Наверное, стандарты красоты существовали всегда. Но далеко не всегда это было “90-60-90”. Не говоря о том, что в разное время в разных культурах эстетические предпочтения различались. Например, в античной Греции были популярны густые темные брови, сросшиеся на переносице. Римская красотка должна была обладать широкими бедрами и светлой кожей, для отбеливания которой использовали оливковое масло и купание в молоке. Средневековый образец женской красоты предполагал маленькую грудь, худые руки, ноги, тонкие губы. Чтобы достичь этого идеала, девочкам с детства бинтовали грудь. В XV веке женщины часто сбривали линию начала роста волос, делая лоб выше и больше. Представительницы прекрасного пола эпохи барокко дорожили бледностью кожи, поэтому обильно покрывали ее смесью из свинцовых белил и яичного белка. Еще лицо дам украшалось причудливыми родинками, которые делались из кусочков ткани, лепестков или с помощью карандаша. Японки много веков создавали себе искусственный румянец с помощью киновари. В Полинезии маори без ума от женской полноты, а представительницы народности падаунг из Мьянмы гордятся своей обвисшей грудью.
Да, стандарты существовали, но средства массовой информации возвели их в культ. Фактически, период давления СМИ на общественное сознание довольно небольшой в проекции на известную нам историю человечества (амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности только в XIX–XX веках в ранне-индустриальных странах), но он дал возможность сколотить приличное состояние на продвижении стандартов красоты немалому количеству предприимчивых личностей.
Чарльз Гибсон (Charles Gibson) был одним из них, и одним из первых.
Собственно, богатым он уже родился в респектабельной семье в Новой Англии. Два его дедушки были сенаторами. И, заметив способности чада к рисованию, родители отправили юного Чарльза в обучение к Augustus Saint-Gaudens, видающемуся американскому скульптору, автору памятника адмиралу Фаррагуту (David Farragut) на Madison Square Park NYC и создателю Sherman Memorial в Манхэттене.
В 16, юное дарование продолжило художественно образовываться в The Art Students League of New York, но из-за финансовых проблем, возникших в семье, через два года учебу пришлось прервать. И 18-летний уроженец Массачусетса стал обивать пороги различных изданий, демонстрируя редакторам свои работы. Первым признал талант Чарльза Гибсона главный редактор журнала Life в 1886 году, заплатив художнику за несколько рисунков четыре доллара.
Надо сказать, издательский бизнес в это время в Америке был на подъеме. И графика Гибсона пришлась, что называется, “ко двору”. И главное, – ко времени! Life был юмористическим развлекательным периодическим изданием, посвященным темам, представляющим общий интерес, и сопровождался многочисленными иллюстрациями и комиксами. За короткое время стиль Гибсона стал узнаваемым и сделал его самым известным американским иллюстратором своего времени.
Через несколько лет весьма успешный представитель творческого цеха отправился в Европу, где не только продолжил свое образование, но и создал множество рисунков для американских журналов и газет, представляющих читательской аудитории нравы и моду Старого Света. Но главное, вернувшись на родину, художник создал феномен – Gibson Girl, первый стандарт красоты Америки.
Девушка Гибсона была высокой, с длинной шеей, большими глазами, с волосами, уложенными в прическу bouffant. Ее образ отражал моду на величественную, юную и эфемерную красоту, доминировавшую на Западе. Гибсон изображал своих героинь как стильно одетых, открытых и разносторонне развитых женщин, равных по статусу мужчинам. Но, кстати, не суфражисток.
Gibson Girls пользовались невероятной популярностью. Они были везде – на открытках, календарях, плакатах, предметах декора и интерьера. Художнику позировали самые популярные девушки своего времени, но, в первую очередь, – его жена и ее сестры.
В 1895 году Чарльз Гибсон женился на Irene Langhorne, дочери железнодорожного магната Chiswell Langhorne. Тесть популярного художника был личностью незаурядной, и это, мягко говоря. Южанин, воевавший в армии Конфедерации, и утративший свое состояние и имущество по итогу Гражданской войны, Чизвелл Ленгхорн, смог стать одним из самых богатых американцев, а пять его дочерей-красавиц могли похвастать завидными партиями.
Одна их них, Нэнси Астор (Nancy Astor) даже стала первой представительницей прекрасного пола, заседающей в британском парламенте.
Ирэн же вышла замуж за Чарльза Гибсона, отклонив 66 предложений руки и сердца от очень достойных молодых людей. И не прогадала. Пара прожила вместе долгие годы, в любви и благополучии.
Gibson Girls принесли их автору столько денег, что он даже смог купить журнал Life, не говоря о большоv доме и прочих приобретениях.
Правда, с началом Первой Мировой образ Gibson Girl, культивировавшийся на границе XIX-XX веков несколько померк, а после окончания Великой войны перестал быть актуальным. Для нас творчество Чарльза Гибсона – эстетический экскурс в прошлое. Но историки общественного развития считают, что рисунки знаменитого иллюстратора оказали влияние как на искусство, так и на социальные процессы – они стали первым шагом к освобождению женщин.
Каждая молодая американка хотела быть похожей на изображенных девушек. Поэтому они оставляли свои привычные занятия и спешили на теннисный корт или на поле для гольфа, учились ездить на велосипеде и мечтали о независимости.
Как не менялись стандарты красоты, но они точно перестают быть актуальными. В отличие от независимости!