Виктория Курченко
Разливалась в пространстве феерия,
золотая труба у Валерия
так пронзила витринный клавир –
джаз застыл, превратившись в эфир!
Внимание – 4 ноября – не пропустите!
“New Look Evening” in Zinc Bar!
6 p.m. – 8 p.m. арт-шоу, продажа картин и встреча с авторами, показ фильма,
в 8 p.m. – джазовый концерт.
Когда-то, достаточно давно, еще в советские времена, один паренек, находясь в пионерском лагере, уговорил старших ребят дать ему горн, – ну очень хотелось подудеть в настоящую «трубу». Впервые прикоснувшись к инструменту Валера смог в точности повторить только что услышанную им мелодию. “Эта была моя первая встреча с публикой”, – смеясь говорит Валерий Пономарев, легендарный трубач – первый русский, сбежавший в США к своим джазовым кумирам. Его путь в США – это отдельная увлекательная история, которую он описал в первых главах своей нашумевшей книги «На оборотной стороне звука».
Вот что рассказывает Валерий Паномарев, о своем приезде в Нью-Йорк, в интервью корреспонденту Elegant New York: «Да, это было совершенно невероятно, я попал в какой-то иной, нереальный мир, наполненный знакомыми по магнитофонным записям звуками и ритмами джаза. Ведь, живя в Москве, я знакомился с джазом по записям, сделанным с «Голоса Америки». До того, как я впервые услышал запись «Прогулки по блюзу» Клиффорда Брауна, у меня были смутные представления о джазе. Но то, что я услышал, превзошло все мои ожидания: не только живая страсть, но и абсолютная точность, чистота и совершенство каждой ноты соло трубы совершенно потрясли меня. Звучала настоящая, неприкрытая, неподдельная Правда. В тот момент я понял, что мое музыкальное существование может быть связано только с такой музыкой…»
Поселившись в Нью-Йорке, он окунулся с головой в джазовое пространство города и вскоре понял, что неразделим с этой невероятной и очень близкой по духу молодому музыканту, культурой свободного мира.
И снова приведем слова Пономарева: «В 73-м году я приехал в Америку. И вы знаете, обо мне по всему Нью-Йорку прошёл слух: приехал парень – играет, как Клиффорд Браун. И стали меня называть «московский Клиффорд Браун».Оркестр, в котором он играл, после его гибели, уже не существовал – он молодым погиб в автокатастрофе, еще в 1956 году. В 1990 году, в память о Клиффорде Брауне, на его родине – в городе Wilmington, штат Delaware, решили сделать большое выступление, – собрали весь его оркестр, всех тех же людей, которые с ним записывались. А на месте Клиффорда кто- Валера. Вот так было. Жизнь такие создаёт ситуации, их придумать невозможно. Как часто говорил Арт Блэйки “Правда жизни – она невероятнее выдумки”. Никакой писака этого не придумает. Знаешь правду – не бойся её сказать. Он всегда так говорил: “If you know the truth – don’t be afraid to say it.”
Великий Арт Блэйки и его оркестр Jazz Messengers (“Посланцы джаза”) приняли молодого исполнителя в свои ряды, он стал своим в этом новом для него мире. Пономарев начал играть музыку, которую изучал тайком, прослушивая на бобинах записи не самого лучшего качества. Таким образом был достигнут его первый успех, ибо когда не сомневаешься в своих действиях мечты начинают сбываться.
Валерий Пономарев: «Через несколько лет, когда я уже играл в оркестре, Арта Блэйки скажет: «Валерий был «посланцем Джаза» задолго до того, как он поступил в оркестр «Посланцы джаза».
С конца 76-го по конец 80-го, я безостановочно путешествовал с «Посланцами» по всему миру, выступая в лучших концертных залах, клубах, на радио, участвовал в фестивалях, и телевизионных передачах и записал одиннадцать пластинок с Артом Блэйки и «Посланцами джаза». Это была дикая мечта и невероятная история поступления в этот легендарный оркестр.Чтобы парень, из Советской России, оказался в лучшем в мире джазовом оркестре, который традиционно всегда был только из музыкантов афро-американского происхождения! До сих пор этому не верят. До сих пор люди думают, что это всё какая-то выдумка. Но это правда, я играл с Артом Блэйки и записал с ним вместе много дисков.»
Сегодня искусство джаза обладает сложными ментальными кодами, но тем интересней новое мышление сегодняшних импровизаций Валерия Пономарева, открывающего оригинальные ракурсы в знакомых мелодиях, создающего невероятные и захватывающие пассажи в современных композициях, продолжая бесконечный путь джазовой культуры Нью-Йорка. Его мастерская находится в одном из уютных баров Гринвич Виллидж. В ней он создает свой музыкальный мир, где живет преемственность поколений, рождается новое и сохраняются традиции, заложенные великими музыкантами, такими, как Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Артом Блэйки.
