Виталий Орлов
Живя в Советском Союзе, мы знали о космических полетах и космонавтах наверняка намного больше, чем о мировых законодателях моды, потому что по парижам и миланам нам ездить не позволялось, а о высокой моде кое-что было известно только из импортных журналов мод, неведомо как проникавших иногда к нам сквозь щели в «железном занавесе»… Ну, или, допустим, Майя Плисецкая, прилетая иногда «оттуда», могла обмолвиться, что это платье у нее от Кардена. Впрочем, и Майю Плисецкую мы могли увидеть разве что за валюту…
Справедливости ради нужно сказать, что и американских женщин и мужчин знаменитые европейские кутюрье баловали не часто. Вот и сейчас Бруклинский Музей искусств представил публике в Нью-Йорке впервые за 40 лет ретроспективу работ в области одежды и домашнего дизайна первооткрывателя современной моды Пьера Кардена.
Открытие выставки «Пьер Карден: Мода будущего» приурочено к космическому юбилею – 50-летию посадки на Луну космического корабля «Аполлон». В 1970 году Карден создавал дизайн для НАСА. Во время своего визита в НАСА он стал единственным гражданским человеком, примерившим скафандр Нила Армстронга, в котором тот впервые в истории человечества ступил на Луну. Тем самым создатели выставки решили подчеркнуть значимость семидесятилетней карьеры пионера эры космической моды.
Ретроспективная выставка «Пьер Карден: «Мода будущего» рассказывает о легендарной карьере одного из самых инновационных дизайнеров мира, чей футуристический дизайн и усилия по демократизации высокой моды на протяжении трех четвертей века раздвинули границы отрасли. На выставке представлено более 170 экспонатов, датируемых начиная с 1950-ых годов и по настоящее время. Это одежда от кутюрье, аксессуары, фотографии, фильмы и другие материалы преимущественно из архива Пьера Кардена. Выставка рассказывает также и о том, как смелая, футуристическая эстетика дизайнера имела повсеместное влияние не только на моду, но и на другие формы дизайна, от одежды до мебели, промышленного дизайна и многого другого.
Пьер Карден известен прежде всего своими авангардными разработками Space Age и новаторскими достижениями в моде готовой одежды и обуви в стиле унисекс, который предполагает отсутствие признаков, указывающих на гендерную принадлежность их владельца. В 1960 году он нарушил традиционный подход к моде как искусству для женщин, создав первую коллекцию мужской одежды.
Увлечение Кардена новыми технологиями, подогреваемое всемирным интересом к космическому прогрессу 1960-х годов, заметно повлияли на его модели одежды, которые впоследствии стали символом эпохи. Модели имели геометрические силуэты и часто делались из нетрадиционных материалов, их носили всемирно известные персоны и кинозвезды: от Бриджит Бардо и Лорен Бэколл до Алена Делона, Жаклин Кеннеди и Ракель Уэлч, от Марлен Дитрих до Майи Плисецкой. Воодушевленный желанием экспериментировать и «ломать каноны», он был одним из первых европейских дизайнеров, имя которого утвердилось даже в Японии, Китае и Вьетнаме.
«В течение многих лет Пьер Карден проявил себя как закройщик и дизайнер, – говорит Мэтью Йокобоски, старший куратор моды и материальной культуры Бруклинского музея. – Он действительно человек Возрождения ХХ века, чья работа продвинула далеко вперед моду и дизайн, постоянно давая обществу новое и захватывающее видение того, как может выглядеть будущее».
Выставка построена в хронологическом порядке. В нее включены узнаваемые предметы, такие как «мишень» дизайнера из его коллекции «Cosmocorps» 1960-х годов; его эксперименты в области дизайна одежды унисекс и модной мужской одежды, такой как пиджак без воротника в паре с тонкими «цилиндрическими» брюками; одежды для кино и театра, например, костюмы, которые носили Миа Фэрроу в «Денди в Аспике» (1968) и Жанна Моро в «Бухте Ангелов» (1963). Представлены клипы из его знаменитых мегамодных показов в комплексе Espace Pierre Cardin (1970 и позднее), у Великой китайской стены (1979) и на Красной площади в Москве (1991). В этих акциях участвовало более 200 000 человек.
