Интервью с Максимом и Юлей Волошиными
вела Татьяна Бородина
Нью-Йорк, 2015
Во время моего недавнего приезда в Киев мы с подругой отправились на выставку в галерею «Мистецька збірка». Пройдя через парк Шевченко и зайдя во двор, хорошо знакомого мне с детства, большого серого дома на бывшей улице Репина, ныне Терещенковской, мы попали в уютную картинную галерею. Там проходила выставка Елены Рыжих, в удивительные, яркие картины которой я тут же влюбилась.
Мы бродили по залам, любовались работами, вели неспешный разговор с художницей, когда к нам подошли молодые парень и девушка, и представившись, как владельцы «Мистецької збірки», пригласили на чай. Неужели действительно, я не ослышалась и это их галерея, им едва ли есть 30 лет…
Оказалось, все верно – 10 лет назад Юля и Макс Волошины основали свою галерею, а в прошлом году украинский Forbes включил их в список людей, достигших успеха в возрасте до 30 лет. Также эта пара фигурирует в списке TOP-30 украинских арт-коллекционеров.
Знакомство было приятным и интересным, поэтому спустя несколько месяцев я была рада снова встретится с ними, но уже в Нью-Йорке, на выставке современных украинских художников, которую Волошины привезли в США и демонстрировали в Украинском институте Америки на Музейной миле.
– Юля, Макс, как, почему и кода вы отважились на создание своей собственной галереи?
Максим – Началось все с мечты…
Юля – и с идеи…
М – Это было давно, в 2006 году. Мы тогда были студентами.
Ю- Но идея появилась раньше, можно сказать это была детская мечта Максима.
М – Мы начали с выставки. Но не в нашем помещении, а в Украинском доме. Свое помещение открыли в 2007 году. Нам уже 10 лет.
У меня творческая семья. Мама – философ, а папа – искусствовед, художник, коллекционер. Этот мир мне был всегда близок.
Ю – Когда мы познакомились с Максимом, он мне рассказал о своей мечте, и она меня очень увлекла.
М – На первое свидание я пригласил Юлю на экскурсию в русский музей (смеется). Она тогда, наверное, подумала, что я очень странный парень – не в ресторан, не в клуб, а в музей позвал …
Ю – Да мы пошли в музей на улице Терещенковской, теперь у нас между музеями Русского искусства и Богдана и Варвары Ханенко на той же улице своя галерея.
Т – Это случайность?
Ю – Так сложилось. Мы долго искали помещение, нам ничего не подходило. Но когда нам предложили подвальное помещение на Терещенковской – мы сразу согласились. Это место мечты: исторический центр города, парк и улица такая тихая, очень красиво вокруг. Правда, подвальчик требовал серьезного ремонта. Но мы решились. Тогда нам было по 20 лет, мы плохо представляли, что нам предстоит и во что это выльется. Наверное, оно и к лучшему.
М – После года ремонта мы наконец открыли галерею. Начали выставкой “Пейзаж в украинской живописи 20-го века”. Нас интересовал украинский соцреализм.
Т- От куда же у вас были картины для такой серьезной темы?
Ю – Мы ходили в клуб коллекционеров, связывались с нашими друзьями, просили работы у знакомых.
М – Но много было и наших картин. Не все коллекционеры хотели давать нам работы для выставки. Их можно было понять – какая-то молодежь просит работы… Где выставка? Помещения еще никто не видел, а я говорю, “дайте мне работу за 100 тысяч” (смеется). Но многих уговорил и собрал экспозицию.
Т – Кто же был представлен на вашей выставке?
М – Н. Глущенко, Т. Яблонская, К. Трохименко, С. Григорьев, С. Шишко, З. Шолтес, В. Цветкова, А. Кашшай, В. Габда, П. Столяренко, Ф. Захаров. Закарпатская школа была хорошо представлена.
Ю – У нас первая выставка шла целый год. Мы не могли решить какую нам дальше делать. Мы работали и учились одновременно.
Т – А ошибки были?
ОБА – Конечно. Были разные истории… К примеру, нам продавали подделки, причем наши знакомые.
Т – Но вы же привлекали экспертов?
