Виталий Орлов

Если следовать канонам, по которым пишут биографии, то 180-летие со дня рождения выдающегося художника, можно назвать знаменательной датой. Безусловно, я не собираюсь пересказывать  все те общеизвестные факты из жизни Ильи Ефимовича Репина, о которых в наше время можно узнать, даже не читая книг – достаточно нажать кнопку компьютера, но все же начну с даты и места рождения и упомяну то без чего новая, достойная обсуждения информация не будет понятной.

Итак, Википедия сообщает: Илья  Ефимович Репин родился 5 августа  1844 года в городе Чугуеве,  (Российская империя), а умер  29 сентября 1930 года в поселке Куоккала (Финляндия). Бурятия и Якутия и пр. – это тоже Российская империя, но вряд ли  кто-нибудь предположит, что Репин родился в Якутии и т.п. Чугуев – районный городок в многострадальной Харьковской области, а это – Украина.  Репин прожил в «Пенатах» возле Санкт-Петербурга свои последние 30 лет. Но «Пенаты» были отданы Финляндии большевиками в 1918 году, и Репин, отказавшись переселяться, поневоле стал эмигрантом. Он ни за что не хотел возвращаться в Россию,  и позднее, когда  власти решили его вернуть с помощью провокаций, в которые  пытались  вовлечь  сына, писателя Корнея Чуковского – его  друга, и подсылая других «послов». 

Сегодня,  следует не забывать, что Харьков и вся область, включая Чугуев, в течение  последних лет  подвергалась чудовищным бомбардировкам  со стороны России, практически ни на один день не прекращающимся с 22 февраля 2022 года – дня начала варварского нашествия. 

В свое время я несколько раз бывал в этом удивительно живописном городке на берегу Северского  Донца. Пока мне неизвестно, уцелели ли в Чугуеве памятные места, в особенности Художественно –мемориальный музей с работами Репина  и другими уникальными экспонатами, связанными с его именем; уцелело ли известное далеко за пределами Украины Чугуевское Военное Авиационное Училище Лётчиков-Истребителей, которое заканчивал мой отец – он среди первых поднял в воздух свой У-2, когда началась предыдущая –Вторая Отечественная война.

По правде говоря, меня прежде никогда особенно не интересовал вопрос о том, где  родился и какой национальности тот или иной художник, даже если он из пятерки самых любимых. 

В данном случае, когда есть опасение, что российский агрессор, в безумном порыве  пытаясь стереть Чугуев с лица земли, уничтожит и все то, что связано с жизнью моего земляка Ильи Репина, чьим именем  всегда гордилась  Россия, я думаю, уместно рассказать  о его юности, прошедшей в этом городе. 

Отец Ильи Репина  Ефим был военным поселянином, в прошлом участником трех российских военных  кампаний.  Род Репиных упоминается в чугуевских документах со второй половины ХVIII века. Научные сотрудники Харьковского  Государственного Университета недавно обнаружили в архивах документы, свидетельствующие о казачьих корнях  Репиных.

Предки художника по линии матери Татьяны Степановны Бочаровой обосновались в Чугуеве значительно раньше. Об этом свидетельствует широкое распространение в городе этой фамилии. 

В 1830 году Ефим Репин и Татьяна Бочарова обвенчались. Детство Илюши Репина прошло в большом доме бабушки Репина. Семья Ефима Репина  после женитьбы стала жить  в маленьком деревянном флигеле на бабушкиной усадьбе. Именно там 5 августа 1844 года появился на свет будущий художник. Дом бабушки не сохранился.                                                             

Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Туда переехала вся семья, отсюда Илья Репин уезжал в Петербург, в Академию Художеств. Когда был построен собственный дом, мама художника Татьяна Степановна открыла маленькую школу: будучи женщиной грамотной и деятельной, она собрала там более крестьянских 10 ребят и несколько взрослых, которым читала ПушкинаЛермонтоваЖуковского.  Учебных предметов  было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Первыми учениками были собственные дети – дочь Устья и сын Илья. Репин вспоминал, что они с сестренкой были самыми толковыми и все схватывали на лету.

Дом  родителей художника тоже не сохранился, на его месте установлен памятный знак.

На фото – Дом-музей И.Е.Репина в Чугуеве (2018) В этом доме, где воссоздана обстановка, типичная для Чугуева конца XIX века, Репин жил лишь год, уже будучи женатым. Но экспозиция Музея возвращает  к детству и юности Репина, которые прошли в Чугуеве. 

В семье Репиных был достаток. Если иногда  возникали проблемы с деньгами, Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.

Образованию в  семье уделялось особое внимание, Для этого не жалели ни сил, ни средств.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин.  Он был на 8 лет старше Ильи, но тем не менее мальчиков связывала в детстве очень крепкая дружба. Репин оставил много теплых воспоминаний о своем двоюродном брате, ласково называя его Тронькой. Одно из воспоминаний относится к рождественским праздникам, которые мальчики провели вместе. Трофим пришел в гости, но не с пустыми руками, а принес с собой сверток. В нем лежала коробочка, а в ней – акварельные краски и кисти. До шестилетнего возраста Илья еще никогда не видел красок. Мальчикам захотелось тут же порисовать, но в доме не было ни альбома, ни листочка бумаги. Тогда у старшей сестры Ильи Устьи они забрали «Азбуку» и начали раскрашивать нецветные контурные картинки. Репин вспоминал, что первая же картинка на глазах начинала оживать: «Арбуз возле буквы “а” делается таким спелым и сочным, что его хотелось съесть.  Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Было  чудо, когда срезанную половину второго арбуза Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!»  

