Юрий Кирпичев

Кокаин и «Элькано»

Я видел его в Нью-Йорке. Он возглавлял колонну кораблей «Операции Парус 2012», а затем стоял у бруклинского пирса, сияя начищенной бронзой, красным деревом и надраенной тиковой палубой, воплощение морской красы и романтики: стройный белоснежный корпус, белые паруса на высоченных мачтах, экипаж тоже весь в белом, 37-мм носовая пушка и та выкрашена белой краской. А над всем этим великолепием вьется золотой стяг Испании. Недаром учебный корабль ВМФ «Хуан Себастьян Элькано» называют ее плавучим посольством.

Увы, летом 2014 г. на его борту полиция обнаружила 127 кг кокаина. Да, в Нью-Йорке каждый год изымают десятки и сотни килограммов наркотиков и еще Берроуз (не Уильям, а Эдгар, автор книг о Тарзане и Джоне Картере) в сороковых годах прошлого века торговал героином в Гринвич-Виллидж. Но впервые военный корабль, да еще парусник, оказался замешан в наркотрафике. Впрочем, наш текст посвящен иным наркотикам, гораздо более массовым, которые скрашивают жизнь миллиардам и делают ее если не осмысленной, то более-менее терпимой.

 

Пряности и «Виктория»

Назван «Элькано» в честь капитана единственного из пяти кораблей Магеллана, который вернулся из кругосветного плавания. Испанская корона удостоила его за подвиг гербом: золотой замок на золотом поле с палочками корицы, мускатным орехом и гвоздикой, увенчанный девизом на ленте, обвивающей земной шар: Primus circumdedisti me («Первый, кто обогнул меня»).

Иных наград не последовало. И не потому, что Испания была бедной страной – к тому времени в нее уже тек поток сокровищ из Америки, а оттого, что героический капитан не остался в накладе: груз пряностей покрыл все расходы на экспедицию, возместил ущерб от потери четырех кораблей, покрыл долги ‑ и принес значительную прибыль. Они тогда были в большой цене и во Франции, к примеру, за фунт мускатных орехов давали три-четыре овцы или корову.

Потому и ценились пряности, что гастрономически жизнь была скушной: ни табака, ни чая с кофе, ни крепкого спиртного. Лишь вино и пиво, слабые продукты брожения. Удивительно поздно освоили предки великий процесс перегонки! Вот вам и великое наследие античности, просвещенная Европа, цивилизация нового типа. О чем еще говорить, если приличное пиво научились варить лишь после плаваний Колумба. Даже наркотиков не хватало и пифию окуривали ядовитым дымом, а шаманы жевали мухоморы. Не уверен, что курили коноплю и опиум, какой уж там кокаин. А о чем не знаешь, того и не желаешь. Посему пользовались самыми варварскими способами жить весело и умереть быстро и особенно любили горячить кровь военными утехами и всяческим насилием.

Однако о пряностях слыхали, еще помнили апофеоз гастрономии, имперско-лукулловские времена – и вожделели. Поскольку мир, повторю, был пресен. Ну что за кухня без короля специй перца!? Без основы основ, без базиса. А его не было: ни разнообразного красного, ни жгучего кайенского, ни благородного черного, ни экзотического душистого, ни забористого чили, ни паприки! Тем более не было ароматного имбиря, шафрана, ванили и корицы, муската и гвоздики, не говоря уже о кардамоне. Только и пряностей, что горчица с хреном. Ну, петрушка еще, укроп, базилик, тмин, кориандр, розмарин. И то, строго говоря, это и не пряности вовсе, а так, приправы. Разве что лавровый лист можно с некоторой натяжкой отнести к пряностям. Сам термин появился вместе с перцем – пряный это перченый. Мир был поразительно безвкусен. Он пах луком и чесноком. И потому рвался за океан.

По сути дела, цивилизацию спасли питомцы португальского принца Генриха Мореплавателя. К тому времени Европа оказалась в геополитическом и духовном тупике: турки отрезали ее от Востока, а инквизиция от будущего. Она задыхалась сама от себя, конец был близок, Старый Свет превращался в сумасшедший дом, и дошло до того, что самых красивых женщин истребляли как ведьм. С тех пор и нет красавиц в Западной Европе ‑ и даже девиц легкого поведения приходится завозить со стороны…

*

Принц Генрих растил навигаторов, чем и славен, он верил, что море это дверь в мир и когда его ученики и последователи постучали в эту дверь – рухнули границы старого мира! Европа оказалась балконом в Атлантику, открылись новые горизонты, повеяло свежим ветром и появилось будущее. Ну а турки захлопнули дверь в прошлое, взяв штурмом последний реликт античности, Константинополь.

Океанский бриз проветрил Европу и поэтому пора перейти к нао «Виктория», на котором баск Элькано вернулся Испанию. В 2014 году в Сент-Огастине, старейшем городе США, я побывал на борту ее реплики. Нао это португальское слово, от латинского navis – корабль. Объемистый, черный высокобортный корпус, низкие мачты, 26 метров в длину, 7 в ширину ‑ вполне солидное по тем временам судно. Сейчас оно поместилось бы в бассейне яхты Абрамовича. Кстати, в последний раз в Америку нао для скорости доставил из Испании специальный огромный яхтовоз и «Виктория» терялась на его палубе среди роскошных современных яхт.

