Виталий Орлов

Гейб Польски

 

 

 

[quote style=”boxed”]На Каннском  фестивале – 2014 был показан вне конкурса документальный фильм «Красная Армия» («Red Army») американского режиссера Гейба Польски, сына эмигрантов из СССР, получивший всеобщее признание. Фильм рассказывает о несокрушимой и легендарной cборной хоккейной команде Советского Союза, о ее непревзойденной  «великолепной пятерке», о ее неформальном лидере Вячеславе Фетисове, его «бойцах», друзьях, наставниках, о ледовых сражениях советской сборной на фоне исторических событий 70-80-х годов ХХ века. 

Перед началом глобального проката фильма компании Sony Pictures Classics и Russian American Foundation устроили в Нью-Йорке просмотр для прессы. Нью-Йоркская презентация была интересна тем, что дала возможность поговорить с режиссером, приехавшим на этот закрытый просмотр.

Если бы фильм «Red Army» был только о хоккее (или о шахматах, или о фигурном катании,  или вообще – только о спорте), вряд ли он вызвал бы такой всеобщий интерес. А о том что, такой интерес действительно есть, свидетельствует уже хотя бы тот факт, что фильм давно поселился в Интернете, не ожидая начала официального проката,  и собирает множество зрителей. (Trailer можно посмотреть здесь.)

Фетисов и Тихонов

[quote style=”boxed”]На мой взгляд, неподдельный интерес к ленте вызван тем, что, как заметили критики, она представляет собой альтернативную историю позднего СССР, созданную с помощью спорта Гейбом Польски – человеком, имеющим отношение к стране, стране – ему не посторонней. С другой стороны, жизнь на Западе позволила ему попытаться взглянуть на события слегка остраненно, как будто бы более объективно, чем мы с вами – современники  головокружительного взлета советского хоккея – «команды молодости нашей», непосредственные свидетели и нередко жертвы действия тех сил, которые низвергли Советский Союз.

Польски  использует классический набор средств документалиста — хронику, интервью, контрастный монтаж, музыкальный ряд, но делает это абсолютно виртуозно: саундтрек в фильме не прерывается  ни на минуту, задавая необходимый ритм и придавая масштабность событиям, хотя это иногда создает трудности для восприятия того, о чем говорит герой эпизода; архивные кадры найдены, отобраны и смонтированы так, что даже очевидцы увидят многие события новыми глазами. Клюшки, шрифты, красные майки, спортивные костюмы, вся атрибутика, сосредоточенные лица спортсменов — советский хоккей в этом фильме представлен как эстетический феномен, одна из высших точек развития советской цивилизации, духовная сторона которой проявляется как гимн высочайшей дружбе, верности, чести, честности, порядочности, ну и патриотизму, конечно, тоже.

Главный герой – Вячеслав «Слава» Фетисов, звезда советской сборной, потом – игрок  НХЛ («Я назову всех своих детей Вячеслав», — написано на плакате американского болельщика; конечно, подобные вещи можно хорошо разглядеть только на большом экране, а не на телевизоре), потом – спортивный функционер при Путине, который в начале 2000-х годов предложил хоккеисту вернуться домой.

Как признался режиссёр, Фетисов сниматься в фильме не хотел. Скепсиса не скрывал, на интервью отвел дежурные 15 минут, полагая, что опять будет заезженная история о «красной машине» и русских парнях. 15 минут в итоге растянулись на 15 часов разговоров с той степенью откровенности, которую Фетисов, как скажет потом, позволил себе первый раз в жизни.

Режиссер из-за кадра задает своему герою неожиданный вопрос, как будто стараясь поставить его в тупик. Во время ответа мы видим крупным планом его лицо, движение мысли, столкновение чувств, нахлынувших в этот момент, и воспоминаний. Фетисов  никогда не уходит от вопросов и никогда не пытается сводить счеты. Что бы вы ни думали о спортивных функционерах, его обаянию сложно противостоять.

[quote style=”boxed”]«Тебе повезло, что у тебя есть  я», — говорит Фетисов режиссеру. «Вам тоже повезло, что у вас есть я», — парирует Польски, и он прав: не каждому достается внимательный, остроумный, лишенный фальшивой сентиментальности биограф, который снимает человека, а показывает Историю. Армеец и солдат империи, Фетисов с приходом нового времени вступил в противостояние со слабеющей системой и победил, получив право заключить контракт с НХЛ на собственных условиях, но отъезд в Америку выглядит не как success story, а как глава альтернативного (и  нескучного) учебника истории, если такой появится, и в нем будет глава про перестройку и девяностые.

Точно так же, хотя по объему чуть меньше, предстает перед зрителем и вся его «ледовая дружина» – Пятерка Ларионова:  Владимир Крутов, Игорь ЛарионовСергей Макаров  – нападающие и Алексей Касатонов, который вместе с Фетисовым был защитником, – чьи имена  до сих произносят с благоговением, как имена первых советских космонавтов. Каждый со своей жизненной философией, со своей судьбой, но все –Личности.

В фильм удачно, с точным чувством меры, вмонтированы захватывающие эпизоды хоккейных поединков и очень уместно – баталии и тренировки подростков, на которых влияние их кумиров во всех отношениях было абсолютным.

Тарасов

Мы видим уже очень немолодого тренера Анатолия Тарасова – еще одного положительного героя фильма, человека, стоявшего у истоков будущей ледовой легенды. Он работает с детьми и спрашивает семилетних фетисовых: «Почему без улыбки? Вы же хоккеисты!». Мы узнаем из фильма, что Тарасов многое заимствовал у отечественной шахматной школы и Большого театра.

Есть в фильме и антигерои: тренер  сборной Виктор Тихонов, ставленник КГБ, превративший игроков в пушечное мясо холодной войны; благообразный ветеран спецслужб с дерзкой внучкой и собственными резонами . «Как своего тренера я его уважал,  – говорит о Тихонове Фетисов, – а как человека – нет».

В полуторочасовой ленте появляется и легендарный тренепр НХЛ Скотт Боумен, иностранные  комментаторы и спортивные журналисты.  Не повезло только советским спортивным журналистам. В то время среди них было много талантливых, по эрудиции не уступающих  Владимиру Познеру специалистов, знающих о хоккее все, и даже немножко больше. На мой вопрос Гейбу Польски по поводу приглашения в фильм достаточно одиозной фигуры Познера, режиссер простодушно ответил, что он ему нравится своей харизматичностью и знанием английского.

[quote style=”boxed”]Но более серьезный вопрос, которого я Гейбу не задал, состоит в следующем: «Почему агонизирующая страна «развитого социализма» сумела создать непобедимую «Красную дружину», которая, в отличие от «Красной Армии», действительно была «всех сильней»? Только отвечая на вопрос, не говорите, что спорт вне политики.