Владимир КУДЛАЧ
Историк, искусствовед, журналист
Актуальное искусство от Алены Рассветной
Творчество молодого одесского художника Алены Дацьо-Рассветной привлекает, прежде всего, оригинальностью интерпретации сюжетов, смелостью техники. В нем органически соединились графика, литература, фотоискусство, графический дизайн. Чтобы сотворить что-то качественно новое, нужно уметь себя ограничивать, обращаться только к тем техникам, которые близки твоему темпераменту, способу мышления; к темам – которые тебя вдохновляют и побуждают творчески высказаться.
Алена взяла созвучный ее внутреннему миру псевдоним «Рассветная». Это слово вызывает положительные ассоциации: в нем скрыто чувство надежды, ожидания, желания добра. Эта маленькая деталь не случайная, она связывает ее с любимой эпохой – «серебряным веком» в российской поэзии, для которой характерны глубокая поэтичность, меланхолия, милая нашему сердцу чувственность и символизм мышления. Алена Рассветная находит также вдохновение в творчестве реалиста Ивана Бунина, экзистенциалиста Франца Кафки, футуриста Владимира Маяковского, представителя сурового стиля Владимира Высоцкого, в универсальном мире Тараса Шевченко. Это миры, связанные между собою невидимыми нитями и имеющие мощную гравитацию. Кафка любил поэзию Ахматовой, Цветаева ей посвящала стихи, платонические чувства связывали Ахматову и Блока, которого Маяковский называл «предвестником поэзии будущего». Шевченко боготворила русская демократическая интеллигенция.
Дуализм Кафки
Дипломная работа Алены, выпускницы Одесского художественного училища 2012 года – это серия работ в сочетании коллажа и традиционной графики, посвященная творчеству австрийского и чешского писателя Францу Кафке. Тогда она впервые заявила о себе во всеуслышание как талантливый художник и креативная личность. В следующем году Алена продемонстрировала эту серию полностью в Одесском художественном музее, посвятив выставку 130-летию писателя. Техника коллажа, широко применявшаяся кубистами, а также такими мастерами как Курт Швитерс, Сергей Параджанов – броско-публицистичная, вызванная к жизни обилием печатной, аудио и видео продукции. Коллажи Алены Рассветной – это игра в перетекающем пространстве контрастных форм, разнородных пятен, фактур и текстов.
Создание серийных работ позволяет широко охватывать творчество и биографию писателей, однако требует от художника эрудиции, интеллекта. Вот как прокомментировала свое увлечение Кафкой автор работ: «Франц Кафка глубокий, мистический, контрастный, что, замечу, хорошо передается на языке графики. Это человек, живущий двойной жизнью: днем он был одним, а вечером совершенно другим – это белая и черная галка…» («кафка» с чешского – «галка»).
Символическое изображение этой птицы стало своеобразным лейтмотивом данной графической серии, которая содержит более 40 коллажей. Экспозиция в целом создает определенное настроенные, она созвучна трагическому миру Кафки, его философии экзистенциализма с преобладающими чувствами тревоги, грусти, тоски, неопределенности. Проекты Алены-Рассветной синкретичны, в них также важную роль играют видео, в которых работы автора чередуются с фотографиями и документальными сюжетами. Видеоряд сопровождается музыкой. Нужно признать, что музыка подобрана с большим пониманием и вкусом, всегда содержательна и позволяет лучше ощутить атмосферу, в которой жил и творил ее герой. Так, видеряд о Кафке усиливает сопровождающий его чудный женский вокализ, навевающий светлую печаль и невольные мысли о конечности человеческого бытия.
Благоухающая роза
Во время обучения в художественном училище Алена Дацьо активно выставляется, участвует в конкурсах. Но по настоящему на ее творчество обратили внимание журналисты и искусствоведы в 2012 году – в год окончания заведения. Как художник Алена очень стремительно вошла в искусство, и хотелось бы ей пожелать, чтобы эти обороты она выдерживала и в дальнейшем. В тот год в Одесском литературном музее состоялась ее персональная выставка, посвященная 120-летию Марины Цветаевой, и в этом же году имел место другой масштабный проект на литературных вечерах в Доме Перуцкого (Одесса). Кроме представленных живописных работ, он объединил три графические серии, приуроченные творчеству Ивана Бунина, Александра Блока и Марины Цветаевой. Дань юбилеям как свидетельство повышенного внимания общественности к выдающимся деятелям культуры, вообще характерна для этого художника.
