Фотографии Нины Аловерт
Театральная жизнь Нью-Йорка невероятно разнообразна, в том числе – мир, связанный с танцем от классического балета до танца-модерн. В недавнем прошлом в Нью-Йорке гастролировали две уникальные балетные труппы совершенно противоположного направления: Танцевально- театральный ансамбль Анны Соколов и «Балет Трокадеро де Монте Карло». Анна Соколов – танцовщица, хореограф, знаковая фигура в мире современного танца. «Трокадеро» – уникальная труппа танцовщиков-мужчин, исполняющих женские роли, театр балетной комедии.
АННА СОКОЛОВ
Родители Анны эмигрировали в Америку из Пинска. Anna Sokolow (1910-2000 ) – так было записано ее имя при рождении в городе Хартфорд.
Анна с детских лет стремилась танцевать. В 1930 году она начала свою карьеру танцовщицы в труппе знаменитой Марты Грэм, основательницы американского танца-модерн. В этой труппе Соколов поставила и свои первые балеты. В 1939 году Соколов покинула Марту Грэм и создала в Мексике первый ансамбль танца-модерн «Голубой голубь», с которым работала как педагог и хореограф. Затем на протяжении долгого времени руководила рядом ансамблей как в США, так и в других странах, ставила балетные композиции для многих коллективов (в том числе – для знаменитой труппы Хосе Лимона), до 1954 года и сама танцевала. Соколов считала, что танец – это не развлечение для публики, он должен говорить с ней о важных проблемах в жизни человека. Ее лучшими произведениями считаются балеты антивоенного цикла, затем – посвященные трагедии Холокоста (1965, музыка И.-С. Баха и А. Веберна и «Памяти № 52436» 1973, музыка Берда), а также об одиночестве человека – «Комнаты» (1955, музыка Хопкинса), «Превращение» (1957) по рассказу Ф. Кафки и другие. Ее учениками были знаменитые хореографы: покойная Пина Бауш и израильтянин Охад Нахарин.
Театрально-танцевальный ансамбль, который существует сегодня, создал в 2004 году ученик и последователь Анны Соколов, Джим Мей. Он стремится восстановить балеты Анны Соколов. В репертуар ансамбля включены и работы современных хореографов.
Конечно, сегодня балеты Соколов представляют собой главным образом историческую ценность. Убежденная сторонница выразительности и естественности движения, Анна Соколов не стремилась к расширению своей хореографической лексики, ее сочинения основаны только на школе танца модерн ее времени и не включают элементы других школ. Танец модерн изменился за последние десятилетия. «Язык» хореографов стал разнообразнее, ритмы – стремительнее. Но творческая энергия, с которой Соколов создавала свои произведения, ощущается и сегодня.
На гастролях в Нью-Йорке ансамбль показал несколько балетов Соколов, в том числе – посвященные выдающимся личностям в искусстве: Эдгару По и Фриде Кало. К сожалению, в труппе не оказалось достаточно яркой солистки на роль Фриды. Но и в таком исполнении наибольшее впечатление оставил балет «Фрида», созданный ею в честь замечательной художницы, с которой Соколов была дружна. Хореографу в момент создания балета было 87 лет, но творческая энергия ее не иссякла.
Несмотря на некоторую «старомодность» постановок Соколов, имя ее сохранились. Роль Соколов в развитии танца модерн и влияние на него не забыто, и имя хореографа почитаемо так же, как было при жизни. В Нью-Йорке одна из улиц в Гринич Вилладж носит название Анна Соколов в ее честь.
балет дон кихот
ПРЕЛЕСТНИЦЫ ИЗ «ТРОКАДЕРО»
Каждый год в Нью-Йорке выступают лицедеи, комедианты, блестящие актеры-танцовщики – “Les Ballet Trocadero de Monte Carlo”, или короче – « Трокадеро» или «Трокс».
«Трокс» – это труппа, состоящая из мужчин-танцовщиков, которые исполняют женские и мужские роли в отрывках из классических балетов 19 и 20 веков.
