexpected meanings to objects most unlikely to ever be called stylish. She has a vision yet she has no fear. Why would she? After all, she embodies the ultimate goal of always staying true to yourself. Adventurous, wise and unstoppable, Mrs. Apfel shared some of her fascinating insights with Elegant New York.  

  

 

– You once said the secret of aging gracefully is keeping yourself interested and staying in the company of young people. Why is it that for decades, the media has been deepening the gap between younger and older generations, especially when it comes to fashion and style?

– What the media is doing is foolish. I think they have been largely responsible for sending the message that’s making a lot of older women miserable. It a question of appropriateness, which people don’t seem to understand anymore. When you’re young, certain things are appropriate, which are not appropriate as you age. The media is taking the importance of youthfulness to violent extremes. There is an overblown exaggeration of the youth culture in this country. Sixty-five year old women certainly don’t look very appealing in sixteen-year-olds’ clothing. It’s all very commercial, everything in the media these days is very commercial.

 

– Has the perception of fashion changed among the younger generation compared to 20-30 years ago?

– I think it’s changed violently, and not for the better. Young people have absolutely no frame of reference, there is nobody to guide them along the way; and in my opinion, they just don’t get it. Everybody wants to look like everybody else. Everybody wants to look like whoever the reigning celebrity is. I mean, there have never been too many people who are out of the box. I am not a social scientist, so I can’t measure the proportion of them then and now. It seems to me that more and more and more emphasis is placed on youth today, so there’s much more available for young people than it was years ago, which is a good thing.

Credit Photograph by Karsten MoranThe New York TimesRedux

Photo by Karsten Moran for The New York TimesRedux

-Did you enjoy your teaching experience at the University of Texas at Austin? How did the program work?

Available from Iris Apfel’s Home Shopping Network line, this turquoise snake charmer multi-stone cuff bracelet gives a ssslender, sssensational look. Photo By Vanessa Lenz Photography

Available from Iris Apfel’s Home Shopping Network line, this turquoise snake charmer multi-stone cuff bracelet gives a slender, sensational look. Photo By Vanessa Lenz Photography

– I didn’t go there, students came here, and I enjoyed it very much. I don’t actually teach students, I guide them. I take them to places where people in their respective fields are super experts and explain to them what the field is all about. I want kids to understand that fashion is not a runway bubble. There are many facets of the industry that are not taught about in school where they can make a very good living and do very interesting creative work without being a designer or a merchandise person, which is all they seem to learn about in school these days.

 

– Your jewelry line for HSN is gorgeous yet very affordable. These days, many women find themselves not being able to spend as much on beauty and fashion products as they used to. Do you think it’s possible to look amazing when your resources are limited?

rara-avis-by-iris-apfel-big-eyed-owl-crystal-ring-8

Rara Avis by Iris Apfel. Big eyed owl crystal ring

– It’s not only that some women can’t afford beautiful things; some of them live in places where there’s nothing accessible, nothing to buy. It’s very hard to buy unusual pieces of jewelry these days at flea markets because they’re all dried up. And sometimes, even if you do, they’re just so violently expensive. So, I always feel like it’s a mission. It’s wonderful that I am able to help women. There’s a whole segment of society that does not want to look like everybody else, and I’m devoted to trying to help them with this endeavor. I use many of my own pieces as a basis for the designs that we make, and their value is absolutely unbelievable. The pieces look very, very expensive.

I think looking marvelous has nothing to do with money. As a matter of fact, sometimes it’s better not to have too much money so you’d buy all kinds of things you don’t need and don’t know how to put together. I think sometimes when you have less money, you are forced to be more critical. Style is attitude, attitude, attitude, and it has nothing to do with how much you spend. You can look absolutely divine if you know how to put your stuff together.

 

-What are your thoughts on the DIY ideas and ethic, specifically, making your own jewelry?

– Well, I wouldn’t go quite that far. If you’re talented it’s wonderful but there aren’t that many people like that. See, it’s the problem today, people just think they can be a designer or a jewelry maker, but you have to work at it, it’s an art. I am all for self-expression depending on whether you know how to express yourself. If you’re talented, then do it, it’s very commendable; but if you’re not it could be a disaster.

25UPCLOSE-articleLarge-ris Apfel. Credit Chester Higgins Jr.The New York Times

Photo by Chester Higgins Jr. for The New York Times

– Is fear of being judged a serious obstacle in search for a unique style? How does one conquer it?

– Well, I am not a psychologist so I can’t tell you how to conquer it but if you’re worried about how you’re going to look and it makes you crazy then don’t try to look different. Just go with the flow and be happy. It’s nice to search for your own style and to work at it, but in the process you have to be prepared that people may stare at you or comment.

