“Хоппер стал знаменит именно потому, что передал чувства американцев через окружающее их пространство, через точные, реалистичные, гиперболизированные урбанистические пейзажи. Если бы художники снимали фильмы, Хоппер был бы не драматичным документалистом, а скорее — автором мокьюментари (жанр игрового кино, имитирующий документальную съемку). Потому, что его реализм только кажется таковым. Все кадры, все перспективы и сюжеты построены на тщательно выверенной «режиссуре», нацеленной на передачу определенного впечатления. Он специально подбирал ракурсы и менял некоторые элементы (в частности, освещение) для драматичности и динамичности сюжета.” – Анна Рубцова.
В музее Уитни (New York, Whitney Museum of American Art) с октября 2022 до 5 марта 2023 года проходит выставка графических и живописных работ “Нью-Йорк Эдварда Хоппера” (Edward Hopper’s New York).
Нью-Йорк был домом художника почти шесть десятилетий (1908–1967), период, охватывающий всю его зрелую карьеру. Выставка “Нью-Йорк Хоппера”, это портрет города первой половины 20 столетия, но не зеркальное отражение его, а, скорее, личностное восприятие и художником периода самого невероятного периода в развитии Нью-Йорка.
Художник и город часто дополняют друг друга: дома, улицы и площади приносят вдохновение и оживают под кистью, а городская жизнь немыслима без тех, кто изображает ее.
На глазах Хоппера, город переживал колоссальную трансформацию — улицы придававшими городу, уносящиеся к небесам третье измерение, во всех пяти районах города грохотали гигантские строительные площадки, разрасталась сеть городской подземной и надземной железной дороги, население росло и становилось все более разнообразным. Но в работах Хоппера, Нью-Йорк сохраняет человеческий масштаб, он остается городом на уровне взгляда прохожего, и при этом остается практически безлюдным. Художник повествует о том, что видит человек, отстраненный от трансформации города.
Хоппер не стремится изображать достопримечательные и знаковые места Нью-Йорка, такие как Бруклинский мост и Эмпайр-стейт-билдинг. В его поле зрения неприметные, дома, магазинчики, повседневные улицы, жилые кварталы. Его внимание привлекает неуклюжее столкновениями нового и старого, взаимодействие технического прогресса и повседневности, частной жизни и гигантского роста, парадоксы меняющегося города и поспевающей за ним обыденной жизни.
Выставка “Нью-Йорк Эдварда Хоппера” рассказывает о непреходящем увлечении художника городом, отражает его, неотрывную от нью-йоркских перемен, личностную трансформацию.
“Нью-Йорк Эдварда Хоппера” дает всесторонний взгляд на творческий и жизненный путь художника, начиная с его ранних впечатлений в набросках, гравюрах и иллюстрациях, и до поздних картин, в которых город служил фоном для жанровых сцен, основанных на воспоминаниях и личном опыте городской жизни художника, в которой Нью-Йорк играет огромную самостоятельную роль.
Есть что-то непостижимо притягивающее в картинах Эдварда Хоппера. Ни один художник не втягивает тебя буквально внутрь своей картины. Его вечная недоговоренность и вечная интрига составляют какую-то глубинную суть произведений.
Хоппер и его супруга, художница Джозефина (Джо) Нивисон довольно тщательно, если не сказать скрупулёзно фиксировали все, что касалось каждой новой работы художника, но тем не менее загадок в его творчестве остаётся предостаточно.Одна из самых типичных работ Хоппера рубежа 1930-х-40-х годов – картина “Офис ночью”. И, как всегда, о ней практически все известно, но при этом ничего не понятно. В этот период Хоппер, переживал очередной творческий кризис, который выражался в чтении эссе Поля Валери, известного французского художественного критика и поэта, а во-вторых, пристрастился ездить на надземной линии нью-йоркского метро L, где из вагона поезда можно было заглядывать в окна жилых домов и небольших офисов и наблюдать настоящий театр, в который превращалась частная жизнь случайных людей, семейных пар или сослуживцев.
