Нина Аловерт
Фото Нины Аловерт

Red Giselle Arbuzova Photo ALovertДвадцать пять лет назад Сергей Данилян создал в Москве театральное агентство ” Ардани”, которое привозило на гастроли в Россию западные балетные труппы-модерн.  Затем Данилян решил поменять направление своей деятельности и познакомить Америку с русским искусством. В Америке его агентство с 1994-го года называется ” Ардани Артист”.  Начинал Данилян с гастролей «Новой оперы». Начало оказалось плачевным. Не хватило денег и обещанных спонсорами и вырученных за проданные билеты… «Это было большой наглостью прийти на рынок, не зная его, попытаться взять его нахрапом и не проколоться. Но все-таки, мирно расстались», –  вспоминает то время Данилян.
В 1996 году на сцене Сити Центра (крупнейшего театрального центра города) Данилян показал вечер Майи Плисецкой, но, хотя бы делал это с партнерами, владельцами программы. «Мы тогда еще не очень понимали, что из чего складывается. Нам понадобилось некоторое время, чтобы прийти в себя и понять, как можно вести бизнес», – говорит теперь Данилян.

С тех пор прошло 20 лет. Сегодня «Ардани Артист» (где работают двое сотрудников – Сергей и Гаяне) – едва ли не самое известное театральное агентство мирового балета. А Сергей Данилян – не просто знаковая (как теперь говорят) фигура балетного мира, но «много-знаковая». Он не просто импресарио, который возит по миру знаменитые балетные труппы Большого или Мариинского театра, Данилян, является агентом таких знаменитых русских танцовщиков балетного мира, как Диана Вишнева, Наталья Осипова, Полина Семионова, Иван Ваильев. .[/box]

Tcaikovsky Markov GalichaninПостоянно работая с русскими и западными театрами, Данилян создал, своего рода, новый жанр балетного спектакля «Короли танца», в котором принимают участие русские и западные танцовщики и хореографы.

Но задачей американской деятельности ” Ардани Артист” было познакомить Запад с русским искусством. На этом пути у театрального агентства есть три важные вехи.  Первой и главной заслугой Даниляна стали организованные им на рубеже двух веков гастроли тетра Бориса Эйфмана в Америке: Данилян познакомил Америку с современным балетным искусством России, с его наиболее ярким проявлением – театром Эйфмана, с замечательными танцовщиками, Верой Арбузовой, Еленой Кузьминой, Юрием Ананяном, Альбертом Галичаниным, Игорем Марковым и другими (а позднее – со следующими поколениями).

Данилян вспоминает: «Главной проблемой, изначально, было тоже, что было достоинством труппы –  её оригинальный репертуар. В самих названиях балетов была уже заложена проблема: «Чайковский», “Красная Жизель”…Требовалось достаточно много объяснений: почему “Красная Жизель”? Не Жизель ли это, одетая в красное? А “Чайковский” – не очередная ли это балетная труппа из России, которая привезла отрывки из балетов на музыку Чайковского? Для большей ясности существуют вторые названия балетов Эйфмана: “Красная Жизель” – посвящение памяти Ольги Спесивцевой, “Чайковский” – тайна жизни и смерти Чайковского, (что означает: тайна жизни и смерти Художника). Второй проблемой было то, что Борис Эйфман был недостаточно известен не только американскому зрителю, но и русскому, некоторые иммигранты помнили его только по старым спектаклям, а некоторые вообще не видели его театр».Ref Giselle Kuzmina Markov Photo Alovert_0001

Первые же спектакли Эйфмана в Сити Центре произвели огромное впечатление и всегда собирают полные залы. Крупнейшие балетные критики того времени, покойный Клайв Барнс и Анна Киссельгоф, назвали его гением. Следом за ними Льюис Сигал, критик газеты «Лос-Анжелес Таймс», назвал Эйфмана среди тех, кто «смотрит в 21 век».
Работа с театром Эйфмана была важна и для  Данилянов. «Он нам помог понять, чем мы занимаемся и чего мы можем добиться и  ради чего. К моему недоумению и раздражению критики пишут: в зале звучала русская речь! Как будто, когда приезжают испанцы или китайцы в зале не звучит испанская или китайская речь».

