«Отец русского футуризма», появись он на арт-тусовке в наши дни, произвел бы фурор как своей внешностью (стимпанк?), так и эпатажным поведением. Что уж говорить о творчестве?! Ему следовал сам Маяковский, еще бы — «Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь» со всей активностью своей неуемной натуры.

Давид Бурлюк

Алексей Крученых: «Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная».

Его учеником был Маяковский.

Это о Бурлюке он написал странные стихи, где называет его «жирным человеком с разодранным глазом». Но на самом деле Маяковский восхищался Бурлюком, как и все из его окружения. Его воспоминания о нём тоже похожи на стихи: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться».

Судьба словно изначально уготовила будущему «отцу русского футуризма» участь возмутителя общественного спокойствия — ещё с того момента, когда в детстве,подравшись с братом, он по нелепой случайности лишился левого глаза. Так и запечатлелся Бурлюк в памяти современников: со стеклянным глазом,с вытатуированной на щеке лошадкой, и с расшитой бисером серьгой в одном ухе. Стильный, богемный и эпатажный!

Но внешний вид Давида Бурлюка был лишь отражением его неспокойного внутреннего мира, наполненного энергией творчества, которой он щедро делился с окружающими. Он обладал невероятным общественным темпераментом и обострённым ощущением современности. И эти качества ставили его в самый центр художественной жизни начала прошлого века.

Давид Давидович Бурлюк. Цветущая ветка в вазе

Давид Давидович Бурлюк. Цветущая ветка в вазе

Попробуем лишь перечислить негласные звания и регалии творца: известный живописец и график, писатель и поэт, «отец» русского футуризма и кубофутуризма,инициатор революционных идей в искусстве, объединивших в одно целое столь знаковые фигуры, как Маяковский, Каменский, Кручёных, Матюшин, Хлебников,Лентулов, Гуро, Асеев, Экстер, Третьяков. Инициатор создания первого российского литературно-художественного объединения футуристов в группе «Гилея», один из организаторов новаторских объединений «Бубновый валет» и «Венок Стефанос», член общества «Союз молодёжи» и мюнхенского «Синего всадника» — лишь представьте масштаб его кипучей деятельности!

«Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать,все захватить, все слопать. Фигура сложная», — писал о нём Алексей Крученых. Еще бы — он не побоялся дать «Пощечину общественному вкусу» — так назывался первый поэтический сборник кубофутуристов 1912 г., среди авторов которого — Бурлюк, Хлебников, Маяковский.

На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.

А вот эти слова выражают суть отношений между Бурлюком и Маяковским: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая».

Несколько стихотворений Бурлюка 1910-1921:

Праздно голубой

Зеленый дух, метнул как смело камень
В глубь озера, где спали зеркала.
Взгляни теперь, как ярый вспыхнул пламень,
Где тусклая гнездилась мгла.

Как бессердечен ты, во мне проснулась жалость
К виденьям вод, разрушенным тобой.
Тебя сей миг сдержать хотелось малость
Над бездной праздно голубой.

1910

Веер весны

Посв. Сам. Вермель
Жемчужный водомет развеяв,
Небесных хоров снизошед,
Мне не забыть твой вешний веер
И примаверных взлетов бред…
Слепец не мог бы не заметить
Виденьем статным поражен:
Что первым здесь долине встретить
Я был искусственно рожден.

1916 
Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! —
В лаве бурныя морщины, —
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко — ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.

1921
Иокогама
Япония 
***

Будущий художник, поэт, прозаик и футурист родился в Украине на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии 9.07.1882 г. Учился всему понемногу по всему миру. Живопись осваивал и в России (художественные школы Казани и Одессы), и за рубежом (частные студии Мюнхена, Парижа, Баварии). С 1910-х годов становится известен России и Европе, как лидер и теоретик русского футуризма. С 1915 года переезжает в Башкирию, с 1918 — путешествует по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.