В клубе “Zinc” по адресу: 82 West 3 Street, 4 ноября 2015 года, стартует новый проект-“Джаз сквозь культуру”, призванный соединить в одной вечерней программе музыку, литературу, живопись, документалистику. 4 ноября, на первой встрече в новом формате, запланирован показ фильма “Набоков” – о работе писателя в США, где он создал свой самый популярный роман “Лолита”. В этот же вечер, Zinc Bar, на несколько часов превратится в артсалон, где произойдет встреча с художниками и выставка-продажа их картин и фотографий. Этот вечер откроет новое начинание в Zinc Bar.
Литературные чтения, которые уже привычны посетителям заведения по предыдущим годам, теперь немного изменятся тоже. В этом сезоне они будут включать англоязычные тексты как классиков, так и современных американских авторов. Само собой, пишущие по-русски или на двух языках, продолжат свои выступления, ведь уже созданы джазовые композиции на стихи Елены Литинской, Александра Долинова, Ирины Акс, Рудольфа Фурмана, Бориса Борукаева, Юрия Бердана, которые теперь будут профессионально исполняться не только Валерием Пономаревым, но специально для этой цели приглашенными певцами.
Проект “Джаз сквозь культуру” – часть общего интеллектуального поля Нью-Йорка. С января 2015 года, по пятницам, в Метрополитен музее, в просторном патио испанского замка начала XVI века, стали проводиться джазовые концерты, на которых музыка XX века звучала в атмофере искусства разлиличных исторических периодов от средневековье до наших дней.
Нынешняя осень подарила нам живопись Арчибальда Мотли (Archibald Motley), представленную в музее американского искусства Уитни. Выставка называется “Модернист эпохи джаза” – JAZZ AGE MODERNIST, она экспонируется до 17 января 2016 года и расположена в новом здании по адресу: 99 Gansevoort Street, New York, NY.
Через сюжеты своих полотен художник передает настроение людей в момент танца, пения, развлечений, отдыха. Мотивы радости и веселья редки в контексте философии и искусства в целом, ведь вызвать положительные эмоции труднее предать, чем отрицательные. Мотли проводит нас по злачным местам, дешевым ресторанам, окунает в нравы разных социальных слоев, демонстрирует темперамент и настроение досуга афроамериканской Америки. В каждом образе присутствует подлинное человеческое достоинство и искреннее праздничное настроение. Картины художника говорят о том, что несмотря на все невзгоды и трагедии, человек создан для радости, а не для страдания, даже если нужно потратить много усилий для того чтобы найти для себя хоть не на долго уголок, где тебе будет хорошо, спокойно, весело и комфортно. Этот же постулат, из недр неволи, доносит и джазовая музыка, обогатившая энергией преодоления, современный мир.
Нью-Йорк – город джаза. Клубы: Fat Cat, Village Vanguard, Jazz Standard, The 55 Bar, Smalls, Blue Note Jazz Club и другие, кроме музыки, предлагают возможность поиграть в пинг-понг, шахматы, бильярд, помечтать сидя на мягких диванах, насладится приятной атмосферой с бокалом вина или коктейлем в руке. Это конечно здорово, но Zinc Bar, в котором “шоуменит” Валерий Пономарев, выгодно отличается от многих интеллектуальной тональностью вечеров. Валерий не только способен “завести” зал, но и часто уводит публику в былые времена, рассказывая о интересных моментах своей творческой жизни, об истории джаза, о тонкостях создания музыкальных композиций и импровизаций.
Нам всем, объективно, трудно оторваться от своих дел в конце рабочего дня, найти возможность для общения, для знакомства с чем-то новым. При изобилии развлекательных событий, слушать привычные вариации оркестра, на первый взгляд, кажется нелогичным. Но в этом все и дело – чем больше мы уступаем своему рациональному, тем счастливее становимся, открывая возможность переосмыслить привычную накатанную колею. Мастер с нами и никто не знает сколь долго есть возможность радовать друг друга удачными, и не очень, пробами пера.
“Понамаревская” площадка – одна из немногих открытых форм самовыражения с традиционными и современными функциями. В планах есть и добавление театральных элементов, поэтому карнавальные костюмы к Старому Новому году – необъяснимому для многих, будут весьма к месту. Русско-американская аудитория творческих людей собирается в Zinc в каждую первую среду месяца. Для нашего проекта устроены супер- скидки. Впереди зима с ветром неизвестности, а согреваться у привычного камина, все-таки, приятно, приходите. [/box]