Как постоянный зритель балетов Эйфмана во время их гастролей, могу сказать, что американская речь слышна не реже русской.

Но в Сити центре как раз понимают, что русский зритель не просто пришел на спектакль Бориса Эйфмана, а открыл для себя новый театр. Русские зрители начали приходить и на другие спектакли в этом театре.  Руководство театра считает, что это колоссальное достижение. Театр Эйфмана получил статус постоянной труппы Сити Центра. А Даниляны пользуются огромным уважением и являются постоянными участниками жизни Сити Центра. На спектакли Эйфмана приходят не только американские танцовщики (включая Михаила Барышникова), но актеры американских театров и кино. Питер Мартинс, художественный руководитель Сити балета, созданного Дж. Баланчиным, пригласил Эйфмана поставить спектакль «Аполлон Мусагет» для его труппы. Это был беспрецедентный случай: впервые современный русский хореограф работал с баланчинской труппой.

 

Совершенно особую роль он сыграл в развитии творческого пути Дианы Вишневой – мировой известности русской балерины.

 

EN Tsiskaridze Photo AlovertС Вишневой Данилян познакомился в 1995 году. Она стала первой обладательницей премии «Божественная» которую он учредил в Москве. Отступление. Рассказывает Данилян: «Вслед за Вишневой, в 1996 году эту премию получила Ульяна Лопаткина, в 1997 году «божественным» был назван Володя Малахов. В 1997году у нас появилась возможность вручить ему эту премию в Нью-Йорке в галерее «Русский мир». В тоже время, на сцене нынешнего театра им. Коха, у нас состоялся концерт в рамках фестиваля «Памяти Дягилева». Это был наш первый опыт работы в Линкольн центре, выступали молодые танцовщики Большого и Мариинского театров, почти все они были новыми для Нью-Йорка. После концерта появилась рецензия в Нью-Йорк Таймс, где было написано, что « Россия все еще производит талантливых танцовщиков», среди них были названы Диана Вишнева и Николай  Цискаридзе».
Данилян, став в скором времени агентом Вишневой, подписал договор с Кевиным Маккензи – художественным руководителем труппы Американского балетного театра и с тех пор  Вишнева ежегодно выступает с АБТ.
А в 2004 году, в Нью-Йорке, на сцене Сити Центра, прошла премьера уникального вечера «Красота в движении», где Вишнева танцевала балеты трех хореографов, различных по стилю, философии и художественным принципам: Алексея Ратманского, Мозеса Пендельтона и Дуайта Родена (со времен вечера Михаила Барышникова в Ленинграде в 1974 году я ничего подобного не видела). Это вечер не только открыл американскому зрителю необыкновенный дар классической балерины танцевать современную хореографию самых различных направлений, но открыл и самой балерине путь к познанию своих возможностей. В двух последующих программах, премьеры которых тоже состоялись в Америке, она расширяла свой диапазон: в программу «Диана Вишнева – “Диалоги”» был включен балет великой американской модернистки Марты Грэм.
Pierro Vishneva Photo Alovert И в этой «стране чудес», которой является творческая жизнь Вишневой в мировом балете, большую роль сыграл Сергей Данилян, идеолог, единомышленник, директор, импресарио.
В 2010 году, по инициативе Даниляна, всемирно известная испанская фирма Llardo изготовила две статуэтки из твердого испанского фарфора, изображающие двух русских балерин: Диану Вишневу и Наталью Осипову. Статуэтки были вручены балеринам в магазине-музее этой фирмы, в Нью-Йорке. Последним достижением работы,
“Ардани Артист”, стали гастроли Михайловского театра в октябре 2014 года в Линкольн центре. Гастроли прошли очень успешно, Данилян познакомил Америку с еще одной русской балетной труппой и молодыми танцовщиками, никогда до сих пор не приезжавшими в Нью-Йорк –  Анжелиной Воронцовой, Вероникой Соболевой, Ириной Перрен, Владимиром Лебедевым и другими.

Словом, Данилян, в известной степени, является продолжателем двух других знаменитых русских ХХ – го века – Сергея Дягилева и Сола Юрока, открывавших русское балетное искусство и балетных артистов Западу. Естественно, в другом времени, в других условиях и в соответствии со своей, несомненно творческой, индивидуальностью.