Когда закончились праздники, и Трофиму нужно было покидать дом Репиных, Илья очень расстроился  и даже стал плакать. И чтобы как-то утешить младшего брата, Тронька оставил ему кисти и краски. С этого момента начинается увлечение Ильи рисованием, которое длится всю жизнь. Через много лет Репин напишет: «не будь Троньки, я, может, и художником бы не сделался». 

Получив хорошее домашнее образование, Илья вскоре снова становится учеником: в 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего мальчика  на учебу в Школу военных топографов — эта специальность, связанная со съемочными и чертежными работами, считалась в Чугуеве престижной. 

По словам Ильи Репина эта Школа была «самым желанным местом обучения, где чертят тушью и рисуют акварелью.

Школа располагалась в здании военных Штабов. Репин вспоминал, что Чугуевская школа топографов обеспечивалась самыми лучшими материалами из Лондона: качественной бумагой  и «ньютоновскими»  красками. Можно догадываться, сколько рисунков было сделано в это время, но сохранилось всего 2 – они находятся в коллекции Третьяковской галереи. 

Обучение в Школе топографов не было завершено. В 1857 году император Александр ІІ принимает решение об упразднении военных поселений, и в связи с этим расформировывается  корпус Военных топографов. 

Тогда Илья  Репин поступает  учеником в иконописную мастерскую одного из лучших художников Чугуева, представителю художественной династии  Ивану Бунакову. Свой  выбор Репин объясняет тем, что когда-то у Бунакова обучался «Рафаэль» Чугуева – Леонтий Персанов. Репин вспоминал: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».

Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. В 16 лет юноша покинул и мастерскую Бунакова,  и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город..

Репин принимает участие в росписи церквей, пишет образа, изготавливает иконостасы и за это стал получать деньги. В 17 лет он уже был известным художником-иконописцем. 

Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалеку от Острогожска — городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», 7 лет тому назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен. За роспись Сиротинской церкви Воронежской губернии Репин получил 100 рублей и уже считал, что с таким капиталом можно покорять столицу. Осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович Репин отправился в Петербург. Ему было 19 лет, когда началось его восхождение к мировой славе. 

Учась в Петербурге, Репин несколько раз приезжал в свой родной город, обычно на лето.

Последний раз художник побывал в Чугуеве в 1924 году. За это время было написано большое количество произведений, создавались портреты детей, друзей, родных, знакомых, соседей.  Главной его целью было возрождение искусства  на родине: речь шла о строительстве Делового двора. Он помнил, что еще во времена военных поселений в Чугуеве существовали «деловые дворы», где собирались талантливые люди. Репин подготовил план такого двора с мастерскими, приусадебным хозяйством, площадками для занятий спортом, парком. Из своих личных сбережений Репин выделил деньги на его строительство, а городские власти предоставили 6 десятин земли. Но события Первой мировой войны нарушили планы художника, Деловой двор так и не был построен. Лишь к 100-летнему юбилею Репина на том самом месте был построен парк, который получил имя Репина.

Репин прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет, это произошло 29 сентября 1930 года. Живя  в своем имении  «Пенаты» в Куоккале  на берегу Финского залива, за 3 года до смерти Репин попросил, чтобы его похоронили на собственной усадьбе в Куоккале.  И таким местом стала Чугуевская гора – так Репин назвал холм в память о родном городе.  

В   сочетании с талантом, поддержка его малой родины и большой семьи позволила занять Репину одно из самых видных мест в истории мирового искусства. Сестры и  братья Репина, его дети, внуки и правнуки разбрелись по свету. Впоследствии некоторые из них приезжали в Советский Союз, ходили в музеи, где находятся известные по репродукциям работы их знаменитого предка, а кое-кто посетил даже Куоккалу и Чугуев. Онлайн журналу «Факты» удалось разыскать во Франции праправнука Ильи Репина Ивана Дьяконоффа и взять у него в 2015 году интервью, в котором он рассказывает о посещении мест, связанных с именем своего прапрадеда. Здесь фрагмент из интервью, относящийся к посещению Чугуева.  

Иван Дьяконов, праправнук Репина.

«На родине прапрадеда в городе Чугуеве нашу семью принимали очень тепло, по-королевски. Играл оркестр, пел хор. Потом было угощение. Чай из самовара, невероятно вкусный каравай — несколько кусочков мы даже домой во Францию привезли… Конечно же, и борщ попробовали, и горилку. А когда приехали на место, где находился дом, в котором прошли детские годы прапрадеда, местная женщина собрала малину с растущего там кустарника и протянула мне наполненный ягодой стаканчик. Это было очень трогательно! Там, в Чугуеве, я чувствовал себя окутанным славой прапрадеда. Все стремились со мной пообщаться, дарили всевозможные подарки. Но самый большой сюрприз сделал начальник Чугуевской железнодорожной станции. Он нас встречал на перроне. А потом пригласил в зал ожиданий, который весь был украшен репродукциями картин Ильи Репина и напоминал настоящую картинную галерею. В Чугуеве на вокзале ко мне подошла маленькая девочка со своим рисунком и попросила оставить на нем автограф. Это тоже было очень трогательно. Такое запоминается».