Нина Аловерт
Фотографии Нины Аловерт
Балетный спектакль «Богини и демоницы» (“Déesses & démones”), показанный в Сити центре, привлек внимание нью-йоркцев.
Придумала и поставила это необычное представление Бланка Ли, хореограф из Франции испанского происхождения. Бланка поставила этот балет для себя и балерины Большого театра Марии Александровой.
Таким образом в спектакле сплетаются не просто два образа Богини и Демоницы, но встречаются две танцовщицы разных танцевальных жанров. Бланка, модернистка, ученица школы Марты Грэм, создательница группы «фламенко-рэп», затем – в Париже – собственной танцевальной труппы, и русская балерина классического балета Большого театра. Бланка – автор экстравагантных постановок. В современной антрепризе за пределами Большого театра Александрова участвует впервые.
Такое сочетание было задумано изначально. Хореограф предлагала и другим танцовщицам классического балета принять участие в своем проекте пока не познакомилась с Александровой. Бланка ставила свое балетное преставление на музыку Тао Гутьеррес о начале земных начал, о начале мироздания, которым, по ее представлениям, и правили две противоположные силы, два антагониста – добро и зло, Богиня и Демоница. А то, что по ходу балета они переодеваются в платья противоположного цвета, имеет свой смысл для хореографа: добро и зло иногда меняются местами.
Сочетание классической балерины и танцовщицы-модернистки оправдало себя. Строгая, полная достоинства “прародительница” мифологических греческих богов, “Богини ” в исполнении Марии Александровой вместе с резкой и даже неженственной Бланкой Ли в образе Демоницы, прежде всего и создавали атмосферу таинственного, космического “начала всех начал”.
Весь спектакль – мифотворчество Бланки, хореография – смесь танца модерн, фламенко, гимнастики, Александрова в какие-то моменты танцует на пальцах – словом, все вместе вольная импровизация.
Начинается спектакль с «теневого» танца Александровой: в световом пятне, подсвеченная со стороны задника сцены, Александрова танцует, по-видимому, зарождение богинь, вначале – в одном лице. Затем следует появление Демоницы и дуэт, в котором добро и зло еще повторяют друг друга. Затем следует почти-что сцена из кабаре: обе исполнительницы в масках и диадемах «танцуют», сидя на невидимых из зала табуретах (при этом здесь впервые происходит перемена цветов их хитонов, перемена добра и зла). Эта сцена – самоопределение каждой из богинь. Сцена таинственная, дает возможность различного толкования.
Затем следуют почти любовная сцена между богинями, затем соло: Александрова в белом танцует на пальцах, а вслед за ней Бланка в черном – вольную импровизацию босиком. В последующих картинах танцовщицы выходят в длинных платьях разных ярких цветов и танцуют в стиле хореографии Марты Грэм. Но красота и гармония временны, в заключении – битва между Богиней и Демоницей.
Такова драматургия балета Бланки.
Большую роль в восприятии и понимании балет играют видеопроекции, в данном спектакле – вполне уместные. Силуэтное изображение фигуры одной из богинь, на голове которой венок из змей (прообраз головы Медузы Горгоны), имеет продолжение в следующей сцене, где весь танец идет в центре этого змеиного венка. Огонь, дым, наплывы туманностей из космоса, огромные цветы… формирование вселенной…
В целом жанр этого фантастического произведения находится где-то между современным балетом и эстрадным «шоу». Но спектакль в целом, смелая фантазия Бланки, производит сильное впечатление, так что прощаешь потерю хорошего вкуса: например, огромные аляповатые цветы, среди которых танцует Бланка, или затянутую последнюю часть, когда в конце балета Богиня и Демоница долго трясут распущенными волосами, изображая агрессию.
«Богини и Демоницы» – оригинальный спектакль, это балетный театр, жанр, почти потерянный современными хореографами. Давно мы не видели такого на наших балетных сценах.