Виталий Орлов

Бруклинский Музей Искусства представил в последнее время зрителям несколько выставок  мирового уровня, если говорить не только об уникальности экспонатов, а еще и о намерении уйти от тривиальности в подходе к созданию экспозиции и даже стремлении противостоять сложившимся историческим предубеждениям. 

В полной мере это относится  и к ныне действующей  выставке (она продлится до 13 октября 2019 года) с полным названием  «От Рембрандта до Пикассо: Пять веков работ  на бумаге европейских художников». На выставке  представлены более 100 гравюр, офортов, рисунков, акварелей, печатных изданий  и пр. таких известных мастеров, как Блейк, Дюрер, Рембрандт, Гойя, Ван-Гог, Пикассо  и других, менее известных и/или редко демонстрируемых, но не менее привлекательных – преимущественно  из обширного собственного собрания  Музея. 

По жанру – это частные портреты, острая социальная сатира, фантастические видения, яркие пейзажи, эскизы к живописным шедеврам  и многое другое. Экспонаты  организованы в четыре  хронологически широких  раздела, охватывающих период от начала XVI до начала ХХ века, а географически – преимущественно Европу, включая работы нашего соотечественника Эль Лисицкого.

Привлекательность работ на бумаге состоит в  той непосредственности, которая  словно приближает зрителя к видению и творческому процессу художника. 

Работы на бумаге редко выставляются из-за опасности  их  повреждения  вследствие  повышенной  их чувствительности  к освещению.  В то же время  гравюры и рисунки являются примерами чрезвычайных технических достижений и ярких художественных экспериментов авторов. Они также дают возможность  коснуться тем, которые нельзя отразить иным способом, в том числе определенных  провокационных и сатирических, которые находят свой отклик и сегодня. 

 

Выставка начинается с демонстрации роста бумажной и печатной культуры в шестнадцатом и семнадцатом веках. С увеличением доступности бумаги и появлением печатных изображений – сначала  с помощью гравюр на дереве , а затем офортов – стало  возможным тиражировать изображения и широко их распространять . Это привело к расширению рынка работ на бумаге и выразительным возможностям, которые появились у таких гениальных  художников, как например, Альбрехт Дюрер, чье техническое мастерство и драматические манипуляции, сопровождавшие  прогресс в искусстве печати, превратились в самостоятельную форму искусства. В первом разделе выставки можно увидеть серию работ Дюрера, в том числе крупномасштабную гравюру из восьми частей, а также работы Рембрандта и Венцеслава Холлара.

Второй раздел выставки  посвящен творчеству художников, которые были  активны  во времена Просвещения – эпохи, в которую интеллектуальные и социальные реформы пришли, преодолевая  традиции и суеверия. Художники в XVIII веке использовали гравюры, чтобы предложить свое видение  окружающего  мира. В этом разделе представлены две гравюры британского художника Уильяма Хогарта: «Джин-лейн» и «Пивная улица», обе  1751 года. Широко распространенные сатирические гравюры Хогарта увековечили мрачные реалии городской бедноты Лондона и в определенной степени  послужили  импульсом  для реформ.

На рубеже веков такие художники, как Франсиско Гойя и Уильям Блейк, начали подвергать сомнению идеи Просвещения о разуме и рационализме и вместо  них обратились к  субъективности  и эмоциям романтизма – первого  крупного художественного движения современности. В этом разделе, пожалуй, сосредоточены  основные богатства из коллекций Бруклинского Музея: «Большой красный дракон» Уильяма Блейка и «Женщина, одетая в солнце» (1803); группа офортов из одной из самых знаменитых серий Франсиско Гойи «Лос Капричос» («Каприсы», 1797–98) и два офорта из редкого цикла «Времена дня» (1805) Филиппа Отто Рунге – художника, «который представлял  гармонию Вселенной в виде символов и аллегорий» .

Последние два раздела выставки посвящены тому, как технические инновации и современные эстетические механизмы влияют на творчество художников. В конце XVIII столетия была изобретена литография, которая позволила таким художникам, как Эжен Делакруа, Оноре Домье и Теодор Жерико, немедленно создать  свои  рисунки в различных тонах и текстурах. Позднее Возрождение своими стилистически более живописными офортами  подтолкнуло таких художников, как Камиль Коро, Эдуард Мане, Берта Моризо, Эдгар Дега использовать  графит, акварель и пастель в качестве средства для композиционных и технических экспериментов. В этих разделах представлены тонкие цветные работы Эдгара  Дега «Эквестриенна» и Эдуарда Мане «L’Amazone» (1875–76) и «Женщина сушит волосы» (1889).

Работы Винсента ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна  конца XIX века демонстрируют переход от натурализма к более жесткой  выразительной эстетике. К началу и середине ХХ века, отмеченные  травмой мировой войны, такие художники, как Василий Кандинский, Эрих Геккель и Кете Кольвиц, полностью приняли  новый стиль –экспрессионизм  и демонстрируют изобразительный   словарь из угловатых, искаженных форм. Ряд геометрических абстрактных литографий Эль Лисицкого из серии «Победа над солнцем» (1923) демонстрирует напряженность ситуации, когда чистая  абстракция  все же частично уступила место предметности. 

Начался  период, когда европейские художники испытали влияние художественных стилей и национального искусства  народов Африки и южной части Тихого океана.  Это наиболее заметно  на рисунках  «Таитянская женщина» Поля Гогена (1894) и «Южное море» Эмиля Нольде (1915), а также гравюре Карла Шмидта-Роттлюффа с изображением  стоящей на коленях женщины. Здесь же  и «Обнаженная фигура» Пабло Пикассо (1906) – ранний пример влияния древнего иберийского искусства.

Выставка  «От Рембрандта до Пикассо» создана на основе коллекции работ европейских художников  на бумаге, собранной Бруклинским музеем в течение более чем 100 лет.  Самым ранним приобретением музея (1900)  были акварели  французского художника Джеймса  Тиссо, три из которых представлены на обозрение.

 

Выставка графических работ  европейских художников из коллекции  Бруклинского Музея, многие из которых выставлялись чрезвычайно редко, а некоторые – и просто  впервые, не только существенно дополняет наше представление  о знаменитых и любимых художниках-живописцах, но  имеет и самостоятельное значение, демонстрируя  уникальные изобразительные возможности  искусства графики.