Карден – один из немногих кутюрье, который может сам рисовать, резать, шить, заканчивать и надевать придуманную им самим одежду, однако его дизайны выходят далеко за рамки собственно одежды. Он также проектировал мебель, осветительные приборы и автомобильные интерьеры. «Кутюрная» мебель и домашний декор, нестандартные аксессуары, такие как шляпы, украшения, обувь и солнцезащитные очки, показаны на выставке вместе с архивными фотографиями и фрагментами из телевизионных, документальных и художественных фильмов. Чтобы представить работы Кардена в более широком историческом контексте, на экране показаны сцены из ранних фильмов, в которых были попытки предвидеть, как будет выглядеть будущее. К ним относятся такие фильмы, как «Путешествие на Луну» (1903) француза Жоржа Мельеса и «Что предстоит» (1936) режиссера-провидца Уильяма Кэмерона Мензиса. Костюмы, декорации и световые решения для этих фильмов дополняют футуристическую моду Кардена, представляя более полную картину увлечения космическим пространством, которое доминировало в массовой культуре того времени.
Пьер Карден – итальянского происхождения, в подростковом возрасте жил во Франции во время Второй мировой войны и служил в Красном Кресте. После войны он переехал в Париж, а в 1947 году был принят в новаторский Дом моды «Кристиан Диор». В 1950 году Карден основал собственный Дом моды, сосредоточив внимание сначала на дизайне костюмов, а затем на высокой моде вообще. Его способность лепить ткань с архитектурной чувствительностью, которая стала его фирменным знаком, была дополнена любовью к геометрии.
Для коллекции «Cosmocorps» 1964 года он разработал футуристические образы с использованием винила, металлических тканей, длинных застежек-молний и шляп, которые напоминали шлемы астронавтов. С тех пор он постоянно обращался к футуризму и новым технологиям. Карден представил свою собственную ткань в 1968 году, метко названную «кардина», которая объединила будущее синтетических тканей, превращая склеенное неразрушаемое волокно Dynel в трехмерные узоры.
Карден был первым кутюрье, который запустил серию готовой одежды prêt-à-porter в 1958 году в парижском универмаге Printemps. За эти годы имя Пьера Кардена появилось на более чем 850 лицензированных изделиях и в результате стало одним из самых узнаваемых брендов в мире.
В 1970-х, 1980-х и 1990-х годах Карден продолжал шить одежду. Он разработал куртки и пальто с экстремальными деталями на плечах, которые перекликались и с элементами дизайна китайской архитектуры, и с униформой американских футболистов. Карден использовал параболические формы в сочетании с эластичным трикотажем, чтобы «изменить форму» тела, что привело к изобретению его фирменных биоморфных платьев. Он получил множество наград не только за свою моду, в том числе три награды от Cartier Golden Thimble, но и за свои гуманитарные акции. Он также является единственным модельером, который был принят в Академию изящных искусств в Париже.
Выставка в Бруклинском музее, посвященная Пьеру Кардену, создана с отличным вкусом и изобретательностью, достойными знаменитого кутюрье. Хорошим дополнением к ней стал музейный ресторан Norm, дизайн которого стилизован под парижский элитарный ресторан «Максим», владельцем которого с 1981 года является Пьер Карден.
Особую популярность ему принесла оперетта Легара «Веселая вдова» (1905) с ее знаменитой арией «Иду к «Максиму» я». В разное время «Максим» посещали известные представители богемы от Жана Кокто до Марии Каллас.
В своей жизни Карден достиг удивительного успеха. И в возрасте 96 лет он каждое утро идет в свой офис, чтобы в очередной раз удивить мир своим изобретательным подходом к моде и дизайну.