Виталий Орлов
Нынешний 2025-й год стал для французской кинозвезды Жюльет Бинош праздничным – она возглавила жюри 78-го Каннского кинофестиваля. Знаменитая французская актриса одинаково успешно работает и с мэтрами авторского кино, вроде Леоса Каракса и Михаэля Ханеке, и с голливудскими режиссерами. В 2024 году Бинош стала президентом Европейской киноакадемии — это континентальный аналог «Оскара». В ее послужном списке награды Каннского и Берлинского фестивалей, все тот же «Оскар», премии «Сезар» и BAFTA и множество других престижных наград.
Но все эти знаковые события случились позднее того дня в 2015 году, когда я увидел знаменитую киноактрису на сцене Бруклинской Академии Музыки.
Жюльет Бинош играла главную роль в спектакле «Антигона», поставленном известным режиссером Иво ван Хоувом. Эта роль навсегда закрепила за ней репутацию также и талантливой драматической актрисы.
В 2013 году Жюльет Бинош и Иво ван Хоув (русскоговорящие зрители знают Иво ван Хоува по шумной постановке «Русские!», в основе которой пьесы Чехова) встретились в ресторане на Лионском вокзале Парижа, чтобы обсудить совместную работу. В это время режиссер в своем театре «Тонеельгруп Амстердам» намеревался ставить в сотрудничестве с несколькими другими европейскими театрами спектакль, оттолкнувшись от хорошо известной пьесы Софокла «Антигона», и искал исполнительницу на главную роль.
Ван Хоув восхищался способностью Жюльет Бинош на сцене копаться в психологии героев пьес. Идея совместной работы над греческой трагедией возникла тут же. Осталось только сделать соответствующий замыслу новый перевод «Антигоны». Они попросили канадскую поэтессу Энн Карсон создать текст для их проекта, и ее ловкий и элегантный перевод, отвечающий замыслу новой постановки – одна из реальных удач. В сентябре 2015 года спектакль был показан в Нью-Йорке.
Древние греки нередко наделяли вообще-то смертного человека совершенными качествами, но и в то очень далекое время конфликтов хватало, а некоторые оказались неразрешимыми до нашего времени.
Для многих представителей современного театра оказалась привлекательной идея разрешить современными средствами не разрешенные древними конфликты: личные интересы и власть; родственные обязательства и долг, собственная честь и выгода и проч.
Еще одну попытку в этом направлении сделал и Иво ван Хоув.
В спектакле Иво ван Хоува уже привычное сегодня почти полное отсутствие декораций: скупо обставленный современный офис, видео на заднем занавесе – как на экране для проектирования массовки, максимальная физическая приближенность к зрителю. Занавеса нет, но есть огромный желтый диск условного солнца, закрытого непрозрачным кругом. Круг открывает светило вначале спектакля, и интенсивность его света коррелирует с происходящими событиями. Вся постановка проходит в полутонах и с неярким освещением. В приглушенном цвете – дополнительный к происходящему на сцене эффект, будь то монологи главных героев или тишина, в которой Антигона предает земле (актриса буквально осыпает актера землей) тело своего брата. Наоборот, тело самой Антигоны опускают в темницу. Бинош, кажется, играет на таких же полутонах – немногословная и собранная, она выглядит на сцене хрупко и одиноко. Движения ее свободны, однако они раскрывают всю боль и тяжесть страданий. Естественный голос, в моменты кульминации переходящий в нечеловеческий крик. Но ни Креонт, ни Антигона не в состоянии создать нечто позитивное, быть истинными лидерами в демократическом обществе и сделать так, чтобы ни обязанности перед ним, ни чувство долга не вступали в конфликт с представлениями о чести и совести. Замечательный актер Патрик О’Кейн в роли Креонта – блистательный партнер Жюльет Бинош.
На встрече со зрителями после спектакля Жюльет Бинош сказала: «Это – мифы, это -архетипы, это то, из чего мы сделаны; это большие и простые вопросы, на которые нам всем приходится отвечать».
Но это была не первая моя встреча с актрисой.
В 44 года Жюльет Бинош впервые вышла на сцену как балерина. Идея испытать себя в танце пришла случайно, когда ее массажистка спросила, нет ли у нее такого желания.
Чтобы подготовиться к своему танцевальному эксперименту, Жюльет Бинош, не имевшая никакого предварительного хореографического образования, начала заниматься в Лондоне с преподавателем танцев всего за год до премьеры «In-I».«In-I» – это танцевальная постановка продолжительностью около 70 минут, состоящая из серии этюдов о любви во всех ее проявлениях: от увлечения и страсти до банальности и жестокости. Совместная постановка Жюльет Бинош и британского профессионального танцовщика и хореографа 34-летнего Ахрама Хана сочетает в себе движение и речь, давая обоим актерам возможность блеснуть в своих зонах комфорта, одновременно выдвигая их на неизведанную территорию. Спектакль был заявлен как своего рода эксперимент, предлагающий «увидеть, что происходит, когда актер танцует, а танцор играет».