С 1920-го Бурлюк эмигрирует сначала в Японию, внедряя там идеи футуризма и впитывая японскую культуру, а затем через два года — уже в США. Там он и останется навсегда, навещая по зиме Гавану и устраивая там выставки. А в СССР Бурлюк побывает лишь два раза — в 1956 и в 1965-м годах. И, несмотря на острое желание печататься в Союзе, не сможет напечатать ни строчки. Его так и не примут в коммунистической России — станут называть «обозной сволочью» и «отщепенцем», а имя его предадут забвению. А он в это время успеет нарисовать огромное количество картин, и прославиться на весь мир, сгорая при этом от ностальгии по родине.

Давид Давидович Бурлюк. Ворота храма в Японии

Давид Давидович Бурлюк. Ворота храма в Японииб 1921г.

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз (США). Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики.
Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Воистину, в наши дни многогранное творчество столь знакового художника известно всему миру, и, конечно же, Украина заслуженно гордится своим эпатажным и таким неординарным сыном.
Давид Давидович Бурлюк. Посадка риса

Давид Давидович Бурлюк. Посадка рисаб 1920г.

 По итогам летнего аукциона Sothebys 2013 года: Картина Д. Бурлюка «Посадка риса» стала основным лотом на «русских торгах» аукциона Sothebys и была продана за 230 тысяч 500 фунтов стерлингов. Произведение было создано в Японии, куда художник отправился в 1920 году, и является свидетельством экспериментов живописца с кубофутуризмом. При жизни В. Маяковского картина хранилась в коллекции поэта.

Свежая новость.

Вторая гастроль Давида Бурлюка – 2018

О выставке

В Музее современного искусства Одессы пройдет выставка, посвященная творчеству “отца русского футуризма” Давида Бурлюка (1882-1967). В экспозиции  – более 50 произведений художника из частных коллекций: в основном, работы 40-х и 50-х годов ХХ века, а также редкие работы начала века и архивные материалы. Выставка посвящена 135-летию со дня рождения мастера, которое будет отмечаться в июле 2017 года.

“…Чуть более ста лет назад, 15 января 1914 года в Одессе с замиранием ждали скандал: на гастроли приехали легендарные футуристы Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский. Пять дней выступлений талантливых, молодых и, поэтому, смелых поэтов понравились одесской публике, так что скандала не вышло. Прошло время, и за 5 лет Давид Бурлюк, создавший как эту гастроль, так и сам русский футуризм, объездил в одиночку и в компании своих друзей поэтов и художников почти всю распадающуюся Россию, оставляя после себя очаги нового искусства.

В 1920 году художник Бурлюк покорил Японию (между прочим, вместе с Виктором Пальмовым – в будущем одним из самых известных украинских художников-авангардистов) и создал там очередной футуристический очаг, а в 1922 году оказался в США, где и провел оставшиеся 45 лет, став вполне успешным и респектабельным художником, создающим узнаваемый и несколько наивный мир.

Всю свою эмигрантскую жизнь Давид Бурлюк мечтал вернуться на Родину или, по крайней мере, свободно бывать в ней. Однако, советской культуре он был не нужен. И только в конце ХХ века произошло возвращение Бурлюка.

Вторая гастроль знаменитого художника в Музее современного искусства Одессы пройдет, думаем, опять без скандала. Добро пожаловать!”

Инициаторы выставки – известный одесский исследователь, коллекционер и меценат Евгений Деменок, а также галерея “Евро-Арт” ( г. Ровно), директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор.
Еще один акцент события – презентация альбома художника: 70 работ различных лет (1910-1967 г.г.) и статьи о нем Евгения Деменка и еще одного известного автора, исследователя Дмитрия Горбачева.

Читайте также: материалы Евгения Деменка: “По одесским следам Бурлюков”, а также “Братья Сойеры. Американские классики” (портреты Бурлюка, выполненные Рафаэлем и Мозесом Сойерами будут представлены в экспозиции).

В данном анонсе приведены выдержки из пресс-релиза мероприятия. Иллюстрации: афиша выставки, работа “Одесса” Д. Бурлюка, мемориальная доска, установленная на доме в Одессе, где жил художник, и рисунок – портрет Давида Бурлюка авторства Мозеса Сойера. Также представлены фото с вернисажа (Артхив)

 Источник.