В том же году отмечалось 125-летие Анны Ахматовой. На одной из самых престижных музейных площадок города – Одесском литературном музее, Алена Рассветная презентовала выставку своих новых работ под названием «Портреты-А».
Алена Дацьо-Рассветная – художник-романтик, ищущий возвышенное, преклоняющаяся перед красотой и величием природы. Она обожает рассветы и закаты, до бесконечности готова любоваться переливами красок и зыбкой структурой морской поверхности, но особую нежность у нее вызывают самые уязвимые и удивительные творения природы, чья красота так непродолжительна – цветы. В своей новой серии коллажей, посвященных Анне Ахматовой, она поэтично обыгрывает портреты своего кумира, вплетая в композицию розы, усиливая тем самым женственность ее образа.
Роза была доминирующим цветком в поздней лирике Ахматовой. Мне кажется, что поэт особенно близок Дацьо: через ее образ Алена выражает что-то свое личное, сокровенное, но не громко, а оберегая тайну. Благоухающий цветок, который раскрывается и жаждет жизни… Не случайно в последнее время у нее появилась серия очень трогательных фотоавтопортретов с цветочными мотивами.
«Профиль Анны Ахматовой! Он настолько мощный, выразительный! Он вам говорит, что это личность, которую нужно уважать, любить и поклоняться ей. Как художник, я посвятила Ахматовой ряд своих работ, которые свидетельствуют о ее красоте, шарме и величии», – прокомментировала свой новый проект Дацьо-Рассветная. Для нее Анна Ахматова, душа родственная и образец для подражания – талантливая, восхитительная женщина, исполненная достоинства, прожившая долгую, сложную и, вместе с тем, яркую жизнь.
Пиетет к Шевченко
В завершении хочу остановиться на еще одном знаковом проекте, который явил нам новую, замечательную грань личности этого художника – ее поликультурность. Речь о серии более чем сорока работ, выполненных в полюбившейся Алене технике коллажа в сочетании с компьютерной графикой по мотивам произведений Тараса Шевченко. Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения поэта и художника, открылась в «Год Тараса Шевченко в Украине» в 2014 году в Одесской национальной научной библиотеке. Взыскательный автор представила только тринадцать работ этой серии. Число символическое. В возрастном смысле – это переломный момент в жизни самого Шевченко («Мені тринадцятий минало…»); это Мессия и апостолы (настольной книгой Шевченко была Библия); это выражение полноты бытия и выход на новые рубежи.
Ключевой момент серии ассоциативен – изображение двухсотлетнего дуба, в кронах которого жаждущая духовности душа мудреца обретает силу и спокойствие. Удачны образно-графические находки отдельных работ этой серии, например, портрет Тараса с наложением облика поэта на убогую хату его детства с всевидящими глазами-оконницами. Паспарту также имитирует структуру дуба. Это очень удачное образное решение. Известно, что Шевченко, вернувшись из ссылки, мечтал построить на берегу Днепра дубовый дом, и даже закупил с этой целью лес.
Серия выдержана в умбристой гамме, что вызывает в памяти известные работы Тараса Шевченко, выполненные в технике сепии. Трогательно-нежный образ печальной Катерины – известный персонаж одноименной поэмы и картины Шевченко. В интерпретации нашей современницы образ героини, трактованный Шевченко реалистически, возрастает до символа чистоты и непорочности. Она подает ее фигуру фрагментарно, сосредоточив внимание только на лице, вплетая в волосы девушки лилии и разнородные белые цветы, усиливающие рефлексы. Шествующая «в никуда» Катерина ассоциируется с нежным осыпающимся на ветру цветком.
Можно и дальше углубляться в многообразный мир образов, которые вдохновенно черпает в культуре отшумевших эпох Алена Дацьо-Рассветная. Это вечная тема жизни и смерти, человеческого права на свободу и счастье. Отдельного внимания заслуживают ее проекты о Марине Цветаевой, Маяковском и Блоке.
Гуманистический посыл художника в прошлое очень важен для преемственности поколений. Этот пласт культуры, пережитый и переосмысленный таким образом, становится «актуализированным прошлым» и частью нашего настоящего.