Сам Хоппер прямо указывал на это в 1948 году в своем письме к Норману Геске, куратору Художественного центра Уокера, который собирался приобрести картину:
«…Вероятно, впервые была навеяна частыми поездками на поезде «L» в Нью-Йорке после наступления темноты — проблески офисных интерьеров, будучи настолько мимолетными, что оставили свежие и яркие впечатления в моей памяти…»
Внутренний и внешний миры в творчестве Эдварда Хоппера
Отношения между внутренним и внешним миром, между опытом и размышлениями, между личностью и обществом занимают центральное место во всем творчестве художника.
Окна и двери, которые открывают или блокируют вид на сцену, играют в этом контексте центральную роль. Окно часто можно рассматривать как метафору человеческого глаза. Через окно, как и через глаз, можно рассматривать внешний мир, а пространство за окном, как и внутреннее у каждого человека, служит местом уединения.
В картинах Хоппера важным игроком в связи между внутренним и внешним является свет, который имеет почти духовное измерение, что также очевидно в картине “Утреннее солнце” (1952). Ситуации, изображенные в произведениях Хоппера, нам знакомы, а развязка рассказов остается от нас скрытой.
Поэтому многие работы Хоппера кажутся загадочными. Таинственные изображения отражают поиск Хоппером ответа на экзистенциальные вопросы о собственной личности, которая остается для него непостижимой.
“Утреннее солнце” — центральная работа в творчестве Эдварда Хоппера. Художник позволяет заглянуть в частный интерьер. Кроме виднеющихся крыш домов и неба, свет, проникающий в комнату, является единственной связью с внешним миром. Прежде чем Хоппер начал рисовать, он проработал свои идеи с помощью многочисленных подготовительных набросков. Таким образом, это не работа с натуры, а скорее результат его воображения, или воспроизведение по памяти того, что когда-то увидел. В 1933 году он сформулировал цель своей картины: “Наиболее точное воспроизведение моих самых интимных впечатлений от природы”. Интерьер нарочито пустой, а черты лица женского лица обобщены. Изображение призвано пробудить у зрителя воспоминания о подобных переживаниях. Художник приглашает к философскому созерцанию внутреннего пространства посреди шумного и суетливого мира и свет уже приобретает духовное значение, а картина становится отражением метафизических вопросов.
Жена Эдварда Хоппера Жозефина, известная как Ло, служила образцом для всех его женских персонажей с момента их брака. Ее легко узнать на подготовительных рисунках к «Утреннему солнцу». На готовой картине её уже не узнать, как и во всех других его работах. Причина в том, что Хоппер хотел изобразить не свою жену, а просто женский персонаж.
Эдвард Хоппер и одиночество.
Неподвижные, безмолвные отдельные фигуры Эдварда Хоппера, вновь и вновь появляющиеся в его работах, часто кажутся изолированными от внешнего мира. Даже когда изображено несколько фигур, как, вероятно, в его самой известной картине “Полуночники” (на выставке не представлена), кажется, что фигуры не общаются друг с другом и закрыты сами в себе. Еще при жизни Хоппера искусствоведы считали тему одиночества центральным мотивом в его творчестве. Хоппер, который жил затворнической жизнью и не давал много интервью, не соглашался с этой интерпретацией и возразил в одном из интервью: «Об одиночестве преувеличено. Вы формулируете то, что вам не хочется формулировать».
Хотя Хоппер считал, что понятие “одиночество” преувеличено, несомненно, его работы настолько трогательны, что пробуждают воспоминания о подобных, одиноких моментах в жизни каждого. Для Хоппера одиночество является неотъемлемой частью нашего существования, и он предлагает зрителю подумать об этом вместе с ним.
Гравюра “Ночные тени” демонстрирует интерес Эдварда Хоппера к драматическому взаимодействию света и тени. Художник изобразил улицу с высоты птичьего полета, создав вуайеристскую атмосферу. Подобные виды отражают опыт, который он получил во время своих многочисленных поездок по Нью-Йорку на поезде El Train (надземный поезд), предшественнике метро. Сцены, основанные на этих переживаниях, неоднократно появляются в творчестве Хоппера.
О картине Автомат: На картине изображена смотрящая на чашку кофе девушка, сидящая в одиночестве в Автомате, механизированном кафе, популярном видом кафе в США в то время. На затемненном стекле отражаются одинаковые ряды светильников.
