Юлия Савельева
По своему натурализму и изяществу современные украшения в виде роз соперничают с реальными цветами. И у этой ювелирно-садоводческой традиции давняя история.
В реестре садовых растений роза – самый культивируемый цветок в мире. Ее драгоценные интерпретации также занимают наибольшее число умов и рук ювелиров. Причиной тому и природная красота розы, и сложная трехмерная многослойность ее соцветия – cлишком уж велик соблазн посоперничать с природой, а то и превзойти ее в мастерстве.
История этого соперничества уходит корнями в середину XIX века, когда в ювелирную моду вошли натуралистические мотивы, и роза, в качестве украшения для корсажа или тиары, стала одним из самых заметных мотивов. Так было весь период Bellе Epoque и до наступления эпохи Art Nouveau, когда этот благородный цветок вытеснили другие, менее аристократичные украшения.
В настоящее время роза вновь на аван-сцене, куда ее вывели сразу несколько больших ювелирных брендов, создавших коллекции вокруг да около этого цветка. Пальма, а точнее, роза первенства принадлежит Дому Dior. Виктуар де Кастеллан, креативный директор ювелирного направления Дома, «культивирует» мотив розы уже второе десятилетие. Ее высокая ювелирная коллекция Le Bal des Roses – это невиданное прежде кутюрное, пресыщенное декоративными деталями воплощение розы в драгоценных материалах.
Раскрывшиеся лепестки вырезаны скульптором-ювелиром из внушительных по каратам цельных кусков камней – розового и золотого опала, рубиновой и розовой шпинели, турмалинов параиба, белого кварца, хризопраза и голубого халцедона. Внутри них чувственной композицией громоздятся и подрагивают нераскрывшиеся бутоны-пестики-тычинки из многоцветия прочих драгоценных камней. А на каждом из лепестков, будто застывшая роса, сверкают инкрустированные капли более глубоких по тональности драгоценных камней.
Для швейцарского ювелирно-часового Дома Piaget роза также является фирменной темой, еще с того момента, как Ив Пьяже, представитель четвертого поколения семьи основателей бренда и сам большой любитель живых роз, учредил премию La Rose d’Or («Золотая роза») и стал ежегодно вручать ее садоводам за лучший выведенный цветок. В 1982 году одна из флористических компаний, выигравшая награду, в знак благодарности назвала свою розу «Ив Пьяже» – этот реальный, особенно пышный цветок из 80 лепестков с тех пор вдохновляет ювелиров марки на его драгоценное воплощение.
На ювелирную авансцену розу вывели сразу несколько больших домов.
Дом Breguet свою ювелирную коллекцию La Rose de la Reine посвятил любимому цветку французской королевы Марии-Антуанетты, заказывавшей у Бреге часовые механизмы. Вырезанная из морской раковины в технике камеи роза стала центральной частью колье, колец, браслетов и серег, а обрамляют нежный цветок ряды бриллиантов классической огранки и нити белоснежного жемчуга – безусловно, это самое элегантное прочтение темы королевского цветка.
Жемчуг фигурирует и в коллекции Grace итальянского ювелирного бренда Mimi. Он красиво оттеняет миниатюрные розочки, вырезанные из кораллов, оникса и белого агата.
У прочих ювелирных брендов воплощение розы не столько последовательно, скорее фрагментарно. Но и эти единичные украшения – от de Grisogono, Jacob & Co, Lydia Courteille, Damiani, Prima Exclusive и Yanush Gioielli – вполне достойно соперничают с грандиозными интерпретациями.
Словом, ода этому цветку может быть самой разнообразной, но в каждой отдельной коллекции она одинаково демонстрирует мастерство ювелиров, которые способны представлять все новые и новые «сорта» драгоценных роз.