В наиболее эффектном фрагменте Бинош и Хан представляют капризную пару, препирающуюся во время бального танца. В перерывах между фразами из песни Гершвина «The Man I Love» Бинош признается, что, хотя у нее есть партнер, она все еще ждет появления «парня своей мечты»
После особенно бурной ссоры Ахрам как будто приклеивает Жюльет к стене и буквально оставляет ее висеть. Жюльет со свисающими ногами производит сильное впечатление и гораздо красноречивее монолога, который она произносит, прижатая к стене.
«Айсберг» подобных художественных экспериментов заключается в том, что они могут быть более значимыми для участников, чем для зрителей. Мы можем восхищаться смелостью Бинош и аплодировать ей за поистине впечатляющее достижение для человека с такой небольшой хореографической подготовкой. Но если бы это был кто-то другой, нам, вероятно, было бы все равно. Сам по себе материал не способен перенести нас за пределы интеллектуального любопытства, где мы забываем о том, кого смотрим, и погружаемся в страсть, которую пытается передать постановка. Поэтому поклонникам Бинош, показавшей в 2009 году свой балет «In-I» на сцене БАМ, в качестве некой компенсации предложили ретроспективу ее фильмов.
В этой связи – несколько слов о Жюльет Бинош-киноактрисе.
В течение 1983 – 2024 годов Жюльет Бинош сыграла в 170 художественных фильмах и продолжает сниматься и сейчас..
Жюльет Бинош родилась в Париже 9 марта 1964 года. Ее отец Жан-Мари Бинош был режиссером и скульптором, мать Моник Сталенс, польского происхождения. Бабушка
и дедушка по материнской линии закончили свой путь в Освенциме как польские интеллектуалы.
Путь к славе оказался для Жюльет тернистым. Поначалу начинающую артистку никто не хотел снимать. Однажды она получила отказ режиссера из-за того, что, стоя в коридоре в ожидании начала кастинга, засмотрелась на плакат фильма, который не нравился этому р
А пока Жюльет работала кассиршей в супермаркете и позже шутила, что могла сделать там блестящую карьеру.
Узнав, что начинаются съемки у самого Жан-Люка Годара, Жюльет отправилась к нему. Ей досталась крошечная роль, но даже короткое появление в фильме столь великого режиссера привлекло к ней внимание. После съемок в драме «Приветствую тебя, Мария» дебютантка стала чаще мелькать в эпизодах. Первую главную роль Жюльет Бинош получила у Андре Тешине, пригласившего ее на замену выбывшей актрисы в фильм «Свидание». Фильм произвел фурор на Каннском кинофестивале, а о Жюльет заговорили как о перспективной молодой актрисе.
В 1986 году на экраны вышла драма «Дурная кровь», где молодая, но уже известная актриса сыграла Анну — юную любовницу пожилого гангстера. Актерская игра Бинош вызвала восторг у критиков и принесла ей номинацию на французскую кинопремию «Сезар». Вскоре исполнительница сумела заявить о себе и на международном уровне. Жюльет утвердили на главную роль в драме «Невыносимая легкость бытия», являющейся экранизацией романа Милана Кундеры. Лента была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус».
Перед Жюльет Бинош открывалась дорога к славе голливудской звезды. Один за другим последовали фильмы с ее участием, все более удачные, причем как у режиссеров с именем, так и талантливых молодых.
На ее счету появились премия «Сезар» и награда Венецианского кинофестиваля.
Триумфальным стало возвращение в американский кинематограф. За роль Ханны в фильме «Английский пациент» Жюльет впервые получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
Последняя по времени работа в кино Жюльет Бинош – художественный фильм «Возвращение Одиссея» итальянского режиссера Умберто Пазолини. Совместное производство Великобритании, США, Франции, Италии и Греции – вольная экранизация «Одиссеи» Гомера . 7 сентября 2024 года.
О личной жизни актриса говорить не любит. Отметим только, что у нее было несколько романов с коллегами, в том числе с Андроном Кончаловским, ставившим с ней в театре «Чайку». Отцом ее первенца – сына Рафаэля в 1993 году стал аквалангист Андрэ Алле. У Жюльет есть еще дочь Ханна. Когда актриса работала над мелодрамой «Дети века», у нее был роман с актером Бенуа Мажимелем. Он был младше ее на 10 лет. Молодость не помешала актеру стать прекрасным отцом для их дочери Ханны, но отношения с Жюльет не сложились.
Экранное воссоединение бывших возлюбленных состоялось в рамках работы над лентой «Рецепт любви» (2023), в которой актрисе нужно было играть с Бенуа бурную страсть. История закончилась тем, что сьемки стали для них возможностью примириться.
Финальный штрих для портрета: оскароносная актриса еще и талантливая художница и поэт.




