Виталий Орлов
Такого огромного числа художественных музеев высшего разряда, выставок и галерей, какое есть сегодня в Нью-Йорке, нет, наверное, даже в Париже. В нашем городе можно пойти не только в Сохо или Челси, но даже в удаленные кварталы бруклинского Вильямсбурга и увидеть в тамошних галереях немало нового и впечатляющего.
Выставка картин семи современных русскоговорящих американских художников, прошедшая в галерее Salomon Arts Gallery в Трайбека, отличалась тем, что работы представленных здесь мастеров, являющихся членами художественного объединения Art of Inspiration («Искусство вдохновения») – разнообразные по всем характерисикам: по жанру, стилистически, тематически, колористически, по мастерству – объединяет важная деталь. Их отбирал Роберт Ротшильд – известный американский искусствовед и коллекционер, в личном собрании которого около 2000 произведений изобразительного искусства от древнейших и классических до современных, причем в числе последних значительное место занимают работы нью-йорских российских и украинских художников. Мистер Ротшильд согласился, как специалист, обосновать свой выбор, и в этом репортаже я буду пользоваться также и его оценками.
Выставку открыл президент объединения Art of Inspiration Владимир Андреев:
– В этом году нашему объединению исполняется 10 лет. Наша первая совместная экспозиция состоялась 10 лет тому назад в ООН. С тех пор мы провели более 120 выставок в 15 странах мира. Все мы совершенно разные, у нас в Америке мы имеем возможность творить в условиях полной свободы. А объединяет нас интерес к творчеству друг друга, возможность активных совместных действий в условиях достаточно сложной современной социальной атмосферы.
У участников выставки есть еще и общие представления о назначении искусства.
2500 лет в искусстве западной циилизации существовала классическая академическая концепция красоты. Но пришло время, когда философы и сами художники пришли к выводу: пора рассмотреть новые идеи о красоте, использовать новые эстетические каноны. Появились широко известные течения постмодернистского искусства, такие как дадаизм, сюрреализм, кубизм, абстрактный экспрессионизм, беспредметное искусство, живопись действия, концептуальное искусство и многие-многие другие направления, оставившие значительный след в искусстве и оказавшие влияние на формирование новых представлений и идей. При этом постмодернисты нередко отказывались от сложившихся классических представлений о субъекте изобразительного искусства и существовавших канонов.Семь художников, представленных на выставке в «Salomon Arts Gallery», намерены вернуться к старым приоритетам в искусстве, но при этом используя новые формы и средства отображения красоты. Объемность изобразительных форм и предметов, натуральный экспрессивный цвет, новые подходы к светотени для создания объема и трехмерной глубины изображения – все эти элементы свойственны живописным, графическим и фотографическим работам, представленным на выставке. Речь идет о сообществе многогранно одаренных людей, которые не только рисуют, но и пишут стихи и прозу, фотографируют, музицируют и создают прекрасные новые полиграфические стандарты при издании книг по искусству, каталогов выставок и коллекций. Это те формы самовыражения, в которых они ищут новые современные элементы отображения прекрасного.
Владимир Андреев – издатель, дизайнер, фотограф и коллекционер произведений искусства. После переезда в Нью-Йорк из Москвы, где он был мастером художественного слова на эстраде и продюсером, Владимир окончил «FIT» по специальности «реклама и дизайн». На выставку он представил большого размера великолепную цветную панорамную фотографию «Площадь Св.Марка в Венеции», эмоционально и колористически перекликающуюся с «Бульваром Монмартр» Камилла Писсарро.
Александр Вишневецкий – бывший киевлянин. Работая последние 22 года в области информационных технологий в крупных компаниях Нью-Йорка и Нью-Джерси, он проявил и развил в Америке свой талант живописца. Александр, наследуя традиции экспрессионизма, создает динамические композиции, подчас отталкиваясь от исторических событий и образов их участников. Для его картин характерна безудержная, экстремальная игра фантазии и цвета, нетрадиционность ракурсов и способов воссоздания объемности изображения. Но и этого Вишневецкому оказывается недостаточно для самовыражения, и он пишет и издает стихи и прозу, пытаясь еще и таким образом прославить красоту.