Балет “Трокадеро» возник в 1974 году. Его артистическая задача – создание комедийного балетного театра. В его репертуаре и акт «лебедей» из «Лебединого озера», и второй акт из «Жизели», блистательное гран па из «Пахиты», отрывки из балетов Баланчина, хореографов-модернистов, представленные в виде пародий на театральную жизнь. Артисты-комедианты смеются над нелепостью балетных либретто, над плохой манерой исполнения, над глупостью премьеров и самомнением примадонн – словом, над тем миром, в котором сами живут. «Прелестницы» из «Трокадеро» исполняют балеринские роли в пачках, тюниках и других женских сценических платья, в женских париках, на пуантах 42го размера… . “Но мы не хотим, чтобы нас принимали за женщин, – говорит Тори Добрин, бывший премьер театра, а сейчас – художественный руководитель труппы. – Мы – мужчины, которые танцуют традиционные женские роли в женских костюмах”.
Балетная труппа всячески подчеркивает свою связь с русским балетом, но это тоже своего рода игра. Само название “Les Ballet Trocadero de Monte Carlo” ассоциируется с названием знаменитого театра «Ballets Russes de Monte Carlo», возникшего в 1932 году на развалинах труппы Сергея Дягилева.
Каждое представление начинается с анонса – «директор труппы» (по-видимому) говорит по-английски, пародируя русский акцент: «Следуя великим традициям русского императорского театра…» дальше идут перечисления замен одного артиста на другого – столь типичное явление для гастролей русского балета на Западе. Под конец следует сообщение, что «артисты находятся в ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ хорошем настроении». Перечисление фамилий самих артистов вызывает взрыв хохота образованных балетоманов ассоциацией с именами известных русских артисов: Светлана Лофаткина… Ида Невезейнева… Иннокентий Смоктумушский… Лариска Думбченко…Нина Иммобилиашвили, Алла Снизова.
Впрочем, имена балетных див и премьеров из «Трокадеро» – тоже сплошная мистификация, как и их биографии, напечатанные в программке в разделе “Кто есть кто в труппе”. И несмотря на использование русских имен, в труппе нет ни одного русского танцовщика.
Так, сообщается, что прима-балерина «Трокадеро» Ольга Суппозова, «в силу различных обстоятельств» дебютировала в России в КГБ. Когда она появилась перед широкой публикой, то на вопрос, почему она исчезла на 7 лет, ответила, что сделала это ради искусства. Лариска Думбченко до того, как бежала из России на Запад, стала первой балериной, которую запустили на орбиту. Находясь в стратосфере, она отправила на землю крем для рук…
Станислав Кокич известен в балетном мире как «забытый человек». Он написал автобиографическую книгу «Трагедия моей жизни», никому не доступную. Миколай Мудкин прославился исполнением роли Медведя в «Петрушке» Фокина и так далее.
На самом деле за этими шуточными, выдуманными именами и биографиями стоят настоящие профессиональные танцовщики, которые тяжело работают каждое утро в балетном классе, где делают классический тренаж на пальцах, что совсем нелегко для мужских ног. А вечером, освещенные огнями рампы, исполняют самые сложные па классического танца с настоящим мастерством. Так, например, смуглый Роберт Картер (Ольга Суппозова) так четко делает фуэте по диагонали на пуантах, как не каждая прима-балерина сумеет. Устойчивость на пальцах, четкость пируэтов, легкость прыжков… Правда, в прыжках у ярко загримированных красавиц в париках нет женской воздушности. Прыжки легкие, но сильные, высокие, «мужские»… У «прелестниц» мужской разворот плеч, слишком широкая талия, очертание стопы не привлекает красотой… Но, как сказал Торин, перед нами «мужчины, которые танцуют женские роли», насмешники, актеры-комедианты.
В программе, которую я видела в этом году, еще выступал один из «старейших» танцовщиков труппы Пол Гизелин (сценический псевдоним – Ида Невезеньева).