М – Мы всегда привлекали экспертов. Плюс мы тоже хорошо теперь разбираемся. Вот недавно был случай, ко мне знакомый коллекционер заносит 7 работ и говорит там П. Столяренко, Н. Глущенко, С. Шишко, В. Цветкова. Я посмотрел и говорю – “как-бы”. Он спрашивает, почему “как-бы”? Потому что все это фальшивки. Его жена купила это в Крыму тысяч за 80! А это вообще ничего не стоит, ну может долларов 500! Он засомневался, поехал к экспертам, заплатил деньги и услышал ответ слово в слово то, что я ему сказал.
Т – Вас отец научил этому?
М – Кое что я узнал от отца, но сейчас я лучше разбираюсь, чем он. Мы ходили к экспертам как на работу. Брали картину и отправлялись к эксперту, там полдня сидели,- нам все рассказывали. Представьте, мы провели экспертизы нескольким тысячам работ. Участвовали в процессе, смотрели, слушали, вникали. Мы интересовались, как эксперты работают, и теперь нас не обманешь. Бывают случаи, когда я сам сомневаюсь. Тогда обращаюсь к экспертам, чтобы сделать технологический анализ, взять пробы краски.
Т – Это не просто сделать галерейных бизнес рентабельным. У вас получилось?
М – До открытия своего помещения было проще заработать деньги. (смеется). С галереей много накладных расходов. Тем более, что через год после открытия наступил экономический кризис не только в стране, но и в мире.
Т – Но в стране существует спрос на картины, вы работаете с покупателями, с художниками, возите по миру выставки.
М – Само собой, в галерейной деятельности работа с покупателем большое дело. За время нашего существования мы сумели наладить успешные коммерческие отношения с целым рядом не только коллекционеров, но и просто заинтересованными ценителями искусства. Таким образом, на сегодняшний день у нас уже существует определённая «клиентская база».
Но мы никогда не ставили для себя бизнес-составляющую нашего дела на первое место. Наше основное внимание обычно сосредотачивается на нестандартных кураторских проектах, очень часто с социальным уклоном. Экспериментируя с новыми подходами к формированию художественных концепций, мы стремимся к всестороннему расширению нашей деятельности.
Т – В чем ваша цель?
М – Начинали мы с классического формата, но за годы работы нам удалось создать новую, оригинальную концепцию своих интересов. Нас заинтересовало современное искусство. Мы смогли наладить продуктивные творческие и бизнес-отношения с интересующими нас художниками.
Сейчас нам очень интересно сотрудничать с молодыми авторами: это новое поколение художников с другим мировоззрением, видением искусства. Среди них Михаил Деяк, Анна Валиева, Артем Волокитин, Татьяна Малиновская, Степан Рябченко, Богдан Томашевский, Никита Кравцов, Дарья Кольцова Роман Михайлов, Роман Минин, Нина Мурашкина. Поддерживаем в сборных проектах начинающих авторов.
В то же время мы работаем с именитыми, состоявшимися художниками такими как: Анатолий Криволап, Виктор Сидоренко, Александр Ройтбурд, Николай Маценко, Олег Тистол, Виктор Дейсун.
Т – Вы упомянули о социальной составляющей, в чем она?
М – Мы продвигаем украинское искусство. У нас такой девиз: человек, который вошел в галерею и человек, который вышел – это два разных человека. Если ты побывал у нас, то уже немножко изменился: от самой выставки, от общения с нами, от новых горизонтов, которые открылись, от новых ощущений.
Мы стараемся делать выставки, которые могут влиять на людей, не просто концептуальные, а социальные проекты. К примеру, у нас был очень интересный проект “Рисунки на заборе”, “Согреть Украину”.
В проекте «Рисунки на заборе», он был в 2014 году – мы установили в своей галерее по периметру 18-метровый забор, покрашенный в зеленый цвет, с калиткой. Идея была в том, что забор создает замкнутое пространство – метафору изолированной Украины. Люди приходили и писали, и рисовали на этом заборе свои мысли, цитировали стихотворения Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки, известных поэтов, рисовали картины – это как Фейсбук получился своего рода.
Т – Вы сохранили этот забор? Это же уникальная вещь получилась!
