Пожалуй, в истории живописи не случалось другого персонажа, чья личность вызывала бы столь живой интерес у широкой общественности и в то же время была бы окутана таким густым туманом. Доподлинно об Иерониме Босхе известно немного — историки не знают даже точной даты его рождения. А там, где недостает фактов, правят бал смелые гипотезы.
В определенном смысле биография Босха подобна его знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений». В «закрытом» виде — это скудный монохромный перечень архивных документов. Но стоит искусствоведам приоткрыть створки воображения,и жизнь Босха расцветает самыми невероятными событиями, красками и образами.
В самом деле, кем был этот удивительный человек? Мессией, антихристом,провидцем, безумцем или, может быть, всем этим сразу? Вот самые популярные версии, будоражащие умы исследователей на протяжении нескольких веков.
Тайный еретик
О том, что работы Босха тронуты «тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке,и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном, ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают, что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа, члены которого совершали свои обряды нагишом,проповедовали свободу сексуальных отношений, не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем, где все были бы равны, невинны и беспечальны, словно Адам и Ева. В качестве «доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений», считая, что Босх изобразил ритуалы «клуба, за который играет»(в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).
Другие уверены, что изобильная обнаженная натура нужна художнику, чтобы показать свое презрение к плотским утехам. К примеру, биограф Линда Харрис считает, что ересь Босха восходит к катаро-манихейской традиции с ее четким дуализмом (отсюда очевидное «деление» образов на Свет и Тьму, рай и ад, духовное и материальное).
И те, и другие упорно игнорируют тот факт, что во времена Босха инквизиция свирепствовала с особым тщанием. И пробежаться нагишом по улицам Хертогенбоса, проповедуя свободную любовь или двойственность мироздания(пусть даже в живописной иносказательной манере) можно было разве что до ближайшей дыбы.
Ревностный католик
В то время как часть биографов выясняет отношения, споря, к какой именно ереси тяготел Босх, другие уверены, что он был истово верующим католиком, как сказали бы в наше время — «тру». И антиклерикальный пафос, который бесспорно присутствует в его работах, вызван как раз мягкостью Престола по отношению к адамитам, манихейцам, гуманистам и прочим греховодникам.
Босх жил в эпоху великого перелома. Сквознячки гедонизма, гулявшие по Италии,задували в Северную Европу. Бедность, смирение, умеренность — идеалы,казавшиеся незыблемыми веками, вдруг дрогнули под натиском крамольной идеи о том, что «человек — венец творений природы». Церковь теряла былой авторитет,и Босх остро чувствовал, что час расплаты не за горами. Вездесущих жаб и сов,ассоциировавшихся с тьмой и ересью, он рисовал в назидание. Священников изображал деградантами, поскольку считал, что церковь тоже погрязла в алчности и разврате. И дивные образы того же «Сада земных наслаждений» навеяли ему не еретические учения, а незамутненное чувство католической вины.
В пользу этой теории говорит и то, что после смерти Босх со всеми почестями был отпет в соборе св. Иоанна. И то, что его работа «Семь смертных грехов» висела в покоях короля Испании Филиппа II — монарха, преследовавшего еретиков с особой яростью.
Практикующий алхимик
Центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений» нередко называют«алхимическим садом»: тут и изобильная астрологическая символика,и совокупления в стеклянных сферах (читай колбах и ретортах), и непременный«Фонтан юности» — собственно алхимический контекст ни у кого не вызывает сомнений. Что касается отношения Босха к алхимии — его трактуют по-разному.
К примеру, французский исследователь Жак Шайи называет Босха «пристрастным свидетелем одного из важных этапов алхимического искусства». Притом Шайи настаивает на том, что Босх был непримиримым врагом алхимии, считал ее ересью и объектом сатиры. Другие полагают, что Босх не только был «пристрастным свидетелем», но и практиковал сам. Это правдоподобная версия — многие художники пытаются добыть золото посредством химических реакций между холстом и красками (магическим эликсиром тут иногда выступает талант,а иногда — ушлый арт-дилер). Впрочем, это явно не про Босха: Иероним удачно женился на богатой и работал не ради денег.
Книжные новинки: «Тайная ересь Иеронима Босха»: кем же был художник – еретиком-сектантом или истинным католиком?
«Тайная ересь Иеронима Босха» — единственная монография Линды Харрис, которая глубоко изучает катаро-манихейскую традицию и специализируется на эзотерических учениях, разгадке символов и мистицизме в искусстве.
Звериная жестокость, насмешки и лицемерие демонов, терзающих Спасителя в картинах Босха, почти точно совпадают с описаниями,данными в одном из манихейских коптских псалмов:
Образ Света явился
Среди зверей…
Они преклонились… и пали на колени,
Они поклонялись Ему…
И демоны говорили это.
Однако, в их сердцах таилось зло:
Давайте набросимся на Него
И свяжем Его…
И закроем Его в мире так…
Чтобы он не смог вернуться…”
«Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду…
И из дыма вышла саранча на землю,и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы… По виду своему саранча была подобна коням,приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы,похожие на золотые, лица же ее как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней — как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов,и в хвостах ее были жала; власть же ее была вредить людям пять месяцев».
На картине видим и ангела, и звезду и Богородицу, и маленькую саранчу,и хотя у этого карлика нет ни волос,ни зубов как у льва, — все остальное полностью совпадает.