Гизелин – прирожденный комик. «Умирающий лебедя» М.Фокина – это его старый «коронный» номер. Сначала луч света шарит по сцене, не в силах «найти» и высветить фигуру лебедя. Затем, когда лебедь наконец «пойман», мы видим, что с его пачки сыплются плохо прикрепленные перышки. В какой-то момент «балерина» падает, поскользнувшись на этих перышках. Бедная Невезеньева! Она явно немолода, ее пальцы скрючились, с лица не сходит недовольно-несчастное выражение. Опустилась на пол, замерла в знаменитой позе лебедя и машет публике рукой, не меняя позы: ну хлопайте же, хлопайте!
Но я считаю эту пародию, пожалуй, единственным неудачным номером в программе, на мой взгляд, «Умирающий лебедь» не поддается шаржированию.
Яркое впечатление, как всегда, оставило исполнения второй картины «Лебдиного озера». Эта картина давно входит в репертуар «Трокс», хотя акценты меняются с изменением состава исполнителей.
Белые лебеди не так нежны и беззащитны, как в оригинальном балете, они ведут себя довольно агрессивно по отношению к Принцу и его другу Беппо. Из четырех «маленьких лебедей», которые, взявшись за руки, должны танцевать абсолютно в унисон, одна из танцовщиц все время норовит двигаться в другую сторону… Незадачливый Беппо, друг Принца, стремится сам танцевать с Одеттой, но поддержкам не обучен. Танцовщик Пепе Дафка (настоящее имя Рафаэль Морр) невысок ростом, сложение имеет субтильное, а потому роняет Одетту- Ольгу Суппозову (Роберта Картера). Одетта злиться, отгоняет от себя Беппо. Впрочем, Принц тоже не может удержать Одетту во время сложной поддержки. Но Одетта сама приходит ему на помощь. При повторении «рыбки» Одетта обнимает Принца рукой за шею, чтобы он ее опять не уронил, и радостно смотрит в зал: дескать, я знаю, как справляться с плохими партнерами.
Исполнитель принца Сергей Легупский (артист Джовани Гоффредо) очень смешно (и очень похоже) изображает немолодого премьера. Он выходит танцевать вариацию, торжественно становится в позу на начало вариации, и так и шагает по диагонали через всю сцену, не меняя первоначального положения.
В целом – это пародия на плохое исполнение классического балета.
На гастролях труппа показала и новые работы. Выделю премьеру балета «Дон Кихот» Минкуса/Петипа, Горского в одном акте. Также, как и картина из «Лебединого озера», – это пародия на исполнения классического балета в труппе не самого высокого профессионального уровня. Цыганки, мать Китри, Амур ( в исполнении высокой, плотной «танцовщицы» Майи Чикентигайа – Ихайи Миллера) – все действительно пребывают «в очень, очень хорошем настроении» и в восторге от собственного выступления. Но Чейси Джонсей (псевдоним – Екатарина Вербосович) поразил всех действительно виртуозным исполнением женских вариаций.
«Наяда и рыбак»- премьера Трокс прошлого сезона, но я видела у них этот балет впервые. Этот старинный романтический балет на музыку Цезаря Пуни был поставлен Жюлем Перро и впервые показан в 1843 году Королевским балетом в Лондоне. Позднее Перро перенес балет в Петербург на сцену Мариинского театра. Его новую редакцию создал Мариус Петипа. Рафаэл Морра, танцовщик «Трокадеро», восстановил балет для своей труппы в более поздней редакции Петра Гусева. В этом балете меньше сознательно поставленных комедийных сцен. Но исполнение роли волшебной девы мужчиной, который старательно воспроизводит романтический стиль хореографии, слегка его утрируя, создает комедийный эффект. А Лариска Думбченко (Морро) все время подчеркивает восторг от собственного исполнения, заигрывая при этом с публикой.
В наше время, насколько мне известно, в мире не существует другой труппы с пародийно-комедийным балетным репертуаром.