Ю – Да, он у нас есть, мы его разобрали, и он хранится на складе. Его можно выставлять опять, и люди будут снова писать и это будет продолжение и что-то новое. А лет через двадцать — это будет уже как летопись времени.
М – Это был очень интересный проект, потому что получилась как терапия своего рода. Люди приходили и писали свои мысли. Темы разные были, ну, 50 % все-таки касались политики…
Приезжали, например, люди из Донецка, которые говорили, что нет – это с Украиной мы не согласны, писали свои позиции. Были из Крыма… разные люди, разные мысли.
Ю – У нас есть план этот забор летом где-то опять поставить.
Т – Замечательный проект, надеюсь летом застать его продолжение.
Но сейчас мне бы хотелось поговорить о прошедшей зимой в Нью-Йорке выставке украинского искусства. Вы привезли 29 картин восьми современных украинских художников и выставили их в Украинском Институте Америки. Получилось грандиозно.
Ю – Спасибо. Мы совместно с Украинским Институтом Америки сделали проект New Perspectives. Он включал в себя работы Михаила Деяка, Анны Валиевой, Артёма Волокитина, Татьяны Малиновской, Николая Маценко, Степана Рябченко, Романа Минина и Олега Тистола.
Выставка получилась интересная и разнообразна. Раньше только отдельные художники участвовали в подобных проектах. Это впервые украинская галерея организовала большую, полноценную выставку в США.
Т – Выставка прошла очень успешно. Считаете ли вы, что у украинских художников хорошие перспективы на американском рынке?
М – Такая галерея, как наша, собственными силами может сделать один-два подобных проекта в год – это не простое и достаточно затратное дело. Но если бы была меценатская поддержка, то могло бы быть 4-5 проектов в год и в Америке, и в Европе, и это дало бы необходимый толчок к расширению спроса на наших художников. Могли бы начаться разговоры – ничего себе, украинское искусство и там, и там, и там!
А коллекционеры – они ведь «стаями» перемещаются: выставка в Майами – они все в Майами, выставка в Базеле – они все в Базеле, одни и те же лица. И если на пути своего следования они постоянно будут видеть украинское искусство, то поймут, что его кто-то продвигает, и что есть смысл обратить на него внимание.
Т – Да, без меценатов искусству не пробиться…. Вы думаете, что в нынешние тяжелые времена найдутся те, кто будут вкладывать средства в национальных художников.
М- Нужен патриотизм нашего капитала. Почему бизнесмены едут и покупают Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса, но игнорируют украинских художников? Да, я понимаю, что это хорошее вложение денег. Но если при правильном подходе вы будете вкладывать в украинских художников, делая тем самым их известными и престижными, то это будет куда более правильное вложение.
Потому что незачем вкладывать в футболистов, которые стали чемпионами мира 20 лет назад, нужно вкладывать в новых чемпионов. Пабло Пикассо или Энди Уорхол – это уже чемпионы. Если ты инвестор, ты на них не заработаешь много денег. А молодые украинские художники, если приложить усилия к их популяризации, действительно могут стать новыми звёздами.
Т – На выставке в Нью-Йорке, у вас как раз были новые звезды. Расскажите хоть немного о художниках чьи картины побывали на выставке и о работах особенно заинтересовавших нью-йоркского зрителя.
М – Артем Волокитин – молодой, он очень уже успешный художник, который представлял в этом году Украину на Венецианской биеннале. У него интересная сложная техника. Кажется, что перед вами принт, но это живопись на холсте. Сейчас у него новая тема – салюты. Это метафора красоты и разрушения.
Степан Рябченко. Его работа была на выставке, которую мы организовывали – “Твори искусство, а не войну”. Речь шла о том, что более 40 лет назад, Турция, захватила часть Кипра. Но Кипр, все равно, восстановился, стал процветающим. И мы говорим, что так же будет и в Украине.
Михаил Деяк представил работы из серии «Эмоции братьев Кличко». Также были представлены произведения из цикла «Сущность вещей». В нем Деяк рисует стулья или табуретки, но не как объекты, а как людей, наделяет их личностью. Это странные минималистские вещи, которые очень привлекают, завораживают. Сейчас Михаил Деяк пишет работы в уникальной технике на стекле.