*

Вместо рулевого колеса ‑ колдершток в шаровой опоре, за ним дверь в каюту капитана, темную и тесную. В ней и жил Элькано три года, но еще хуже приходилось матросам: экипаж новой «Виктории» состоит из двадцати человек, которым тоже тесновато, а ведь при Магеллане такие суда имели команду в пятьдесят человек. Как они там помещались ‑ с кулевринами, ядрами и порохом, припасами, провизией и товарами для обмена!? И каково им было в тропиках ‑ без кондиционеров и вентиляторов, без душа и туалета? Сурово жили предки. Но цель оправдывала все.

«Виктория» прожила долгую по корабельным меркам жизнь. Спущенная на воду в 1519 г., она проплавала полвека и лишь в 1570-м, следуя с Антильских островов в Севилью, бесследно пропала во время жестокого шторма. И Элькано прожил всего полвека: в 1525 г., будучи отправлен королем в следующее плавание, он помер в Тихом океане от недоедания. Холодильников тогда не было, провизию для тропиков выбирать и хранить не умели, так что от голода гибли чаще, чем от бурь и сражений.

 

Эль Галеон

Кстати, в тот раз рядом с нао в бухте Сент-Огастина стоял еще один парусник, тоже реплика, но корабля гораздо крупнее. Это был великолепный испанский галеон «Андалусия». Впрочем, обычно его называют просто Эль Галеон. Высокобортный красавец с многоэтажной кормовой надстройкой с балконом, с батареями орудий – воплощение морской силы и мощи!

Гальюн галеона

Галеоны… Далекие острова, осененные пальмами и окаймленные золотыми пляжами, плывущие в аквамарине южных морей. Мохнатые тропические звезды над головами благородных идальго и прочих рыцарей удачи, ищущих ее за океаном. Процветающие колонии в благословенных краях – и пираты, покушающиеся на их богатства, невольники, серебро, золотые дублоны и заморские пряности – вот какие ассоциации рождает это слово!

Эль Галеон сработан добротно, довольно точен в деталях, хотя для надежности его подводную часть выполнили из стекловолокна. И хотя это еще не могучий галеон XVII века, все же несет он два десятка тяжелых по меркам того времени пушек, в отличие от малокалиберных кулеврин «Виктории». Каюта капитана большая и светлая, с посудными и книжными шкафами, она служила и кают-компанией. Выгорожена спаленка, есть выход на кормовой балкон. Имелись небольшие каюты и у старших офицеров, причем даже с удобствами: если матросы справляли свои нужды в гальюне, что под бушпритом, то здесь под кроватями красуются расписные ночные вазы!

*

Такие галеоны поддерживали сообщение между Испанией и Новым Светом в XVI-XVII веках, затем их сменили еще более мощные, которые еще долго бороздили синеву океана, вплоть до начала XIX века, пока эпоха американских национально-освободительных революций не закрыла эту славную страницу морской истории. Да, было время, когда целые флоты галеонов везли сокровища из Америки, их так и называли «Серебряный флот».

Не думайте, что мы ушли от темы! В-первых, в августе 2013 г. Эль Галеон тоже заходил в Нью-Йорк и стоял у пирса 84, рядом с авианосцем-музеем «Интрепид», романтичный, деревянный, парусный – и крошечный на фоне серо-стального гиганта. С того года и не покидает Америку. В прошлом году он возглавлял Операцию Парус-2016, которая в этот раз проводилась на Великих озерах, а на днях покинул Бостон и снова двинулся в Канаду – там, в Квебеке в июле состоится очередной парад Tall Ships, больших парусников. Да и то, любой корабль, какой бы красивый и экзотический он ни был, должен сам кормить себя. А где же еще зарабатывать на жизнь вест-индскому галеону, как не в Америках?!

*

Во-вторых, Тихий океан бороздили т.н. «манильские» галеоны, гораздо более крупные. 250 лет они везли пряности с Филиппин в Акапулько, откуда сушей их доставляли в Веракрус, а там грузили на вест-индские галеоны и отправляли в Испанию. Эль Галеон напоминает об этом, об освоении Флориды – и о галеоне «Сан Пелайо», флагманском корабле эскадры дона Педро Менендеса де Авилеса, основателя Сан-Агустина, который привез 800 колонистов и припасы. А если учесть, что помимо него в составе эскадры были иные галеоны и прочие корабли и суда, то следует признать, что свою заморскую политику Испания вела с большим размахом. И как видим, немного тоскует по временам своей силы и славы.

 

Постскриптум

Да, что касается кокаина, который посредством корабля оказался связан с именем Элькано, то кустарник кока стал известен европейцам позже плаваний смелого капитана, а сам алкалоид C32H20NO8 был выделен из его листьев лишь во времена Бальзака. Единственный же способ победить наркоманию – это разрешить ее. Как поступила умная Швейцария, обеспечив своих наркозависимых бесплатным героином. После чего наркомафия угасла, утратив источник доходов, резко упала преступность, снизились расходы государства – и количество наркозависимых.