Как и А.Вишневецкий, Лидия Чеповецкая родилась в Киеве. В Америка она получила образование в области информационных технологий и работала в компаниях страны по этой специальности. Но желание рисовать, не имевшее продолжения на родине, проявилось в Нью-Йорке. После нескольких лет учебы вместе с дочкой в художественной студии «Rudy De Paoli» и классов в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке она все более увлекалась живописью. В представленных на выставке работах, преимущественно натюрмортах с фруктами, Лидия использует интенсивный естественный цвет и сияющий свет, что исчерпывающе отражает ее любовь к окружающему миру.
Александр Риз прибыл в Нью-Йорк из Москвы. В Москве он получил музыкальное
образование в институте Гнесиных и играл на альте в крупнейших симфонических оркестрах мира, а позднее стал профессором на кафедре альта и камерной музыки. Переехав в США, Александр, продолжив карьеру музыканта, посвятил себя еще одному своему увлечению – живописи. «Моя любимая тема в живописи – город, который для меня как живое существо», – говорит А.Риз. Одна из его замечательных картин на выставке: парафраз на тему Альбера Марке «Париж». Как итог его работы в течение многих лет – большая серия картин и эскизов городов мира. В 2003 году А.Риз опубликовал книгу «Москва-Нью-Йорк-Москва», которая имела успех на Международной выставке книг в Москве.
Артем Миролевич свое детство и раннюю юность провел в Беларуси, а в 1993 году вместе с родителями переселился в США. Несмотря на молодость он рано понял, что постигнуть тайны изобразительного искусства можно только учась. И он много учился – и в Америке, и за рубежом. В своем творчестве он применяет собственные приемы, основанные на комбинации живописи, графики, коллажа. Как и следует молодому живописцу, наряду с поиском новых чисто художественных приемов, Артем задумывается как философ над прошлым человечества, пытаясь уловить причинно-следственную связь в развитии цивилизации, и на этой основе экстраполировать образы ближайшего будущего. Он создал свой мир художественных образов и объектов, живописуя сцены из жизни древних цивилизаций, и, возможно, – и будущих.
Алекс Контр родом из Владивостока. Находясь поблизости от Страны Восходящего Солнца, он изучал японскую философию и литературу, прошел курс обучения в Институте искусства. По приезде в США Алекс работал над серией картин «Fusion In Style». Картины художника привлекают провокационными, остроумными и загадочными образами, населяющими созданный автором сюрреалистический мир.
Художник приглашает зрителя разгадать скрытую в его картинах тайну, навеянную интеллектульным, часто эротическим восприятием красоты мужских и женских образов.
Алевтина Игнатьева покинула Петербург в далеком 1978 году. Она получила образование инженера и в США работает по специальности. Но по убеждениям она художник, и как художник и дизайнер, принимала участие во множестве выставок. Ее стиль можно отнести к примитивизму, в котором она достигла большого успеха, благодаря непосредственности восприятия красоты и умению выстроить объем с помощью цветных поверхностей.
Выставку украсили четыре картины из собрания Р.Ротшильда – работы знаменитого испанца Хуана Миро и современных художников: французов Дж.Койнарда и А.Вильбо и канадца Дж.Холла.
Владимир Андреев представил посетителям выставки образцы каталогов и альбомов по искусству, а также книги поэзии и прозы, которые выпустило в последнее время его издательство «Andreyev’s Production, Inc. »
По-дизайнерски удачно и с большим вкусом созданная экспозиция – существенное дополнение к представленным талантливым произведениям, а все вместе не только привлекло множество зрителей, включая молодежь, но и вызвало обращенное к устроителям и авторам предложение непременно продолжить вернисажи в таком же привлекательном изысканном стиле.