I mean, it never made any difference to me. I always figured I’d dress for myself and for my husband. And if he didn’t like it or my mother hated it, I wouldn’t wear it but otherwise I’d dress for myself. I hoped other people liked it and if they didn’t, I figured, well, I’m sorry, it’s their problem, not mine.

iris-apfel-sunglasses-eyebobs-glamazons-blog

*

 

– Does finding that Holy Grail of one’s own fashion sense liberate them or make them its slave?

– Well, there’s nothing wrong with it if that’s the style that suits you. If you’re happy with it, why would you have to change it? I don’t believe in trends, trends are to sell things. If you find a look that’s for you… I’d never change my style. I mean, you can express yourself in different ways but your style is your style, it’s an attitude and a way of looking at things. If you jump all over the map, it’s not a style.

 

– But should your style change as your attitude changes? We certainly don’t stay the same as we age.

– Well, you have to dress according to the way you live and think about things, of course. But if you’re going to change every six months, then you don’t have a style and you don’t know where you are as a person; maybe you’re not ready to have a style. I think style is a sign of maturity.

iris-apfel-dazed-and-confused-november-2012-cover-1__oPt

*

– The interior of your Palm Beach home bears a distinct resemblance with the paintings of Matisse, as well as many of your outfits. Is your style a synthesis of art and music you enjoy?

– Of course, everybody’s a synthesis of what they see and do and everything else. Nothing just happens in a vacuum. And it’s interesting that you said something about Matisse because a year ago they called me from Tate in London. They were having a big exhibition of Matisse’s cutouts, and they wanted to do a video of someone who interpreted his look in fashion. They flew over from London, it was very flattering. I put together half a dozen outfits that I thought were very Matisse-looking, and I never realized until then that I was so influenced by him.

– You have traveled the world extensively, and successfully incorporated virtually every culture-specific piece into your own wardrobe. What are the recent effects of globalization on street style around the world? 

– The world is getting more and more homogenous every minute. Years ago our greatest pleasure was to go a restaurant in Paris and just watch all the people come in and figure out where they came from, and it was really quite easy to do. Each part of the world had a different look. Now everybody looks the same; everybody looks the same all over the world. I mean, it’s just very boring now. It was much more exciting to travel back then.

– What was the most exciting part for you in filming Iris?

– There isn’t one part that’s more exciting than the other because we didn’t work with a script. [Albert] Maysles never works with a script, he just photographs what he feels like. He just followed me at various times. We worked on and off for about four years. Mostly off because he would travel to one place, and we were traveling to another, I broke my hip, and he was in a hospital… All kinds of things, we just couldn’t get together. So at various times, he and his crew would follow me very unobtrusively, and I had no idea what the final result would be. So it was all fun, and working with him was very easy and pleasant. I had no idea what the film would be until I saw it at the festival, and I was very happy with it. (  “Iris” – Official Trailer 1 (2015) – Iris Apfel Documentary HD)

93-year-old Iris Apfel is the subject in Albert Maysles last documentary, Iris. becauselondon.com

93-year-old Iris Apfel is the subject in Albert Maysles last documentary, Iris. becauselondon.com

– Your sharp wit and brilliant sense of humor shine through everything you wear. Were those qualities cultivated in you by your family?

– No, it just came naturally. I would just put my outfits together the way I felt, nobody taught me anything. I guess it’s just in my DNA. My parents were very intelligent, they appreciated what I was doing. I mean, they never told me not to.

– Do you find it hard to interact with people who possess no sense of humor at all?

– Well, I don’t find it hard to talk to people of any kind but I certainly much more enjoy being with people who have a sense of humor. I don’t know how you go through life without one… It must be very gray. I don’t mean just a ha-ha sense of humor, I mean looking at life in a certain way. Some people are very rigid and they don’t see humor in anything. I can, of course, find common ground with them as well, I always can find something to talk about with everybody. It’s never been a problem to me, I was brought up that way.

 ElegantNewYork.com expresses its deepest gratitude to Mrs. Apfel for taking the time out of her very busy schedule to talk to us. 

“Break all the rules”

If you want advice on creating a memorable style of your own, here are some of Iris Apfel’s quotes about shopping and picking just the right things:

“I want either interesting couture or offbeat things. Run-of-the-mill stuff I don’t need or want.”

“My mother worshiped at the altar of accessories and taught me that if you had a basic black dress, an architectural dress, you can change it a thousand different ways with accessories. Changing shoes and belt and bling, you totally transform.”

“If I like it, I don’t care who made it.”

“From the 1950s to the 1980s, all the great designers were working. Then it went to pieces.”

“I never had special places as you never know what you’re going to find—I always tried to keep an open mind. I could find a treasure in a junk shop or junk in a very elegant emporium.”

“While it can be very beautiful and it may suit you perfectly, I’m sure it doesn’t suit everyone in the same way.”

“How do I decide? Well, some things touch me more than others. Some things are similar to what I have, or I don’t need. Well, you don’t need any of it really. But you do need it, yes.”