Николай Маценко и Олег Тистол вместе входят в группу «Нацпром». У них совместная мастерская, и они исследуют различные стереотипы украинских людей и т.д. Интересные художники и очень интересные работы.
Роман Минин родился в Донецке в семье шахтера. Неудивительно, что тема работ Минина – шахтер и его мир. Художник говорит, что на Донбасе, все получают копейки за свой труд и все молчат… И то что происходит – это награда за молчание.
Т – Действительно, на выставке были сильные, пронзительные работы, очень современные. Хочется, чтобы ими заинтересовались коллекционеры. Каково положение современного украинского арт рынка, каковы его перспективы? Какой совет вы можете дать собирателям искусства?
М – Да времена непростые. Многое оказалось мыльным пузырем и исчезло. Остались те авторы, которые действительно создают нечто ценное и уникальное. Их поддерживают арт-дилеры, галереи, фонды, коллекционеры.
Сейчас можно купить работы современных авторов по лояльным, невысоким ценам. Арт-дилеры и галеристы готовы торговаться. Но за бесценок хорошие картины вы не найдете, разве что только этюдную работу. Мой совет, все-таки покупать работы высокого качества, которые характеризуют художника, и не гнаться за тем, что очень дешево, так как существует высокий риск приобрести фальшивку.
Цены снизились на 20-30%, но не на всех авторов, в основном на классиков. Коллекционеры пережидают. У них есть определенный денежный запас, и они не будут отдавать лучшие работы за бесценок. Но те, кто вынужден продавать, действительно снижают цены. Поэтому более выгодного времени купить хорошие картины по низким ценам уже не будет.
В плане выбора произведения я рекомендую клиенту прислушиваться к собственной интуиции. Останавливаться на тех работах, что вызывают “Oh my God!” реакцию.
Т – Сейчас в Киеве вы проводите выставку 10 x Young. Несколько слов о ее идее
Ю – На выставке представлены десять молодых и успешных художников. Их работы продавались на мировых художественных аукционах и выставлялись на престижных международных выставках, в галереях, получали призы и гранты.
М – Идея в том, что сейчас наш арт-рынок требует новых, нестандартных идей, свежей крови. Именно молодые художники предлагают новый критический взгляд на искусство, на общество.
В нашу десятку входят: Артем Волокитин, Михаил Деяк, Степан Рябченко, Роман Минин, Дарья Кольцова, Антон Логов, Роман Михайлов, Богдан Томашевский, Анна Валиева, Никита Кравцов. Со многими из этих художников мы сотрудничаем на постоянной основе.
У каждого из этих художников – свой уникальный стиль, они очень разные. Но выставка получилась на удивление гармоничной и цельной. И темы подняты самые разнообразные: от социально-политических до философских.
Например, Дарья Кольцова в работе «Теория защиты» с заклеенными особым узором стеклами. Так люди заклеивают во время войны свои окна, чтобы они не разлетелись вдребезги от взрывной волны. Казалось бы, простой образ – а в нем столько тревоги, столько боли. Это история десятков тысяч людей, в чей дом пришла война.
Ю – В рамках проекта художник Богдан Томашевский даже распилил пополам собственную работу. Это была акция-протест против разделения общества по определенным признакам: политическим, религиозным, культурным. Огромное панно размером 170х180 с сотнями глиняных человеческих лиц он создавал несколько месяцев. А потом распилил его пополам, зеркально перевернул половины и заново их соединил.
Экспериментировал и Михаил Деяк. В этот раз он представил объёмную работу из металла. Металлический лист подвешен в воздухе и очень напоминает огромный скомканный бумажный листок. Получается такой эффект невесомости. Хотя на самом деле материал очень благородный и прочный.
М – Еще мне нравится работа Романа Михайлова. Она называется «Иллюстрации к первому тому» и состоит из 45 акварельных рисунков формата А4. Так художник предлагает зрителю создать еще ненаписанную книгу по иллюстрациям. В общем, на этой выставке, каждый гость находит нечто свое. Это – игра для ума и пища для души.
Т – Спасибо Юля и Максим за интересное интервью и за вашу экстраординарную работу. И, главное, успехов украинскому искусству в покорении мира. Я уверена его узнают и полюбят, и будут собирать самые знаменитые музеи и коллекционеры в мире.