Моделью была жена Хоппера, Джо[2]. Однако, Хоппер изменил её лицо, сделав моложе (в 1927 году Джо было 44 года), и фигуру — у Джо была изящная фигура — в то время как один критик описал фигуру девушки на картине, как «„мальчишескую“ (то есть, плоскогрудую)».[3]
Как часто бывает в картинах Хоппера, материальное положение девушки и её настроение непонятны. Она хорошо одета и носит косметику, что может указывать либо на то, что она едет на работу или с работы на работу, где важен внешний вид, либо на то, что она идет на встречу или с неё.
Девушка сняла только одну перчатку, что может указывать либо на то, что она рассеяна, что она спешит и может остановиться только на мгновение, либо просто на то, что она только что вошла и еще не согрелась. Но последний вариант кажется маловероятным, поскольку на столе перед ее чашкой и блюдцем есть небольшая пустая тарелка, свидетельствующая о том, что она, возможно, съела закуску и уже провела некоторое время в кафе.
Время года — поздняя осень или зима — вытекает из того факта, что женщина тепло одета. Но нельзя понять какое это время суток, так как в это время года дни короткие. Например, возможно, что это время после заката и достаточно рано для встречи с подругой. Или же это может быть поздно ночью, после того как девушка завершила смену на работе. Или, опять же, это может быть рано утром, до восхода, и её рабочая смена вот-вот начнется.
Каким бы ни было время дня, кафе кажется пустым, и на улице нет никаких признаков активности (или вообще какой-либо жизни), что усиливает чувство одиночества и является причиной того, что картина стала ассоциироваться с концепцией городского одиночества. Один критик заметил, что девушка написна в позе, типичной для меланхоличных картин Хоппера: «глаза девушки опущены, а её мысли обращены внутрь».[4] Другой критик описал её как «смотрящую на свою кофейную чашку, так как если бы это была последняя вещь в мире, которую она в состоянии удержать»[5]. В 1995 году журнал Timeиспользовал картину Автомат в качестве иллюстрации для статьи о стрессе и депрессии в 20-м веке[6].
Искусствовед Иво Кранцфелдер сравнивает предмет этой картины (девушка пьющая кофе в одиночестве в ресторане) с картинами Сливовица Эдуарда Мане и Абсент Эдгара Дега[7] .
Эдвард Хоппер и старые мастера.
Эдвард Хоппер обычно считается художником современной американской жизни. Однако его искусство более тесно связано с традицией старых мастеров, чем многие думают. Он внимательно изучил их изобразительные приёмы и перенял многие их композиционные решения и сюжеты. Преподаватели поощряли посещения молодого студента-художника – Хоппера Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Там он знакомился с искусством Рембрандта ван Рейна, Франсиско де Гойи и Эдуарда Мане, среди прочих. Однако его три поездки в Европу в 1906/07, 1909 и 1910 годах стали решающими для его интереса к искусству старых мастеров. О своем впечатлении от “Ночного дозора” Рембрандта (1642 г.) в Рейксмузеуме в Амстердаме он выразительно написал в письме к своей матери : “Самое замечательное его произведение, что я видел до того, это превосходит все возможное в реальности – это почти как иллюзия”.
С 1915 по 1920-е годы Хоппер сделал около 50 офортов. Он использовал технику, которую уже использовали старые мастера и которая была особенно важна для Рембрандта. В произведениях Хоппера люди часто предстают погруженными в дело, занятыми своими мыслями или чтением. Эти сцены, в частности, показывают, насколько важной была для Хоппера голландская живопись 17 века и, в частности искусство Иоганна Вермеера. Это ясно при сравнении “Утреннего солнца” Хоппера (1952) и “Девушки у открытого окна, читающей письмо” Вермеера (1657–1659). Обе картины дают представление об интимном интерьере с молодой женщиной, находящейся перед окном. Свет, проникающий в комнату, соединяет внутренний мир с внешним. Для изображения реальности духа Хоппер использует композиционную схему Вермеера.
Материал создан на основе многих интернет-источников и собственных впечатлений от посещения выстави.