Виталий Орлов

LaVerita-5La-Verita-2Привычное In vino veritas на этот раз опровергнуто! И сделал это известный  режиссер, писатель, хореограф  etc. Даниель Финци Паска. Он сегодня создает представления по всему миру: от драматических и оперных спектаклей до церемоний закрытия Олимпийских игр (2006 год – Турин, 2014 год – Сочи). При этом Даниель Финци Паска остается верен себе и своему стилю, и потому новая его постановка La Verità (в переводе с итальянского «Истина») на сцене Бруклинской Академии Музыки  обнаруживает уже знакомый артистический почерк, но по-прежнему поражает, вызывая уже не столько удивление, сколько восхищение. А почерк его знаком нью-йоркцам прежде всего по спектаклю «Донка: Письмо к Чехову» на этой же сцене БАМ в 2012 году, который был, мягко говоря, откровением, и не для меня одного. И хотя Чехова как только ни ставили во всем мире, этот – поражал! Можно ли себе вообразить  нечто, что называлось бы «Чехов и цирк»?

 

Швейцарский режиссер Даниель Финци Паска, он же автор сценария представления, вообразил. Строго говоря, он, собственно, Чехова и не ставил! Режиссер вообразил, что пишет ему письмо. Зачем? Мистер Паска ответил на этот вопрос так: «Жизнь Чехова на Сахалине безмерно меня впечатляет. Для чего он туда поехал? Он ведь, по сути, был там наблюдателем, внимательно описывал происходящее — объективно, без эмоций. Это ужасно интересно. Именно после прочтения сахалинских очерков я и захотел поехать в Россию». По признанию режиссера, «Донка» вобрала в себя не только произведения Чехова, но и его жизнь, дневники и даже записи из дневников его редакторов, включая никогда не публиковавшиеся тексты.

 

Некоторые рассказы Чехова по какой-то неуловимой ассоциации тогда вдохновили этого эксцентрического режиссера на экстравагантное и очень любопытное представление. Акробатика сочеталась с травести, философские рассуждения – с жонглированием, а звук лопнувшей за сценой гитарной струны заменен пронзительным женским вокалом под щемящий аккомпанемент аккордеона. (Аккордеон появляется и в новом спектакле примерно с той же целью).

La-Verita-4

La-Verita-1Своим представлением La Verità, в котором участвуют выдающиеся мастера швейцарского цирка Maverick: акробаты, воздушные гимнасты, эквилибристы, иллюзионисты, жонглеры – режиссер на этот раз отдает дань художнику Сальвадору Дали. Представление похоже на некий грандиозный  сон-водевиль, в котором носороги от Дали способны быть жонглерами, и наоборот: его же фантастические существа с неподдельным интересом смотрят на то, что делают воздушные гимнасты; с неба, как дождь, сыплются пробки от бутылок, а по сцене движется, то и дело спотыкаясь, своенравный  акванавт, напоминающий Сальвадора Дали  и теряющий важный атрибут своей экипировки – антенну. События водевиля разворачиваются на фоне точной ручной копии полотна Сальвадора Дали «Тристан и Изольда».

Его образы как бы сходят с полотна на сцену, несколько деформируясь, и начинают жить собственной жизнью, но воплощая в то же время движение и мысли, заданные полотном. Правда, тут же, один ведущий спрашивает у другого: «А кто из них Тристан, и кто – Изольда?». Это вызывает смех! И  действительно какой же цирк без смеха, без клоуна? Но смех в спектакле есть, а клоуна нет!  И здесь-то и происходит самое интересное.

Режиссер, чтобы лишить привычной помпезности традиционные цирковые номера, предлагает артистам самим иронизировать над своими же трюками или трюками своих же товарищей во время их выступления. В ход идут и пародийные репризы, и слегка карикатурная одежда, имитирующая одеяния неведомых древних цивилизаций, и остроумные комментарии на несуществующем языке – и тут мы с гордостью вспоминаем нашего гениального соотечественника Ося-сяя, нашего любимого Славу Полунина, который, кажется, и придумал этот жанр, с его трогательной до слез самоиронией, проникающей до глубины души.

Спектакль  La Verità  потрясает как взрыв – взрыв  цвета, красоты, непривычного юмора. Вдохновленный необузданной фантазиией художественного гения Сальвадора Дали, режиссер  создал представление – сплав цирка, танца, музыки, водевиля и – виртуозного     мастерства исполнителей.  Премьера  La Verità в 2013 году – последняя  в ряду великолепных цирковых проектов, задуманных и осуществленных  Даниелем Финци Паска.

Donka-1

Даниель родился в Лугано в 1964 году в семье фотографов. Его детство прошло в семейной фотолаборатории отца, деда и прадеда. В цирковой мир Даниель пришел из гимнастики, а первые шаги на арене сделал под руководством клоуна Фери. Но в 1983 году Даниель уехал в Индию, чтобы участвовать в волонтерской программе помощи неизлечимо больным людям. Вернувшись в Швейцарию, вместе со своим братом Марко и Марией Бонзаниго он основал театр «Сунил», в постановках которого сочетаются актерская игра, клоунада и танец. Сами основатели называют эту театральную технику «театром ласки».

Даниель Финци Паска был осужден на короткий тюремный срок за отказ от военной службы. В камере он работал над пьесой «Икар» – монологом, рассчитанным на одного зрителя. Спектакль, за последние 20 лет исполненный Паской 700 раз на шести языках, покорил публику всего мира. В этой ранней работе уже прослеживаются будущий стиль и эстетика его труппы.La-Verita-3

Для театра «Сунил» Паска создал и поставил 20 спектаклей, сыгранных в 20 странах. Все его постановки глубоко гуманистичны, но при этом в них силен элемент игры и шутки. В 2005 году Д.Ф. Паска поставил для Цирка Дю Солей шоу Corteo по собственному сценарий. Его посмотрело более трех миллионов зрителей во всем мире. Спектакль «Донка. Письмо Чехову» режиссер поставил по заказу Московского Международного театрального фестиваля имени Чехова. Премьера, приуроченная к 150-летию со дня рождения Чехова, состоялась 29 января 2010 года в московском Театре имени Моссовета. В 2011 году Д.Ф. Паска поставил оперу «Аида» в Концертном зале Санкт-Петербургского Мариинского театра, а 23 июня 2012 года там же в его постановке состоялась премьера «Реквиема» Верди.

Заупокойная молитва  в руках постановщика цирковых шоу и его команды превратилась в яркое мистическое действо о смысле жизни и загробном мире. У хора на сцене завязаны глаза, нарочитая слепота участников постановки – метафора мира ангелов, который существует параллельно скорбящим.donka-3

«Мы очень часто в жизни видим кровь. В этой музыке она тоже слышна. Но мы хотели сделать так, чтобы Божий гнев казался не таким страшным; чтобы даже ребенок, если он подумает о смерти, мог спать спокойно», – поясняет ход своих мыслей Даниель Финци Паска.